Физиологические основы проявления физических качеств у детей

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Кафедра теории и методики гребли, лыжного спорта и легкой атлетики

 

 

Галиуллина Екатерина Рамилевна

студентка ТП 601 группы,

специализации «теория и методика

                        физического воспитания»

                                         

 

ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ТЕННИСИСТОВ

ЛЕТ

Выпускная квалификационная работа

(по специальности 032101 «Физическая культура и спорт»)

                                                           

 

Научный руководитель:

к.п.н. доцент

Козырева Р.М.

 

                                                                                                                                   

                             

 

Уфа, 2009

                                           СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ

1.1. Физиологические основы проявления физических качеств у детей 12–13 лет…………………………………………………………………………………..5

1.2. Характеристика физических    качеств у теннисистов 12–13 лет…..……8

1.3. Методы и средства воспитания физических качеств теннисистов 12 – 13 лет…………………………………………………………………………………14            

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ..……………………………………………...29

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Организация исследования…………………………………………………31

2.2. Методы исследования………………………………………………………32

ГЛАВА III. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ТЕННИСИСТОВ 12–13 ЛЕТ

3.1. Обоснование…………………………………………………………………35

3.2. Комплексы упражнений, направленные на воспитания физических качеств теннисистов 12 – 13 лет…………………………………………..…....36

ГЛАВА IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

4.1. Внутригрупповой анализ результатов …………….……………………..43

4.2. Межгрупповой анализ результатов …...…………………………………..46

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...53

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………...55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..56

 

ВВЕДЕНИЕ

Занятия физическими упражнениями, а в особенности теннисом, играет значительную роль в развитии общества. В основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику воспитания физических качеств теннисистов    [49].
     В комплекс необходимых теннисисту физических качеств входят: способность к мышечному расслаблению и гибкость, сила, быстрота, прыгучесть, ловкость и выносливость. Высокое развитие этих качеств, как правило, невозможно без соответствующего уровня развития других. Да и в игровых действиях они не проявляются по одиночке. Отсюда и воспитание физических качеств носит во многом смешанный характер, в значительной мере осуществляется с помощью комплексных средств, прыжковых, беговых, акробатических упражнений. Физическая подготовка предусматривает согласованное, гармоничное развитие качеств с учетом теннисной специфики [47].

Для воспитания физических качеств в теннисе, физические упражнения должны быть направлены на развитие силы, ловкости (координационных способностей), быстроты реакции, выносливости и гибкости. Составной частью методики является система спортивных тренировок, содержащая комплексы упражнений, направленные на воспитание физических качеств теннисистов 12 – 13 лет. На данном этапе подготовки большое внимание уделяется технико-тактической подготовке теннисистов, что в свою очередь отражается на спортивных результатах теннисистов. Недостаточное внимание при этом уделяется физической подготовке [32].

Исходя из вышеизложенного возникает противоречие: между необходимостью продолжать повышать уровень физической подготовленности на данном этапе подготовки и недостаточной разработанностью методик для воспитания физических качеств юных теннисистов.

Гипотеза исследования: уровень развития физических качеств у теннисистов 12–13 лет повысится, если в тренировочный процесс данных спортсменов внедрить усовершенствованные комплексы упражнений, направленные на воспитание данных качеств.

  Цель работы: усовершенствовать и экспериментально проверить эффективность усовершенствованных комплексов упражнений, направленных на воспитание физических качеств теннисистов 12–13 лет.

  Объект исследования: учебно-тренировочный процесс, направленный на воспитание физических качеств теннисистов 12–13 лет.

  Предмет – комплексы упражнений, направленные на воспитание физических качеств теннисистов 12–13 лет.

Задачи работы:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по изучаемой проблеме.

2. Усовершенствовать комплексы упражнений, направленные на воспитание физических качеств теннисистов 12–13 лет.

3. Проверить эффективность усовершенствованных комплексов упражнений, направленных на воспитание физических качеств теннисистов 12–13 лет.

Положения, выносимые на защиту:

1. Усовершенствованные комплексы, направленные на воспитание физических качеств теннисистов 12–13 лет, содержат упражнения, выполняемые с теннисной ракеткой, упражнения с элементами акробатики и современной хореографии.

2. Реализация данного комплекса упражнений позволяет повысить уровень физической подготовленности теннисистов 12–13 лет.

 

 


ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ

 



Физиологические основы проявления физических качеств у детей

 12–13 лет

    Возрастная перио­дизация в известной степени условна и позволяет установить лишь ориентировоч­ные границы между фазами роста. Одна­ко в каждом возрастном периоде физи­ческое воспитание имеет свои отличия. Возрастные особенности организма в зна­чительной степени обусловливают содер­жание и методику физического воспита­ния. С учетом возраста осуществляется подбор средств, определяются допусти­мые нагрузки, нормативные требования [23].

Возраст 12–17 лет характеризуется поступательным развитием организма. Особенностями этого возраста являются постепенное увеличение массы и разме­ров тела, расширение приспособительных возможностей организма [29].

Формирование скелета заканчивается в основном к 17–18 годам. К этому вре­мени сформировывается физиологическая кривизна позвоночного столба. К 16–18 годам заканчивается формирование стопы. В возрасте 15–16 лет особое внима­ние преподавателя физического воспита­ния должно быть обращено на формиро­вание правильной осанки и развитие сто­пы. Чем полноценнее осанка, тем лучше условия для функционирования внутрен­них органов и организма в целом.

У женщин рост заканчивается в 20–22 года, у мужчин в 23–25 лет. Рост тела сочетается с изменениями в строении костной систе­мы. Чрезмерные физические нагрузки могут привести к задержке роста [14]. С возрастом увеличивается относительная доля мышц в общем весе тела. Вес тела продолжает возрастать примерно до 25 лет. У женщин вес тела, как и рост, увеличивается в меньшей мере, чем у мужчин. Вес мышечной массы к весу тела у подростков 15 лет со­ставляет 32,6%, а у юношей 17-18 лет – 44,2%.

Нервные процессы в 12–13 лет отличаются большой подвижностью, так как функциональное раз­витие отделов центральной нервной системы и вегетативных систем заканчивается в основном к 18–21 годам. Сила воз­будительных процессов преобладает над тормозными процессами. В возрасте 11–18 лет отмечается усиленный рост сердца. Линей­ные размеры сердца к 15–17 годам увеличиваются в три раза в сравнении с размерами новорожденных. Объем полостей сердца в 13–15 лет составляет 250 см3, а у взрослых 250–300 см3. Если за семь лет (от 7 до 14) его объем возрастает на 30 – 35%, то за четыре года (от 14 до 18) – на 60–70%. Увеличение емкости поло­сти сердца опережает увеличение 'просветов сосудов. Сердце неред­ко «не поспевает» за увеличением общих размеров тела. В возра­сте 15–20 лет у 10–15% юношей и девушек отмечается относитель­ное «малое» сердце, что приводит к увеличению периода восстано­вительных процессов после нагрузки. Частота сердечных сокращений в возрасте 15 лет составляет 76 ударов в минуту. В обеспечении снабжения тканей кислородом важным фактором является скорость кровотока. Время кругооборота крови в 12–16 лет составляет 18 с [14].

Для укрепления сердечно-сосудистой системы важное значение имеет разносторонняя физическая подготовка, строгая дозировка и постепенное повышение физических нагрузок, систематичность за­нятий физическими упражнениями [29].

С возрастом происходят изменения и в дыхательной системе, с ростом тела потребность в кислороде увеличивается, и органы дыхания работают более напряженно. Так, минутный объем дыха­ния у 13-летнего подростка составляет на 1 кг веса 110–130 мл, у взрослого же всего лишь 80–100 мл. Функциональные возмож­ности аппарата дыхания еще недостаточно совершенны. Жизненная емкость легких и максимальная легочная вентиляция меньше, чем у взрослых. Объем вентиляции составляет в 13–16 лет 45 л. Особенно велика роль физического воспитания в развитии дыха­тельного аппарата. Следует обращать внимание на правильное формирование и увеличение подвижности (экскурсии) грудной клетки, на укрепление дыхательных мышц. Также не­обходимо уметь правильно дышать и овладеть навы­ками грудного и диафрагмального (брюшного) дыхания [37]. При этом следует учитывать, что развитие дыхательной системы происходит в единстве с развитием других систем организма и в различные воз­растные периоды предъявляются разные требования к развитию фи­зических качеств. Развитие тех или иных физических качеств надо рассматривать не только с точки зрения совершенствования дви­гательных способностей, но и обязательно с точки зрения обеспече­ния нормального протекания процесса физического развития и по­вышения функциональных возможностей растущего организма [29].

Уровень развития физических качеств и степень приспособляе­мости организма к физическим нагрузкам на быстроту, силу, гиб­кость зависят от возрастных особенностей организма. Высокие по­казатели гибкости и быстроты могут быть достигнуты к 18 годам, сила мышц увеличивается до 20 лет и более; высокий уровень вы­носливости наблюдается обычно к 23 – 25 годам. Упражнения на выносливость в возрасте 17 – 18 лет и особенно в 15 – 16 лет необхо­димо строго дозировать [18].

В возрасте 15 – 16 лет отмечается значительное увеличение мы­шечной массы и совершенствование нервно-мышечного аппарата, создаются предпосылки к развитию силы. Однако в занятиях с уча­щимися этого возраста следует воздерживаться от силовых упраж­нений с предельными нагрузками, так как условия для развития силы создают несколько позднее в 19 – 20 лет.

Необходимо подчеркнуть, что обучение подростков совпадает с периодом полового созревания. В этот период наблюдается повышенная возбудимость и неустойчивость нервной системы. Индивидуальные особенности физического разви­тия учащихся определяются по данным медицинского контроля. Физиологические возможности учащихся одного и того же возраста могут значительно отличаться. Поэтому в процессе физического вос­питания важен индивидуальный подход [29].

1.2. Характеристика физических качеств у теннисистов 1213 лет

      

  Физическими           качествами     называют       врожденные

морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности [39].

На корте каждый теннисист выполняет движения, в которых участвуют различные группы мышц. При ударах в мышцах бьющей руки возникают силовые нагрузки, которые увеличивают размеры работающих мышц. У многих известных теннисистов окружность плеча и кисти такие же, как у боксеров тяжеловесов. Но силовое напряжение при игре возникает не только в мышцах кисти, предплечья и плеча. Нагрузка ложится на мышцы плечевого пояса, брюшного пресса и ног [17]. В процессе совершенствования мастерства у игроков развиваются и мышцы-сгибатели стопы, которые участвуют в отталкивании при беге и прыжках [39].

   Не обладая достаточной силой, освоить и выполнить в быстром темпе основные удары невозможно. Прежде всего, это касается ударов с отскока. Затем следуют удары с лета, которые выполняются с коротким замахом, но при жесткой связи кисти, предплечья и плеча. В связи с этим приступать к обучению ударам можно лишь после предварительной физической подготовки [21]. Некоторые тренеры перед началом освоения техники большого тенниса советуют приобщать игроков к мини-теннису [45]. Облегченный вариант игры позволяет освоить правильную технику движений и равномерно развивать все группы мышц.

         Начинающий теннисист должен стремиться к образованию так называемого «мышечного корсета», то есть постепенно укреплять мышечную мускулатуру, мышцы ног, плечевого пояса, брюшного пресса и поясничной области [45]. Большое внимание в теннисе уделяется и осанке.

Для теннисиста необходимы такие физические качества, как скорость, ловкость, гибкость, способность сохранять равновесие, хорошие координационные способности, выносливость, взрывная сила, а также теннисист должен развивать способность к расслаблению [48].

Выносливость – способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности [40].

Выносливость нужна теннисисту не только при игре, но и при тренировках. В теннисе есть такое понятие, как скоростная выносливость – способность спортсмена быстро двигаться и перемещаться по игровому полю в течение длительного времени.

Начинать развивать выносливость нужно, постепенно увеличивая нагрузки на все группы мышц до самого высокого уровня. Вместе с увеличением нагрузок должна увеличиваться и длительность тренировок. Длительная работа помогает совершенствовать деятельность всех важнейших систем организма и воспитывает волевые качества спортсмена [39].

Только на корте или у тренировочной стенки развить выносливость в должной степени невозможно. Необходимо разумно сочетать силовые и скоростные упражнения с кроссом, а также с элементами других видов спорта, чередовать спортивный бег и ходьбу, плавание, прыжки в длину и ширину, катание на лыжах и на коньках [38].

Опытный тренер, развивая выносливость у начинающих игроков, применяет два метода. При равномерном методе различные упражнения выполняются с умеренной интенсивностью. На выполнение каждого задания дается определенное количество времени, зависит оно, прежде всего от вида деятельности. Так, на беговой кросс или велокросс может быть отведено 2 – 2,5 ч, упражнения с отягощениями можно выполнять в течение 30 мин и более [30]. Данный метод позволяет тренироваться без угрозы переутомления организма, но не устраивает многих спортсменов. Подобные тренировки они считают однообразными и неинтересными.

При переменном методе чередуются упражнения и движения, выполняемые с различной скоростью. Пробегая кросс, каждый тренирующийся должен через определенные отрезки ускорять движение, а затем постепенно снижать скорость [21]. Этот метод более эффективен, но начинающим игрокам действовать подобным образом достаточно тяжело. Кроме того, в процессе таких тренировок необходим контроль за общим состоянием организма [40].

Комплекс для круга должен состоять из упражнений, в которых предусмотрена нагрузка на все группы мышц. Начинаются они чаще всего с упражнений на мышцы ног или на мышцы плечевого пояса, затем следуют упражнения, направленные на развитие мышц спины, брюшного пресса и рук. В круговых тренировках силовые упражнения чередуются с прыжками и бегом. На выполнение каждого упражнения начинающему игроку отводится 5 мин, но упражнение должно выполняться интенсивно. Начинающему теннисисту можно рекомендовать следующий комплекс упражнений для круга. В некоторых упражнениях используется резиновый жгут [47].

Лучшее начало тренировки – легкие прыжки. Ноги вместе, руки скрещены на груди. На счет «1» - прыжком ноги врозь, руки в стороны. На счет «2» - вернуться в исходное положение. Темп прыжков постепенно увеличивается. Время выполнения – 5 – 7 мин. Усложненный вариант: запрыгнуть на скамейку и быстро спрыгнуть.

Скоростные способности – возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени [21].

Cовременный теннис отличается высоким темпом игры, и каждый теннисист должен быстро оценивать ситуацию и принимать решение. Ни один удар, исключая подачу, игроки не совершают на месте. Им приходится двигаться с разной скоростью и в разных направлениях, используя и бег, и спортивную ходьбу. Часто, чтобы отбить мяч, им приходится развивать максимальную скорость. Скорость проявляется не только в передвижениях по игровому полю, но и в умении поставить ракетку под летящий мяч, а также в умении предугадать действия соперника и определить место приземления мяча [11]. Все эти моменты игры требуют от теннисиста мгновенной реакции, и для каждой формы быстроты в теннисе существуют специальные понятия: определение направления мяча – сложная реакция, умение быстро бегать – высота набора скорости и т. д. [50].

Итак, после того как соперник совершил удар, теннисист должен быстро оценить ситуацию и рассмотреть удар: по направлению (кросс, линия), по виду (крученый, резаный), по силе (сильный или атакующий), по длине (какой уровневой отметки на поле он достигнет) и по степени вращения (сколько оборотов он набирает) [21]. Только после анализа всех этих моментов игрок может правильно построить ответный удар. Учитывая, что мяч находится в воздухе считанные секунды, сделать это очень сложно. С постепенным освоением техники игры развивается умение предугадывать, или, как говорят профессиональные теннисисты, предвосхищать действия соперника [26]. Тогда спортсмен уже будет строить игру, рассчитывая полет мяча, место его приземления и отскока по действиям соперника. Развивать это умение нужно начинать уже в процессе предварительной подготовки, но без помощи и советов тренера научиться этому очень трудно [27].

Чтобы определить «поведение» мяча в воздухе, необходимо внимательно присмотреться к сопернику и обратить внимание на следующие моменты: как он стоит во время удара, какой способ держания ракетки он использует, сколько силы вкладывает в замах, как подбрасывает мяч и какова амплитуда движения ракетки в момент выноса струнной поверхности [21]. Только связав все это вместе, можно определить характер выполнения удара, место отскока и приземления мяча [46]. Быстро оценивать ситуацию и в соответствии с этим строить свое поведение на корте можно только после того, как игрок научится ловить и отбивать мяч, направленный партнером с разной силой и с разного расстояния. Ловить и отбивать мяч, посланный одним из двух (позже трех) партнеров, брошенный партнером из-за спины, ловить и отбивать мяч после удара, а затем после отскока от земли.

Теннисист также должен уметь увеличивать скорость полета мяча. Для этого в предварительную подготовку должны быть включены упражнения на развитие быстроты движений руки с ракеткой. Большинство из них сводятся к выполнению различных подач облегченной ракеткой [2].

Для того чтобы научиться быстро двигаться по площадке, в комплекс подготовительных упражнений должны быть включены: быстрый бег на короткие дистанции, при котором спортсмен резко срывается с места, с перемещенным направлением, а также бег спиной вперед [17]. Бег спиной во время игры используется, когда теннисисту требуется отбежать от сетки и выполнить удар над головой. Начинающий теннисист, отрабатывающий рывковые движения перед бегом, должен учитывать, что в игре ему придется делать не только с места, но и во время бега. Для того чтобы развить скоростно-силовые качества, необходимо регулярно выполнять прыжковые упражнения [3].

  Гибкость – способность выполнять упражнения с большой амплитудой [21].

  Начинающий теннисист должен быть готов к тому, что в игре ему придется совершать удары из трудных положений. На успех может рассчитывать только игрок, умеющий отбивать мяч, находящийся далеко от него. Чтобы до него дотянуться, требуется хорошая гибкость. Чем она выше, тем легче, быстрее и экономнее движения игрока [41].

В отличие от других физических качеств, гибкость следует развивать с детства, потому что с возрастом подвижность в суставах утрачивается, а вернуть ее очень трудно. При занятии этим видом спорта особое внимание следует уделять развитию подвижности в плечевом суставе и кисти [4]. Освоить выполнение всех ударов в игровых условиях без упражнений на развитие гибкости невозможно.

Добиваться максимальной подвижности суставов теннисистам не нужно. Она должна быть лишь немного больше той, которая требуется для успешного удара.

Это предохранит игрока от травм и повреждений при выполнении трудных приемов и тактических комбинаций.

По мере развития гибкости увеличивается амплитуда выполняемых упражнений. Среднее количество повторений на начальных стадиях тренировки – 8 – 12 раз, на последующих занятиях оно должно достигнуть 40 [5].

  Координационные способности – способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно) [40].

Часто теннисисту, играющему у сетки, приходится отбивать мяч в прыжке. Это один из самых трудных ударов. Знакомству с ним должны предшествовать упражнения, развивающие прыжковую ловкость. Среди них можно выделить следующие: 1) стоя перед стеной на расстоянии около 1 м от нее, падать вперед, касаясь ладонями стены, отталкиваться и возвращаться в исходное положение; 2) падение по диагонали (вперед и вправо, вперед и влево) на опору из 3 – 4 матов с ракеткой из разных исходных положений; 3) падение с прыжка вперед по диагонали с места с упором руками на опору из 2 – 4 матов; 4) падение с перекатом через спину и др. [5].

           Способность сохранять равновесие имеет для теннисистов большое значение, потому что качественно и правильно выполнить любой удар можно только из устойчивого положения. Очень часто игрокам приходится бить по мячу в самой высокой точке. Для этого спортсмену необходимо подниматься на носки и изо всех сил вытягиваться вверх. Если он не способен сохранять равновесие, то не сможет удержаться в этом положении.

  Способность сохранять равновесие зависит от работы вестибулярного аппарата, поэтому на начальных этапах знакомства с игрой необходимо как можно чаще выполнять такие упражнения, как повороты, наклоны, прыжки с поворотами на 90, 180, 360 градусов и кувырки из разных исходных положений. Полезно также во время игр и эстафет включать в задания различные типы кувырков (лицом вперед, боком, спиной), но темп игры в этом случае не должен быть слишком быстрым [5].

Для развития гибкости очень важно научиться расслабляться. Все движения теннисиста во время игры должны быть свободными, естественными и раскрепощенными [1].

  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: