Политика открытого рынка

 

Операции на открытом рынке известны давно как инструмент повышения эффективности учетной политики. Например, еще в XIX веке банк Англии путем усиленных займов на открытом рынке «делал деньги редкими». Таким образом искусственно создается положение, при котором повышение процента оправдано или становится необходимым.

На протяжении всего периода после Второй мировой войны отмечается все более интенсивное использование операций на открытом рынке, что соответствует общей тенденции перехода от прямых к рыночным (косвенным) инструментам регулирования денежно-кредитной сферы.

Операции на открытом рынке представляют собой операции центрального банка по купле-продаже ценных бумаг. Объект этих операций - так называемые рыночные ценные бумаги, преимущественно обязательства казначейства и государственных корпораций, промышленных компаний и банков, а также векселя, учитываемые центральным банком.

Операции на открытом рынке - наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной политики центрального банка, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а следовательно, и на экономику. Время их проведения и их объем вызывают заданную реакцию рынка. В связи с этим они предсказуемы и краткосрочны.

Механизм операций на открытом рынке несложен, что делает его привлекательным для использования. Так, в случае покупки центральным банком ценных бумаг на открытом рынке объем собственных резервов банков и банковской системы в целом увеличивается, а в случае продажи, наоборот, уменьшается, что отражается на стоимости кредита и, следовательно, на объеме денежной массы.

Операции центрального банка на открытом рынке предполагают использование различных технических процедур. Они различаются в зависимости: от условий сделок (прямая купля-продажа или купля-продажа на срок с обязательством обратного выкупа по заранее установленному курсу); объектов сделок (операции с государственными или частными ценными бумагами); срочности сделок (краткосрочные - до 3 месяцев - и долгосрочные - от 1 года; более 1 года - операции с ценными бумагами); сферы проведения операций (только банковский сектор или в совокупности с небанковским сектором рынка ценных бумаг); способа установления процентных ставок (центральным банком или рынком); источника инициативы в проведении операций (центральный банк или участники денежного рынка).

Различия в технических процедурах проведения операций на открытом рынке обусловлены рядом факторов. Важнейшими из них являются специфика кредитно-банковской системы, предполагающая различный состав участников рынка, и особенности национального законодательства. Наибольшее распространение операции на открытом рынке получили в странах с максимально развитыми сегментами денежного рынка - в США, Великобритании, Германии, Японии, Франции и Италии. В развивающихся государствах, в которых отсутствует достаточно широкий рынок высококачественных ценных бумаг, операции центрального банка с ценными бумагами не могут влиять на денежную базу и величину резервов коммерческих банков, не дезорганизуя в то же время сам рынок.

В зависимости от условий сделок с ценными бумагами на открытом рынке, как отмечалось, различаются прямые и обратные операции. Исторически первой формой операций на открытом рынке явились прямые операции, то есть операции центрального банка по покупке или продаже государственных облигаций и других обязательств, казначейских векселей, а в отдельных странах - частных векселей и векселей центрального банка. Прямые операции проводятся на налично-денежной «кассовой» основе, предполагающей полный расчет в течение дня завершения сделки. Операции на базе так называемой регулярной доставки предусматривают проведение полного расчета и доставки ценных бумаг их покупателю на следующий рабочий день. В наиболее значимых масштабах прямые операции с ценными бумагами осуществляются в США Федеральным комитетом по операциям на открытом рынке, специально созданным в рамках ФРС. При покупке ценных бумаг на открытом рынке федеральными резервными банками платеж осуществляется в виде чека, выписанного на резервные банки. Продавцами покупаемых федеральными резервными банками ценных бумаг могут являться банки (входящие или не входящие в систему ФРС), промышленные или финансовые компании, а также физические лица. Если продавцом ценных бумаг выступает банк-член ФРС, то чеки, полученные им в качестве оплаты за проданные ценные бумаги, направляются в федеральный резервный банк соответствующего округа, который увеличивает размеры своих резервов. Во всех других случаях продавцы ценных бумаг, получая чек, выписанный на ФРС, помещают его в банк, открывая тем самым депозит. Банк, в свою очередь, депонирует его на свой счет в федеральном резервном банке, увеличивая свои резервы на сумму проведенной операции. Покупка ФРС ценных бумаг на открытом рынке обусловливает увеличение резервов банков-членов этой системы, что дает им возможность расширять кредитные операции по обслуживанию различных предприятий в разных отраслях экономики. Таким образом, покупая ценные бумаги на открытом рынке, ФРС стимулирует развитие экономики. Если покупателями ценных бумаг являются коммерческие банки, то они уменьшают свои депозиты в федеральных банках на соответствующую сумму. В случае покупки ценных бумаг физическими лицами или нефинансовыми компаниями наблюдается сокращение депозитов соответствующего банка-члена ФРС в резервном банке данного округа, поскольку чеки при операциях на открытом рынке выписываются на резервные банки. Одновременно уменьшаются денежные средства на счетах покупателей ценных бумаг в обслуживающих их банках-членах ФРС.

Таким образом, продажа ФРС ценных бумаг на открытом рынке способствует сокращению резервов банков и, соответственно, уменьшает их кредитные возможности. Отсюда следует, что продажа ФРС ценных бумаг на открытом рынке является инструментом, используемым для оказания сдерживающего воздействия на экономику.

Банки ФРС США осуществляют операции на открытом рынке преимущественно с краткосрочными государственными ценными бумагами, то есть казначейскими векселями.

Прямые операции с краткосрочными ценными бумагами активно применяются как инструмент регулирования денежного обращения и в других промышленно развитых странах. Так, в Японии и Великобритании весьма популярны прямые форвардные операции с краткосрочными ценными бумагами, в Германии объектом операций на открытом рынке являются разновидности обязательств казначейства, именуемые «мобилизационными свидетельствами».

Прямые операции с ценными бумагами широко использует в качестве инструмента косвенного регулирования денежной массы и Банк Италии. Объектом торговли являются, как правило, так называемые основные ценные бумаги, которые пользуются наибольшим спросом, прежде всего средне- и долгосрочные государственные ценные бумаги.

Обратные операции на открытом рынке (операции «репо») - операции по купле-продаже центральным банком ценных бумаг с обязательством обратной продажи-выкупа по заранее установленному курсу. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок и поэтому являются более гибким методом регулирования. Это делает их еще более привлекательными и расширяет масштабы их использования. Обратные операции широко применяются в США, Японии, Канаде, Великобритании, Франции, Италии, Ирландии, Португалии, а также в Германии, где в настоящее время они составляют свыше 95% совокупных операций с ценными бумагами. Операции проводятся с интервалом от 1 до 15 дней.

В традиционном, классическом понимании операции на открытом рынке осуществляются на вторичном рынке ценных бумаг. Однако в странах, где вторичный рынок не получил достаточного развития, к операциям на открытом рынке приравниваются и операции на первичном рынке, хотя в этом случае желаемый результат достигается не прямо, а опосредованно. Например, в Италии при проведении операций центрального банка по купле-продаже ценных бумаг как на первичном, так и на вторичном рынке преследуются цели регулирования объема денежной массы. Основным инструментом, применяемым Банком Италии при управлении ликвидными средствами коммерческих банков, являются операции типа «спот» и «форвард», которые осуществляются на аукционах с участием или без участия брокеров, представляющих интересы банковских и нефинансовых компаний. В последнем случае Банк Италии напрямую покупает и продает ценные бумаги. Прямые операции Банк Италии осуществляет с государственными ценными бумагами со сроком погашения менее 1 года. На вторичном рынке он проводит операции со средне- и долгосрочными ценными бумагами, подпадающими под категорию основных ценных бумаг, то есть пользующихся наибольшим спросом.

В Великобритании также операции с государственными ценными бумагами осуществляются на первичном рынке, но в строго определенных рамках. Для Банка Англии политика на открытом рынке является ведущим инструментом денежно-кредитного регулирования, прочие инструменты используются нерегулярно.

При проведении политики на открытом рынке Банк Англии концентрируется на двух основных операциях: в рамках долгосрочной политики - на операциях с облигациями государственных займов, в краткосрочном аспекте - на операциях с казначейскими векселями. Эта политика осуществляется через дисконтные дома путем установления для них твердых ставок по купле и продаже ценных бумаг. Таким образом, на денежном рынке создается дефицит ликвидных ресурсов, что способствует успешному проведению учетной политики.

Операции на первичном рынке с негосударственными ценными бумагами не находят широкого распространения (исключением являются Великобритания и Франция).

Следует отметить, что при сравнительно небольших масштабах операции на открытом рынке оказывают в основном качественное, а не количественное воздействие на ликвидность банковской системы и состояние денежного обращения. По мере расширения объема операций на открытом рынке появляется возможность эффективно воздействовать и на количественные параметры денежного рынка. В результате операции на открытом рынке превращаются в действенное средство регулирования состояния денежного обращения и экономики в целом.

 

Депозитная политика

       Депозитная политика - это политика центрального банка по привлечению денежных средств коммерческих банков в депозиты, открываемые в ЦБ.

       Цель проводимых операций - регулирование ликвидности банковской системы путем привлечения в депозиты денежных средств банков. Посредством изменения процентной ставки и сроков депозита центральный банк заинтересовывает коммерческие банки в размещении денежных средств в депозиты. В результате уменьшаются денежные средства, находящиеся в распоряжении коммерческих банков и используемые для расширения активных операций.

       Центральный банк Российской Федерации осуществляет следующие виды депозитных операций:

- проведение депозитных аукционов;

- проведение депозитных операций по фиксированной процентной ставке;

- прием в депозит средств банков, заключивших с Банком России Генеральное соглашение о проведении депозитных операций в валюте Российской Федерации с использованием системы «Рейтерс-Дилинг»;

- прием в депозит средств банков на основе отдельного соглашения, определяющего условия депозита.

Депозитные операции с использованием системы «Рейтерс-Дилинг» проводятся Банком России на следующих стандартных условиях:

1.  «Овернайт»;

2.  «Том-некст»;

3.  «1 неделя»;

4.  На других стандартных условиях.

 

1.  «Овернайт» - депозитная сделка сроком на 1 рабочий день (при заключении депозитной сделки в пятницу - на период от пятницы до понедельника включительно), при которой поступление (перечисление) средств на счет по учету депозитов, открытый в Банке России, осуществляется в день заключения сделки, а возврат суммы депозита и уплата процентов осуществляется на следующий рабочий день после установленной даты поступления (перечисления) средств на счет по учету депозитов, открытый в Банке России.

2.  «Том-некст» - депозитная сделка сроком на 1 рабочий день (при заключении депозитной сделки в четверг - на период от пятницы до понедельника включительно), при которой поступление (перечисление) средств на счет по учету депозитов, открытый в Банке России, осуществляется на следующий рабочий день после установленной даты поступления (перечисления) средств на счет по учету депозитов, открытый в Банке России.

3.  «1 неделя» - депозитная сделка сроком на семь календарных дней, при которой поступление (перечисление) средств на счет по учету депозитов, открытый в Банке России, осуществляется в день заключения сделки, а возврат суммы депозита и уплата процентов осуществляется на седьмой день после установленной даты поступления (перечисления) средств на счет по учету депозитов, открытый в Банке России (если седьмой день срока депозита приходится на нерабочий день - в следующий за ним рабочий день).

4.  На других стандартных условиях, объявленных Банком России (перечень депозитных сделок на стандартных условиях, объявленных Банком России, может быть им изменен).

Депозитная политика регулирует движение потоков денежных средств между коммерческими банками и центральным банком и тем самым оказывает влияние на состояние резервов кредитных институтов.

Если проводится экспансивная депозитная политика, денежные средства государственного сектора экономики, размещенные в центральном банке, уменьшаются (например, на величину b). Соответственно на эту величину возрастают резервы второго уровня банковской системы. При проведении экспансивной депозитной политики необходимо учитывать и обратный эффект, который вызывает рост резервов кредитных институтов. Если допустить, что размещенные в результате проведения депозитной политики в кредитных институтах денежные средства государственного сектора состоят на долю c из наличных денег, то общий объем резервов коммерческих банков увеличивается на (1 - с) b. При увеличении резервов коммерческих банков путем притока депозитов из государственного сектора сумма минимальных резервов по ставке r возрастает на r (1 - c) b. Таким образом, резервы кредитных институтов увеличатся на разницу между двумя вышеприведенными данными.

При увеличении резервов возрастает кредитный потенциал коммерческих банков, что при уравновешенном рынке ведет к снижению процентных ставок и росту инфляции. При проведении контрактивной депозитной политики достигается обратный результат - уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.

 

Валютная политика

 

Центральный банк в большинстве стран является проводником государственной валютной политики, хотя, например, в Италии валютную политику разрабатывает и реализует наряду с Центральным банком специально созданное ведомство - Итальянское валютное бюро.

Валютная политика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства, прежде всего уравновешивание платежного баланса и устойчивость курса национальной валюты.

В наиболее общем виде валютная политика включает следующие элементы:

- регулирование валютного курса (механизм его установления, поддержки уровня);

- управление официальными валютными резервами;

- валютное регулирование и валютный контроль;

- международное валютное сотрудничество и участие в международных валютно-финансовых организациях.

Инструментами проводимой центральными банками валютной политики являются валютные интервенции и в той или иной степени практически все инструменты денежно-кредитной политики. Таким образом, валютная политика теснейшим образом связана с денежно-кредитной политикой. Обе они являются практически неразделимыми частями экономической политики государства, имеют тесно связанные цели и проводятся обычно одним и тем же учреждением - центральным банком. Во многих развитых странах не делается различий между валютной и денежно-кредитной политикой и для их обозначения используется один и тот же термин «монетарная политика» (см. параграф 1.1).

На различных этапах экономического развития направления валютной политики определяются экономической и политической ситуацией в стране, состоянием ее платежного баланса и денежного обращения, а также внешними обязательствами, вытекающими из участия этой страны в международных кредитно-финансовых организациях.

В условиях действия золотого стандарта относительная стабильность валютного положения, стихийное выравнивание платежных балансов и устойчивость валютных курсов автоматически обеспечивались механизмом золотых точек. Отход от золотого стандарта сопровождался усилением вмешательства государства в сферу международных расчетов, необходимым условием которых становится государственное регулирование международных валютно-кредитных отношений.

Механизм регулирования валютного курса имеет особо важное значение в процессе регулирования валютно-кредитных отношений стран с высокой зависимостью экономики от внешних рынков. Так, например, почти треть национального продукта Германии приходится на мировой рынок, в Японии эта зависимость достигает 100%.

Прямое вмешательство центрального банка в функционирование валютного рынка путем купли-продажи иностранной валюты в целях воздействия на курс национальной валюты получило название «валютная интервенция». В ходе валютной интервенции центральные банки покупают иностранную валюту, когда ее предложение избыточно, вследствие чего валютный курс находится на низком уровне, и продает ее, когда предложение иностранной валюты недостаточно и валютный курс высокий. Тем самым центральные банки способствуют уравновешиванию спроса и предложения на иностранную валюту и ограничивают пределы колебаний курса национальных денежных единиц.

Валютная интервенция как мера государственного вмешательства в валютную сферу применялась еще в XIX в., а широкое распространение получила в 30-е годы текущего столетия после краха золотого стандарта. При Бреттонвудской системе валютные интервенции являлись инструментом поддержания фиксированных валютных паритетов и курсов. При плавающих курсах валютные интервенции используются для сглаживания колебаний курса национальной денежной единицы.

В условиях бумажно-денежных систем валютные интервенции осуществляются не просто по инициативе центральных банков, а представляют собой правительственные мероприятия, средства на проведение которых черпаются из официальных валютных резервов или из кредитов по межбанковским соглашениям «своп».

Валютные интервенции могут проводиться центральным банком одной страны или центральными банками нескольких государств. Так, в рамках действия Европейской валютной системы (ЕВС) поддержание согласованных курсов стран-членов ЕВС осуществлялось посредством валютных интервенций, проводимых центральными банками. Порядок проведения валютных интервенций регламентировался разработанными правилами. Центральные банки стран, входящих в ЕВС, должны были поддерживать при помощи валютных интервенций курсы своих валют в пределах установленных границ. При этом интервенции проводятся ранее момента достижения валютными курсами верхних или нижних границ. Подобные интервенции получили название «предельных».

Поддерживая курсы более слабых валют, центральные банки стран, валюты которых отличаются стабильностью, проводят интервенции на валютном рынке. В сентябре 1992 г., когда валюты трех стран ЕВС - Италии, Великобритании и Франции - оказались в весьма слабой позиции по отношению к немецкой марке, Бундесбанк для поддержания их курса был вынужден продать 92 млрд немецких марок и скупить слабую валюту своих партнеров.

Выбор валюты, используемой при валютной интервенции, зависит от цели интервенции, институциональной среды, в рамках которой она проводится, а также от роли интервенционной валюты в международной или региональной валютной системе. Так, доллар США традиционно используется для этих целей во многих странах мира, в то время как в европейских государствах интервенционной валютой являлась немецкая марка.

Центральные банки, как правило, проводят интервенции на валютном рынке в наличной форме, что обеспечивает прямое и эффективное воздействие на валютный курс. Форвардные сделки используются реже и лишь в случае необходимости конфиденциальности сделки, чтобы отсрочить ее воздействие на внутреннюю ликвидность. Производные финансовые инструменты - «деривативы» (фьючерсы и опционы) используются крайне редко.

Большинство центральных банков проводит валютную интервенцию на межбанковском рынке, хотя некоторые используют для этих целей сессию по установлению валютного курса.

Выбор порядка проведения валютных интервенций - напрямую через дилеров, брокеров, избранных участников рынка - зависит от преследуемых целей. Так, валютные интервенции, осуществляемые при участии брокеров, не являются конфиденциальными. Избранные участники рынка привлекаются для проведения валютных интервенций, если требуется соблюдение секретности интервенционных операций.

Зачастую к проведению валютных интервенций привлекаются иностранные участники, что позволяет решить такие вопросы, как разница во временных поясах, наличие выходных дней, обеспечение эффективности, беспристрастности по отношению к местным участникам рынка.

К участникам валютных интервенций предъявляются определенные требования. Участники валютных интервенций должны:

- являться участниками валютного рынка, осуществляющими операции за свой счет;

- уметь ориентироваться в сложных условиях при установлении цены на валюту;

- располагать необходимой информацией;

- быть кредитоспособными.

Использование валютных интервенций имеет свои границы. Они эффективны лишь в случае незначительной неуравновешенности платежных балансов, характеризующейся периодической сменой пассивного и активного сальдо. Из-за ограниченности размеров официальных валютных резервов продажа иностранной валюты должна чередоваться с ее покупкой - в противном случае резервы могут быть исчерпаны. В связи с этим многие страны, имеющие хронический дефицит платежного баланса, нередко вынуждены вместо валютных интервенций прибегать к различным формам валютных ограничений.

В условиях фиксированного валютного курса проведение валютных интервенций ограничено инфляционным обесценением национальной денежной единицы. При падении валютного курса в результате инфляции его поддержание на официальном уровне противоречит самой цели валютной интервенции, поскольку официальный курс не соответствует курсу, вытекающему из соотношения покупательной силы валют. В случае значительного падения курса валюты в результате инфляции проведение валютной интервенции предполагает девальвацию валюты этой страны или ревальвацию валют других государств.

Зачастую валютные интервенции используются не столько для обеспечения устойчивости валютного курса, сколько для поддержания его на искусственно заниженном уровне в целях повышения конкурентоспособности экспорта. Это позволяет экспортерам получать от центрального банка в обмен на иностранную валюту большее количество национальной валюты и сохранять прежнюю норму прибыли, продавая товары по демпинговым ценам.

Недостаточная эффективность регулирования валютных курсов посредством проведения валютных интервенций может вызвать валютные кризисы.

Одним из методов регулирования валютного курса является дисконтная политика, осуществляемая путем понижения или повышения официальной учетной ставки.

Воздействуя на уровень процентных ставок, центральный банк оказывает определенное влияние на приток или отток капиталов и тем самым на валютный курс. Повышение ставок способствует поддержанию курса, поскольку стимулирует спрос на данную валюту, а их понижение приводит к ослаблению валюты.

Повышение учетной ставки - традиционный способ, применяемый центральными банками для регулирования валютного курса и для сохранения официальных валютных резервов. Вместе с тем условием эффективности дисконтной политики является перемещение капиталов между странами, вызываемое именно поиском более прибыльного их размещения. Если же отток капиталов обусловлен экономической и политической нестабильностью, ожиданием девальвации валюты или возможностью введения валютных ограничений, то повышение учетной ставки не может даже приостановить утечку капиталов, не говоря уже о способствовании новому их притоку в страну. В связи с этим данный инструмент регулирования валютных курсов далеко не всегда является эффективным. Отрицательным моментом использования дисконтной политики является также удорожание кредита внутри страны вследствие повышения учетной ставки, что негативно влияет на развитие производства.

Интернационализация хозяйственных связей в еще большей степени снижает эффективность дисконтной политики. Так, использование данного механизма развитыми странами, и прежде всего США, отрицательно воздействует на конкурентов, вынуждая их проводить аналогичную политику, не оправданную состоянием их внутриэкономической конъюнктуры, но неизбежно ввиду необходимости защиты курса национальной валюты. Зачастую это приводит к международной «войне» процентных ставок.

Валютные ограничения представляют собой совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном или административном порядке и направленных на уравновешивание платежных балансов, поддержание курса национальной валюты и достижение других целей. Валютные ограничения как инструмент регулирования валютного курса используются в тех случаях, когда практика валютных интервенций не является эффективной, то есть в условиях хронических и крупных дефицитов платежных балансов. При данных обстоятельствах страна вынуждена вводить валютные ограничения в целях сбалансирования внешних платежей и поступлений.

Формы валютных ограничений многообразны. Во внешней торговле они проявляются в требовании 100 %-й продажи экспортной выручки центральному банку по официальному курсу. Нередко практикуется лицензирование продажи иностранной валюты импортерам. По операциям, отражаемым в «невидимых» статьях платежного баланса, они принимают форму запрета на ввоз или вывоз валютных ценностей без специальных разрешений, ограничения прав физических лиц на владение и распоряжение иностранной валютой. В сфере движения капиталов и кредитов регулированию подлежат иностранные инвестиции, вывоз прибылей, привлекаемые частными компаниями внешние займы и кредиты, перевод последних в национальную валюту. В отдельных странах заемщики обязаны депонировать часть получаемых ими иностранных кредитов на специальных счетах в центральном банке, при этом размеры депозитов дифференцируются в зависимости от назначения этих кредитов.

Жесткость валютных ограничений зависит от конкретной валютной ситуации в той или иной стране. Развитые страны в последние годы отходят от практики валютных ограничений, в то время как развивающиеся государства их активно используют.

Регулирование межбанковского валютного рынка и проведение валютных аукционов. Валютный рынок - один из важнейших секторов рыночного хозяйства - состоит из двух сегментов: биржевого и внебиржевого (межбанковского), которые взаимосвязаны и взаимозависимы. В период валютной нестабильности усиливается роль биржевого рынка, а в условиях стабилизации происходит усиление межбанковского внебиржевого рынка.

Как свидетельствует опыт зарубежных стран, сложились две основные формы торговли иностранной валютой. В развитых государствах наибольшее распространение получила торговля валютой на межбанковском рынке, участниками которого являются частные коммерческие банки и валютные дилеры. В ходе заключения сделок между коммерческими банками и их клиентами определяется уровень валютного курса. При этом он свободно изменяется каждый час и каждый день.

В некоторых странах (преимущественно развивающихся) используется другая форма - продажа иностранной валюты и установление валютного курса на валютных аукционах. Аукционы проводят центральные банки, а установленный на них курс действует до следующего аукциона.

На выбор порядка установления валютного курса оказывает влияние ряд факторов. Прежде всего это степень развития межбанковского рынка и его институциональной основы. Если в стране функционируют всего лишь 2 - 3 коммерческих банка, а главным получателем валютных доходов является государственный сектор, то установление валютного курса на межбанковском рынке является не совсем приемлемым, поскольку отсутствуют конкурентные условия для эффективного функционирования и предотвращения монополизации межбанковского рынка. Вместе с тем степень развития валютного рынка не всегда оказывает однозначное влияние на выбор порядка курсообразования. Например, в отдельных развивающихся странах, не располагающих достаточно развитой институциональной банковской структурой, используется все же межбанковский рынок, что обусловлено недостатком у центрального банка финансовых средств и квалифицированных кадров для организации и проведения валютных аукционов.

В целях предотвращения монополизации валютного рынка крупнейшими дилерами и обеспечения его конкурентного функционирования центральные банки отдельных стран устанавливают максимальный и минимальный лимиты на уровень валютных резервов коммерческих банков. Иногда устанавливаются также максимальные комиссии, или «спрэд», на курсы покупки и продажи валюты коммерческими банками.

В организации валютных аукционов центральные банки играют еще более значимую роль, чем в регулировании межбанковского рынка. В странах, практикующих аукционную систему, в законодательном порядке, как правило, установлена 100%-я продажа экспортной выручки центральному банку. При этом валютные доходы от экспорта поступают на аукционы не в полном объеме, поскольку их часть направляется на финансирование государственных расходов: оплату импорта, обеспечение потребностей государственных предприятий.

Проведение валютных аукционов осуществляется следующим образом. Центральные банки устанавливают минимальную цену на иностранную валюту; заявки с более низкой ценой не принимаются. Доступ покупателей валюты к аукционам во многом зависит от действующей в данной стране системы валютных и торговых ограничений. Как правило, на аукционы допускаются лишь импортеры, имеющие импортные лицензии.

В некоторых государствах подача заявки на покупку валюты должна сопровождаться открытием депозита, эквивалентного 100% суммы заявки, в других странах устанавливается минимальный объем заявок и одновременно с ними центральному банку представляется чек на указанную в заявке сумму. Нередко участники валютного аукциона должны предварительно получить в центральном банке разрешение на участие в валютных операциях. При этом авансовые депозиты, ранее открытые в центральном банке проигравшими аукцион юридическими лицами, целиком либо частично им возвращаются.

В мировой практике известны два способа установления валютного курса на валютных аукционах: голландский способ и система маржинальной цены. При голландском способе каждый участник аукциона, заявка которого удовлетворяется, должен оплатить валюту по предложенному курсу. В этом случае для покупателей валюты существует возможность заплатить за иностранную валюту более высокую цену, чем равновесный рыночный курс, если они правильно оценили соотношение спроса и предложения на рынке и при этом выиграли аукцион.

При системе маржинальной цены все лица, выигравшие аукцион, покупают валюту по одному курсу. Последний определяется как наименьший (маржинальный) курс валюты среди выигравших заявок. По своей сути он и является равновесным рыночным курсом. Покупатели валюты, оценившие валюту дороже, чем равновесный курс, покупают иностранную валюту в полном объеме по равновесному курсу; оценившие иностранную валюту дешевле равновесного курса проигрывают аукцион и ничего не получают. Те покупатели, у которых заявленная цена на валюту совпала с равновесным курсом, получают часть запрошенной суммы, и ее размер зависит от количества валюты, оставшейся после удовлетворения более дорогих заявок.

Частота проведения валютных аукционов различается в разных странах - они могут организовываться ежедневно, дважды в неделю, еженедельно, раз в 2 недели. Следует отметить, что редкое проведение аукционов выхолащивает саму суть гибкой курсовой политики, поскольку валютный курс, устанавливаемый на длительный срок, не является показательным. Кроме того, задержка с приобретением и продажей иностранной валюты ухудшает показатели внешнеэкономической деятельности. В частности, это дает возможность экспортерам, выручка которых подлежит обязательной продаже центральному банку, легальным путем некоторое время оставлять ее у себя и использовать в незаконных операциях.

Как показала практика, применение аукционного способа продажи валюты является целесообразным на начальном этапе развития полноценного валютного рынка. Однако проведение валютных аукционов должно сочетаться с комплексом мер по либерализации экономики и внешнеэкономических связей.

Валютные резервы представляют собой официальные запасы иностранной валюты, находящиеся на счетах в центральном банке, а также в банках за рубежом либо вложенные в иностранные ценные бумаги.

Официальные валютные резервы предназначаются для осуществления международных расчетов, а также для проведения валютных интервенций в целях регулирования курса национальной денежной единицы. Они служат обеспечением стабильности национальной валюты.

В целях поддержания валютных резервов на приемлемом для той или иной страны уровне центральные банки осуществляют целый комплекс мероприятий, именуемых управлением валютными резервами.

Под управлением валютными резервами подразумевается формирование их оптимальной структуры и рациональное размещение, осуществляемое следующим образом. Прежде всего определяется временная структура валютных резервов. В зависимости от временного критерия валютные резервы разделяются на 3 категории:

- ликвидные краткосрочные;

- среднесрочные;

- долгосрочные.

Краткосрочные ликвидные резервы представляют собой требования и обязательства, срок которых не превышает 3 месяца, срок среднесрочных - 3 года, долгосрочных - от 3 лет и более. Несмотря на теоретическую возможность весьма продолжительных периодов, сроки размещения долгосрочных резервов, как правило, не превышают 6 лет.

В структуре валютных резервов краткосрочные ликвидные средства составляют не менее половины совокупных объемов. Это характерно прежде всего для стран с низкой интервенционной активностью и значительным объемом резервов. В государствах с неустойчивой экономикой удельный вес ликвидных краткосрочных средств может достигать до 100%. Выбор той или иной временной структуры валютных резервов определяется сложившейся в стране ситуацией, позволяющей отдать предпочтение более прибыльной и более рискованной структуре или, наоборот, менее прибыльной и менее рискованной. Например, ожидаемый доход по долгосрочным облигациям может быть более высоким, но сложившаяся в стране экономическая ситуация не позволяет банку подвергать себя большому риску.

При выборе временной структуры валютных резервов центральный банк исходит прежде всего из предполагаемого направления использования валютных резервов. Если валютные резервы предназначаются для проведения валютных интервенций, то степень их ликвидности должна быть максимально высокой и в структуре должны доминировать краткосрочные активы, легко реализуемые в наличность без серьезных потерь. Если же валютные резервы полагается использовать на цели урегулирования международных платежей, то их структура должна быть более дифференцированной, что даст возможность увеличить их стоимость.

Центральные банки зарубежных стран прибегают преимущественно к формированию валютных резервов из краткосрочных и среднесрочных активов. Так, Банк Франции почти все свои валютные активы держит в краткосрочной ликвидной форме. Валютные резервы Банка Италии состоят из средне- и краткосрочных активов, причем периодически, во время часто проводимых валютных интервенций, он отказывается от среднесрочных активов. В Швейцарии законодательно запрещены операции с официальными резервами, срок исполнения которых превышает 1 календарный год. В Великобритании и скандинавских государствах в структуре валютных резервов представлены все 3 вида активов, однако доля долгосрочных активов превышает 1/10 совокупных объемов валютных резервов.

Не менее важными в процессе управления валютными резервами являются определение валютной корзины и выбор инструментария.

Как следует из зарубежной экономической литературы, не существует реальной теории оптимальной комбинации структуры официальных валютных резервов. Вместе с тем имеется целый ряд моделей построения диверсифицированной валютной корзины резервов, качественный состав которых зависит главным образом от целей использования валютных запасов. При предназначенности валютных резервов в первую очередь для проведения валютных интервенций валютная корзина диверсифицирована в минимальной степени. В этом случае наибольший удельный вес имеют те иностранные валюты, которые традиционно используются в интервенционных целях. Для оптимизации валютной корзины центральные банки периодически пересматривают ее, увеличивая долю интервенционных валют. Если же валютные резервы предназначены преимущественно для урегулирования внешних платежей, то валютная корзина резервов более диверсифицирована. Удельный вес каждой из включенных в состав корзины валют определяется в зависимости от ее стабильности, а также ее курса к национальной денежной единице.

В настоящее время главной резервной валютой, в которой центральные банки держат свои золотые запасы, продолжает оставаться доллар США (табл. 3.2).

Таблица 3.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: