Политика минимальных резервов

 

Изменение норм минимальных резервных требований - один из старейших и наиболее распространенных инструментов регулирования денежно-кредитной сферы. Впервые нормы банковских резервов были введены в США в 1863 г. - за полвека до создания ФРС. Затем он был воспринят многими странами, в том числе Германией после войны, Францией в 1967 г., Испанией в 1979 г.; в Великобритании он был введен в 1961 г., однако гораздо меньше используется.

Минимальные резервы - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в центральном банке. Этот метод может использоваться двумя способами. Наиболее часто применяется более ранний способ, то есть обязательные резервы по депозитам: банки должны иметь в центральном банке депозиты, представляющие определенный процент от их депозитов. Второй, реже используемый, чисто французский способ, состоит в обязательных резервах в проценте от суммы кредитования; обязательные резервы рассчитываются на основании суммы кредитов, предоставляемых банком.

Минимальные резервные требования как инструмент денежно-кредитного регулирования возникли в качестве своего рода обеспечения обязательств по депозитам коммерческих банков. Это их назначение сохранилось и в настоящее время. Они выполняют две основные функции: создают условия для текущего регулирования банковской ликвидности, представляя собой инструмент «жесткого регулирования», и одновременно являются ограничителем кредитной эмиссии, причем значение второй функции постоянно возрастает, поскольку центральные банки все больше предпочтения отдают более гибким инструментам регулирования.

Посредством изменения нормы минимальных резервных требований центральные банки поддерживают объем денежной массы в заданных параметрах и регулируют уровень ликвидности коммерческих банков. В результате повышения норм обязательных резервных требований центральным банком уменьшаются суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций. Снижение нормы резервов, напротив, увеличивает возможности кредитования.

Как метод денежно-кредитного регулирования экономики эта политика является «административным» и наиболее действенным методом влияния центрального банка на налично-денежный объем ресурсов банков и их кредитные возможности по сравнению с такими «рыночными» методами регулирования, как учетная политика и политика на открытом рынке.

Требования минимальных резервов используются практически во всех промышленно развитых странах, за исключением Великобритании (хотя Банк Англии формально установил единую ставку в 0,45% для всех видов вкладов), Канады и Люксембурга, но в применении этого метода регулирования в разных странах имеются существенные различия, связанные с национальными особенностями экономики страны. Видные западные экономисты, например, американский экономист П. Самуэльсон, считают политику обязательных, или минимальных, резервов сильно действующим и мощным орудием центрального банка.

Норма минимальных резервных требований устанавливается в законодательном порядке. В некоторых странах установление норм обязательных резервов происходит на основе переговоров между центральным банком и коммерческими банками страны. Так, например, в Нидерландах изменение норм резервов определяется согласованием их между Центральным банком и коммерческими банками страны.

Эффективность действия инструмента регулирования в виде минимальных (обязательных) резервов определяется широтой их охвата. Поэтому механизм использования резервных требований достаточно дифференцирован по странам как в количественном, так и в качественном отношении. Прежде всего неодинакова «база» обязательных резервов, что находит проявление в установлении требований к разным частям баланса - активам или пассивам коммерческих банков. В настоящее время наиболее распространенной формой установления резервных требований является определение нормы как процента от обязательств (кроме Франции). При этом требования могут устанавливаться к общей сумме пассивов или к отдельным статьям, что практикуется наиболее часто. Общепринятыми пассивами для установления резервных требований являются срочные депозиты и депозиты до востребования. Например, в Германии в обязательства, облагаемые минимальными резервами, включаются вклады до востребования, срочные и сберегательные вклады до четырех лет, а также привлеченные средства на межбанковском денежном рынке и долговые обязательства (именные и на предъявителя) сроком до двух лет. Исключение составляют обязательства по отношению к другим институтам, содержащим минимальные резервы.

В странах с жесткими целевыми денежными ориентирами часто устанавливается соответствие между банковскими обязательствами, определенными заданной величиной развития денежной массы, и депозитами, включенными в расчет минимальных резервов. Например, Центральные банки Франции, Испании, Японии, Швеции, Италии, как и Бундесбанк Германии, регулируют денежную массу на основе целевых ориентиров, поэтому в этих странах резервные обязательства распространяются на значительную часть пассива баланса банка.

Вместе с тем с появлением новых видов банковских обязательств или вследствие растущего значения уже существующих в «базу» резервных требований стали включаться все новые виды пассивов. Так, в Германии в середине 80-х годов резервные требования были распространены на предъявительские ценные бумаги сроком до 2 лет, а в США - на банковские обязательства в евровалютах, в Японии - депозитные сертификаты. В некоторых случаях при определении величины минимальных резервов учитываются и межбанковские обязательства. В то же время отдельные виды обязательств в различных странах не подпадают под «базу» исчисления обязательных резервов. Так, например, в Германии из суммы минимальных резервов исключаются обязательства, связанные с финансированием импорта, а также практикуется исключение из «базы» минимальных резервных требований депозитов нерезидентов.

Освобождение отдельных видов обязательств от резервных требований приводит к определенным отрицательным последствиям - в частности банки начинают манипулировать составом своих депозитов, пытаясь большую часть привлеченных средств перевести в категорию свободных от резервных требований. В этом случае центральные банки прибегают к штрафным санкциям.

Как правило, нормы обязательных резервов дифференцируются по отдельным видам депозитов, что обусловлено разграничением по степени «денежности» различных компонентов денежной массы. Разграничение по степени «денежности» необходимо для дифференцированного управления динамикой различных видов депозитов. Как правило, на депозиты до востребования устанавливается более высокая норма резервных требований по сравнению с нормами по срочным и сберегательным депозитам. Однако и в такой сложившейся практике имеются отклонения. Так, в Великобритании, Италии, Южной Корее в настоящее время действуют единые нормы минимальных резервных требований.

Согласно сложившейся практике наиболее приемлемыми активами, используемыми для установления резервных требований, являются высоколиквидные средства. Качественный состав этих средств различен - это могут быть наличные средства в кассах банков, наиболее ликвидные виды активов, государственные ценные бумаги, а в некоторых странах (США, Германия, Швеция) - иностранная валюта на счетах центрального банка. В любом случае все они должны быть максимально «денежными», обеспечивая тем самым возможность использования резервных требований как инструмента воздействия на денежное обращение. Однако, например, в Германии кредитным институтам за это в качестве компенсации предоставляется ряд льгот: бесплатное совершение безналичного платежного оборота через Немецкий федеральный банк; причисление избыточных наличных средств коммерческих банков к выполнению обязательств по минимальным резервам; минимальные резервы служат рабочими активами; дополнительное рефинансирование путем переучета векселей.

Механизм применения резервных требований предусматривает размещение в центральном банке депозитов коммерческих банков на уровне, устанавливаемом как средний за определенный период. В основном, расчетный период составляет 1 месяц - подобная схема используется в Японии, Франции и других странах; в США расчетный период равняется двухнедельному сроку, в Канаде он составляет 2 полумесячных периода.

Практически во всех развитых странах процесс подачи данных коммерческими банками для расчета минимальных резервов формализован. Так, Немецкий федеральный банк предлагает использование специального формуляра, посредством которого отдельные кредитные институты заявляют о своих обязательствах, подлежащих учету при расчете минимальных резервов.

Большое значение в практике применения резервных требований имеет возможность зачета или переноса избытка или дефицита обязательных резервов с текущего периода на следующий, что повышает гибкость регулирующих мер - этот механизм используется в США и Франции. Существуют также возможности варьирования расчетного периода и периода хранения. Как правило, нормы резервных требований определяются на основании предыдущего расчетного периода, поэтому чем больше временной интервал между расчетным периодом и периодом хранения, тем меньше связь реальной величины резервов с состоянием в данный момент денежно-кредитной сферы, а следовательно, ниже эффективность регулирующих мер, особенно в краткосрочном плане. Вместе с тем временной разрыв расчетного периода и периода хранения имеет большое значение для коммерческих банков: если он составляет 1 месяц, то коммерческие банки имеют достаточно времени для использования резервных активов, и их ликвидность возрастает; более короткие периоды - до 1 дня - способствуют установлению жесткого контроля центрального банка над денежной массой. Как правило, интервал между расчетным периодом и периодом хранения не превышает 2-х недель.

Нормы обязательных резервных требований имеют верхнюю границу, размеры которой зависят от видов обязательств, их величины, а также статуса резидентства коммерческого банка. Например, в Германии законом о Немецком федеральном банке 1957 г. ему было разрешено устанавливать нормы обязательных резервов: по вкладам до востребования (1 месяц) величина минимальных резервов не должна превышать 30%, по срочным обязательствам (от 1 месяца до 4 лет) - 20%, по сберегательным вкладам - 10%. В то же время в отношении обязательств банков-нерезидентов Бундесбанк может устанавливать ставку 100% на прирост банковских депозитов. В этих пределах банк может варьировать нормы обязательных резервов в зависимости от целей регулирования экономики.

Нормы резервных требований, устанавливаемые на вклады в иностранной валюте, значительно ниже норм, применяемых к обязательствам в национальной валюте, а зачастую вклады в иностранной валюте не подлежат учету при расчете минимальных резервов. Иногда уровень нормы минимальных резервов зависит от размеров депозитов, включаемых в базу их расчета, - подобная практика характерна для Японии и Австрии.

В ряде стран установление минимальных резервов по отношению к вкладам в иностранной валюте для нерезидентов имеет свои особенности. Например, в США и Японии с целью исключить уклонение от выполнения обязательств по минимальным резервам включают в расчет обязательств в США евродепозиты, а в Японии - обязательства по отношению к офф-шорным центрам.

В Германии при введении чрезвычайных мер в периоды сильного натиска иностранного капитала на денежный рынок Германии с 16 сентября по 15 декабря 1977 г. нормы обязательных резервов для нерезидентов были установлены в размере 80%, что изменило направление движения капиталов в обратную сторону.

Величина норм минимальных резервов может также зависеть от вида кредитного института, что наиболее часто встречается в развивающихся странах. Так, на Филиппинах для сельскохозяйственных банков нормы обязательных резервов установлены на более высоком уровне, чем для других видов банков. Эта зависимость встречается иногда и в практике развитых стран. Так, например, в Германии освобождаются от соблюдения обязательств по минимальным резервам кредитные институты, расположенные в зонах льготного налогообложения. В США в конце 70-х годов многие коммерческие банки вышли из ФРС в связи с тем, что в то время предписания по минимальным резервам распространялись только на банки-члены этой системы. Таким образом они стремились к уклонению от платежей по поддержанию обязательных резервов.

Кроме того, депозиты, размещенные на еврорынке, остаются не охваченными национальными минимальными резервами. Так, Центральный банк Люксембурга вообще не использует механизм минимальных резервов, от обязательств по минимальным резервам освобождаются депозиты нерезидентов во Франции и Испании или, например, в Германии минимальные резервы не устанавливаются на те депозиты нерезидентов, которые компенсируются предоставленными им кредитами.

Стремление коммерческих банков к уклонению от обязательных резервов приводит к новым законодательным поправкам для этих инструментов денежно-кредитной политики. Например, в США неоднократно вносились поправки в действующий порядок о минимальных резервах. В частности, в 1980 г. приняты поправки к акту о денежном контроле, которые устранили стремление банков к выходу из ФРС.

В некоторых странах установление более высоких норм обязательных требований носит штрафной характер - в Японии, например, в отдельные годы высокие нормы устанавливались в случае превышения объемов депозитов установленного уровня.

Нормы обязательных резервных требований неодинаковы в разных странах. Наиболее высокий их уровень наблюдается в Италии (25%) и Испании (17%). В условиях высокой инфляции в Южной Корее в отдельные периоды нормы минимальных требований на прирост банковских депозитов повышались до 100%. Ставки по обязательным резервам кредитных институтов в ведущих промышленно развитых странах в последнее время были установлены в следующих размерах:

 

Великобритания - 0,45%;

США               - 12% по вкладам до востребования, 3% прочие;

Франция         - 5,5% по вкладам до востребования, 3% прочие;

Германия        - от 4,15% до 12,1%;

Швейцария     - 2,5%;

Япония            - от 2,5 до 0,125%.

При нарушении норм обязательных резервов центральный банк может применять штрафные санкции в виде штрафа - взимает повышенный процент. Например, в Германии Бундесбанк взимает процент, который на 3% превышает ломбардную ставку.

Инструмент обязательных резервов используется также центральными банками для обеспечения конкурентоспособности своих коммерческих банков. Так, Немецкий федеральный банк с целью предотвращения оттока вкладов на еврорынок существенно снизил ставки по срочным и сберегательным вкладам, а также по вкладам до востребования нерезидентов (табл. 3.1).

                                                                                               Таблица 3.1

Ставки по обязательным резервам Немецкого федерального банка для нерезидентов, %

Дата Вклады до востребования Срочные вклады Сберегательные вклады
1 февраля 1987 г. 12,1 4,95 4,15
1 марта 1993 г. 12,1 2 2
1 марта 1994 г. 5 2 2

1 Monatsberichte der Deutschen Bundesbank. 1994. August S. 56.

 

Как видим, Бундесбанк для предотвращения отлива иностранного капитала из немецких коммерческих банков значительно снизил нормы обязательных резервов для нерезидентов.

Таким образом, изменение норм обязательных резервов является действенным инструментом денежно-кредитной политики, который постоянно адаптируется к изменяющимся условиям. Это становится особенно актуально в связи с развитием международных экономических связей, в том числе в банковском секторе, при создании свободных экономических объединений (например, таких, как ЕЭС).

Центральные банки варьируют величину нормы обязательных резервных требований в пределах установленных в банковских актах максимальных величин. Частота допустимых изменений - одна из сложнейших проблем, стоящих перед центральным банком. С одной стороны, частый пересмотр норм минимальных резервных требований делает инструмент денежно-кредитной политики более гибким и действенным. С другой стороны, частые изменения уровня нормы могут повлечь за собой нежелательные последствия, значительные издержки адаптации для банковской системы, нахождение ее в состоянии непрерывного стресса. Коммерческие банки могут вообще перестать реагировать на данную меру центрального банка, запасаясь избыточными резервами. Так, в США в ответ на повышение нормы минимальных резервов коммерческие банки быстро нашли другие источники необходимых финансовых средств, в частности от продажи правительственных ценных бумаг, что создало серьезную угрозу подрыва устойчивости системы государственных финансов. В настоящее время ФРС США практически отказалась от использования инструмента минимальных резервов. В Японии резервные ставки претерпели последнее существенное колебание после первого нефтяного кризиса середины 70-х годов, они остались после этого практически на том же уровне, однако Немецкий федеральный банк успешно использует данный инструмент, хотя и значительно реже, чем во времена функционирования Бреттонвудской валютной системы.

Следует отметить, что большинство центральных банков не практикует выплату процентов по обязательным резервам коммерческих банков. В странах с высокими ставками резервов обязательства по минимальным резервам не являются беспроцентными (например, в Италии).

Политика установления минимальных резервных требований в качестве эффективного инструмента денежно-кредитной политики в целях регулирования банковской ликвидности и для контроля рентабельности банковских операций в последние годы заметно утратила свое значение. Все большую роль начинает играть такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как операции на открытом рынке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: