Кредитные вложения банков на 1 января, млрд руб

 

Показатель   1986 1987 1988 1989 1990 1991
Кредиты народному хозяйству и населению 521,4 452,6 430,4 404,6 391,2 364,4
Кредиты Госбанка Министерству финансов 106,7 125,7 180,2 267,7 350,5 511,2
Задолженность бюджета по возмещению разниц в ценах на сельскохозяйственную и другую продукцию 11,3 14,9 20,5 30,3 39,6 61,6

Источник: О. И. Лаврушин «Деньги. Кредит. Банки», 1998.

 

Начался резкий спад производства, снизилась производительность труда. Страна свалилась в глубокий продовольственный, жилищный, топливный и инвестиционный кризис; деформировались многие звенья финансово-кредитной системы, гиперинфляция поразила денежное обращение и повлекла за собой снижение жизненного уровня населения. В таких условиях прежняя политика в области денег и кредита не способна была быстро реагировать на изменяющиеся условия развития, находить нужные способы решения проблем.

С начала 1992 г. проблемы высокой инфляции и мер борьбы с ней выдвигаются в экономической политике России на первое место. Вызвано это тем резким повышением цен, которое произошло вследствие их либерализации (так, по официальным данным, потребительские цены в России увеличились в 1992 г. в 27 раз). В качестве решения данной проблемы в нашей стране был взят курс на последовательное проведение в жизнь ортодоксально-монетаристской программы финансовой стабилизации МВФ (правительство Е. Т. Гайдара). Именно этот подход преобладает с начала 1992 г. в государственной экономической политике. Его правомерность активно обосновывают и защищают многие отечественные экономисты, хотя в последнее время их ряды заметно поредели по сравнению с прошлыми годами, а сам подход стал объектом жесткой критики.

Каковы же основные итоги проводимой правительством и Центральным банком России политики по финансовой стабилизации экономики монетарными методами?

В 1992 г. для осуществления денежно-кредитного регулирования Центральный банк РФ использовал три инструмента: политика обязательных резервов, уровень процентной ставки и регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков. Эти инструменты в силу своей новизны для банковской системы РФ использовались не так эффективно, как предусматривают теория и практика денежно-кредитного регулирования. Неразвитость инструментария денежной политики предопределила итоги их применения.

С первых месяцев 1992 г. проводившаяся жесткая бюджетная и денежно-кредитная политика после январского скачка цен позволяла сдерживать рост денежной массы в обращении, не давая экономике впасть в гиперинфляцию. В целом за год среднемесячная инфляция достигла 41% (без учета январского «скачка» цен среднемесячный рост цен был равен 18%).

За первые 5 месяцев 1992 г. общий объем кредитных вложений в экономику увеличился с 439,4 млрд руб. на 1.01.92 г. до 1041,8 млрд руб. на 01.06.92 г. Денежная эмиссия была умеренной. Так, ее размеры (в % к предыдущему месяцу) составляли в январе 85,6%, в феврале - 143,6%, в марте - 151,7%, в апреле - 181,6%, в мае - 62,2% [32].

К середине второго квартала начала нарастать разбалансированность государственных финансов. Под воздействием инфляции росли цены, снижалась доля прибыли предприятий, росло число убыточных предприятий, сокращалось производство, обострился кризис неплатежей, снижался жизненный уровень населения, увеличилась социальная напряженность. На этом фоне произошло некоторое смягчение жесткой бюджетной и денежно-кредитной политики, стали осуществляться мероприятия по государственной поддержке социально значимых отраслей экономики (АПК, ТЭК), значительно увеличились пенсии, стипендии, заработная плата в бюджетных организациях. Это привело к росту бюджетного дефицита и усилению платежного кризиса, так как не происходило оздоровление в реальном секторе экономики.

В течение 1992 г. в результате проведения жесткой денежно-кредитной политики удалось резко сжать денежную массу (ее реальный объем уменьшился до 35%, а с учетом падения производства и «сжатия» внутреннего рынка - до 45% от исходного уровня в январе 1991 г.), поставить под контроль дефицит бюджета, но продолжалась практика бесконтрольной выдачи кредитов.

Центральный банк, сдерживающий до июня массу денег в обращении, под угрозой массовых остановок производства, а так же в связи с необходимостью кредитования работ сезонного характера (посевные работы, завоз товаров в районы Крайнего Севера) резко увеличил выдачу кредитов коммерческим банкам. Объем кредитных вложений в экономику увеличился с 1041,8 млрд руб. на 01.06.92 г. до 2877,8 млрд руб. на 01.10.92 г., то есть в 2,8 раза. Причем удельный вес краткосрочного кредитования (до года) составил на 01.10.92 г. 94,4%. Таким образом, Банк России осуществлял прямое рефинансирование коммерческих банков [32].

Официальная ставка рефинансирования в течение года постепенно увеличивалась от 20 до 80% и характеризовалась как отрицательная (то есть ее уровень был ниже темпов инфляции) (см. прил. 1).

За июнь - сентябрь резко увеличился объем наличной и безналичной денежной массы в обращении (денежный агрегат М1) с 1457,7 млрд руб. на 01.06.92 г. до 4311,6 млрд руб. на 01.10.92 г. (в 3 раза) [32].

Рост денежной массы в обращении, сентябрьское увеличение цен на энергоносители, закупка сельскохозяйственного сырья нового урожая по повышенным ценам, выдача Центральным банком в 1V квартале льготных кредитов на пополнение оборотных средств промышленным предприятиям, сельскому хозяйству, для осуществления долгосрочного завоза продукции в районы Крайнего Севера и т. д. основательно ухудшило состояние финансовой системы.

Рост кредитных вложений в экономику, достигший к 01.01.93 г. 5101,6 млрд руб. против 2877,8 млрд руб. на 01.10.92 г. сопровождался увеличением денежной эмиссии, которая составила в декабре 1992 г. 327,5 млрд руб. против 140,6 млрд руб. в сентябре. Все это вызвало значительное ускорение инфляционных процессов. Если в июле - сентябре сводный индекс потребительских цен увеличивался ежемесячно на 9 - 12%, то в четвертом квартале его рост достиг 23 - 25% в месяц [32].

Для сокращения денежной массы Банк России установил достаточно высокие нормативы резервных требований для коммерческих банков. В 1992 г. они составили: по счетам до востребования и по обязательствам банков сроком погашения до 1 года - 20%, свыше 1 года - 15% (см. прил. 2).

Сжатие реальной денежной массы вызвало колоссальный кризис неплатежей (масштабы кризиса неплатежей существенно сократились после проведения в середине 1992 г. зачета взаимной задолженности предприятий, которым сократили неплатежи на 1,7 трлн руб.). В результате насыщенность рынка денежной массой увеличилась до 60%, следствием чего было существенное замедление спада осенью - зимой 1992 - 1993 гг. Однако принятые дефляционные меры привели к тому, что уровень насыщенности рынка денежной массой упал до 30%, что вновь явилось причиной платежного кризиса и нового спада производства.

В 1993 г., используя те же монетарные антиинфляционные инструменты, правительство стремилось сокращать денежную массу и довело ее к концу года до чрезвычайно низкого уровня - 14% по сравнению с декабрем 1991 г. Это произошло при высоком уровне бюджетного дефицита (он составлял 17,3 трлн руб., или 11% ВВП) и его покрытия на 60% за счет эмиссии Центрального банка РФ (прямое кредитование правительства Центральным банком на покрытие бюджетного дефицита составляло 9,9 трлн руб.).

Темпы прироста денежной массы в 1993 г. были крайне высокими. Денежный агрегат М2 ежеквартально увеличивался в среднем на 53% по отношению к предыдущему кварталу. Всего же за 1993 г. денежная масса (М2) увеличилась по сравнению с 1992 г. в 5,1 раза. За это же время ВВП вырос в 8,9 раз. Количество оборотов совокупной денежной массы (М2) равнялось в1993 г. 8,5 и увеличилось по сравнению с 1992 г. на 52% (в 1992 г. число оборотов денежного агрегата М2 равнялось 5,6) [32].

На протяжении всего 1993 г. наличные деньги в обращении (денежный агрегат М0) росли значительно быстрее, чем безналичная денежная масса (денежный агрегат М2-М0). Так, если среднемесячный темп роста агрегата М0 составлял 118,8%, то темп роста безналичной денежной массы составлял 112,8%. Удельный вес наличных денег в обращении увеличился за 1993 г. с 23,9 до 35,2% [32].

В области процентной политики в 1993 г. проделана работа по приближению ставки рефинансирования Центрального банка РФ к положительному реальному уровню. В соответствии с совместным заявлением Центрального банка и Правительства РФ от 24 мая 1993 г. официальная ставка рефинансирования стала устанавливаться на уровне не ниже 7 процентных пунктов межбанковской основной рыночной процентной ставки. В течение всего 1993 г. ставка рефинансирования Банка России повышалась от 80 до 210% (менялась 7 раз) (см. прил. 1).

Нормы резервных требований оставались без изменений на протяжении года, совершенствовались лишь база резервирования и техника его осуществления. Соответственно они составляли: по счетам до востребования и по обязательствам банков сроком погашения до 1 года - 20%, свыше 1 года - 15%. Это был достаточно высокий уровень для банковской системы (см. прил. 2).

Банк России продолжал осуществлять прямое рефинансирование коммерческих банков из централизованных источников. Параллельно система рефинансирования коммерческих банков находилась в стадии глубокого реформирования. Постепенно Центральный банк отходил от прямого целевого кредитования. Такой способ распределения кредитных централизованных ресурсов крайне неэффективен. Планировалось перейти с 1994 г. на такую рациональную форму распределения ресурсов, как кредитные аукционы.

Реакцией на жесткую денежно-кредитную политику явился новый виток нарастания взаимных неплатежей. Темпы роста неплатежей коррелируют с динамикой инфляции и денежной массы. Чем ниже темпы роста последних, тем выше темпы роста неплатежей. В 1993 г. увеличение взаимных неплатежей происходило уже на фоне активного сокращения объемов производства, натурализации хозяйственных отношений, появления большого количества денежных суррогатов, позволяющих «уходить» от налогообложения.

Стремление проводить жесткую денежно-кредитную политику, чтобы сбить инфляцию, превратилось в один из факторов, стимулирующих инфляционный рост цен (по итогам 1993 г. среднемесячный рост цен составил 20 - 25%, или 900 - 1000% в годовом исчислении), поскольку за определенными пределами снижения денежной массы начинаются последствия, которые неминуемо провоцируют нарастание инфляции по схеме: неплатежи - спад (остановка) производства - сокращение доходной базы бюджета - потребность в кредите для его финансирования.

Сокращая дефицит бюджета, государство увеличило свою задолженность перед предприятиями, а это обернулось неплатежами по технологическим цепочкам и общим кризисом неплатежей к концу года. Искусственное сжатие денежной массы и дефицита бюджета обусловило финансовый кризис в экономике.

В этот кризисный период в экономической литературе появились рекомендации по улучшению ситуации в денежно-кредитной системе России, в частности предлагались следующие меры: прямое и непосредственное государственное управление кредитной эмиссией, контроль за наличноденежным оборотом; государственное регулирование цен и доходов; государственное регулирование внешней торговли. Государство должно жестко контролировать и стимулировать использование кредитов по приоритетным направлениям: продовольствие, важнейшие потребительские товары, жилье, энергетика и т. п.

Эти рекомендации остались без внимания со стороны Правительства и Центрального банка РФ.

В 1994 г. характер денежной политики государства не меняется. Оно любой ценой добивается снижения темпов роста денежной массы и на этой основе снижения темпов инфляции.

В 1994 г. резко увеличилась кредитная эмиссия. Централизованные кредиты (льготные) на поддержание предприятий и организаций важнейших отраслей экономики составили (удельный вес) за первое полугодие 39%. С конца февраля 1994 г. Банк России начал регулярно проводить кредитные аукционы. В первом квартале 1994 г. через аукционы было распределено 10% всего прироста кредитов Центрального банка коммерческим банкам. Оставшуюся часть составляли прямые кредиты из централизованных ресурсов, направленные на развитие экономики - 8,5 трлн руб. (около 13% совокупного объема кредитных вложений в народное хозяйство) [32].

Дефицит федерального бюджета в 1994 г. составил 65,3 трлн руб. (10,6% ВВП). Его покрытие осуществлялось за счет кредитов Центрального банка России (48,1 трлн руб. или 73,7% от общего объема дефицита) и за счет продажи государственных ценных бумаг (6,9 трлн руб. или 9,4% от общего объема дефицита) (см. прил. 8). Среднемесячная инфляция составила 10%.

В области регулирования официальной ставки рефинансирования Банк России уменьшил пределы ее колебания до 5 процентных пункта межбанковской основной рыночной процентной ставки. В течение года ставка рефинансирования Банка России менялась 9 раз и имела понижательную тенденцию (с 210 до 130%) (см. прил. 1).

Норма резервирования по обязательствам коммерческих банков сроком до 1 года была снижена на 5 процентных пунктов и составила 15%, что расширило возможности предоставления кредитов за счет привлечения средств на этот срок (размеры кредитов за первое полугодие, по данным Центрального банка России, выросли в 3,1 раза) (см. прил. 2).

Особое внимание следует уделить событиям октября 1994 г. (так называемый «черный вторник»), когда произошло резкое падение курса рубля на валютном рынке. Состояние экономики в этот период определялось тремя важными процессами - дестабилизацией на валютном рынке, значительным снижением курса национальной валюты по отношению к доллару США и увеличением темпов инфляции. В целях стабилизации положения на валютном и финансовом рынках Банком России в октябре было принято решение об увеличении ставки рефинансирования с 130 до 170%, а к концу года до 180%; внесены изменения в правила торговли на ММВБ.

Для «связывания» избыточной денежной массы и ослабления давления с ее стороны на валютный рынок были задействованы возможности рынка государственных ценных бумаг путем установления чрезвычайно привлекательного для инвесторов уровня доходности. Быстрое наращивание номинальных объемов эмиссии обеспечило значительный приток средств на этот рынок. В результате перераспределения ресурсов спрос на валютном рынке стабилизировался, что предотвратило катастрофическое падение рубля.

В октябре 1994 г. был представлен на утверждение проект бюджета на 1995 г., в котором за основу была положена концепция экономической, финансовой и денежно-кредитной политики Правительства. Она означала продолжение попытки одновременно достичь финансовой стабилизации и остановки промышленного спада за счет усиления денежно-кредитных ограничений. Аналогичные попытки, предпринятые в 1992 и 1994 гг., не принесли ожидаемого результата и завершились отказом от намеченных целей с усилением инфляции и спада производства.

 

4.2.2. Дальнейшее развитие системы денежно-кредитного

 регулирования экономики

В 1995 г. была продолжена ставшая уже постоянной практика регулирования денежных агрегатов в форме контроля за динамикой ключевых денежных показателей, направленного на снижение инфляции. В целях сдерживания темпов роста денежной массы были установлены предельные размеры чистых внутренних активов денежно-кредитных органов, а также предельные размеры чистых требований денежно-кредитных органов к правительству. Кроме того, были установлены целевые показатели по объему чистых международных резервов. В результате проведения последовательной денежно-кредитной политики среднемесячный темп прироста денежной массы в обращении за 1995 г. составил 7% и был ниже темпа роста инфляции на 0,7 пункта, что свидетельствует о положительном воздействии методов регулирования денежной массы на инфляционные процессы (табл. 4.2).

 

Таблица 4.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: