Глава 4. Эволюция денежной политики в России

.

Денежно-кредитное регулирование в условиях планово-распределительной экономики СССР

Принципиальные изменения в денежной политике государства обычно возникают под влиянием нарастающего обострения противоречий существующего способа производства, при переходе от одной фазы развития общества к другой. Причем в основе денежной политики всегда лежат господствующие в данный момент теоретические концепции, под влиянием которых формируется экономический курс государства. Об этом свидетельствует развитие экономической мысли Запада на протяжении ХХ века.

Россия - страна самобытная, со множеством особенностей в своем евразийском характере и культуре, что не могло не сказаться на её прошлом и настоящем. В стране, где на протяжении нескольких десятилетий преобладали централизованные плановые методы управления экономикой, денежно-кредитное регулирование имело иные формы выражения. Рассмотрение его содержания, а также оценка эффективности имеет важное значение, поскольку сразу перейти к рыночным методам денежно-кредитного регулирования не представляется возможным, да и не является целесообразным из-за определенной специфики экономического развития России.

Развитие банковского дела в России фактически лишено необходимого условия для своего успешного развития - принципа исторической научно- профессиональной преемственности, которая должна при всех обстоятельствах оставаться независимой от любых опасных колебаний политического «маятника». Опасности этих колебаний, как показывает пример России, связаны с постоянной подменой действия объективных экономических (рыночных) закономерностей неукротимым стремлением к переделу национального права собственности. Решающими факторами в этом отношении является кредитно-финансовая сфера и ее основной приводной механизм - национальная банковская система.

Так, этап дореформенной России характеризует ее переход от традиций и приверженностей феодального протекционизма к обществу со свободной торговлей и кредитом (хотя и в рамках сохранявшегося монархического строя). Послереволюционный советский период отражает насильственный откат к тотальной государственной монополии торгового, кредитного и банковского дела, отвечавшей приоритетам доктрины «мировой революции». Период перестройки связан с официально признанным отказом от этой доктрины и поиском компромисса между государственной монополией и свободой торговли, закончившегося распадом СССР в противоположность тому как образование СССР в годы НЭПа в начале 20-х гг. привело к подавлению разрешенной свободы внутренней торговли, коммерческого и мелкого кредита. Этап реформ РФ начала 90-х гг. характеризуется демонтажем устоев тотальной монополии государства, наиболее активно происходившем в сфере организации банковского дела.

На протяжении столетий в России сложилась и функционировала, с переменным успехом, жесткая централизованная административная система управления во главе с самодержавным императором. Проводимые время от времени удачные и не очень удачные реформы не меняли существа и социальной направленности государственной власти.

Эта система наложила свой отпечаток и на формирование кредитно-денежной системы России, на деятельность главного её органа - Центрального банка. Государственный банк Российской Империи был создан в 1860 г., но вплоть до конца века (1897 г.) он не обладал правом самостоятельной эмиссии банкнот. Эмиссия осуществлялась лишь по "высочайшим указам", во благо казны и правительства. Самостоятельно Госбанк мог лишь заменять ветхие купюры на новые, имел право принимать вклады и выдавать ссуды, осуществлять куплю-продажу золота, серебра, иностранной валюты и ценных бумаг (в том числе государственных). С самого начала Госбанк России находился в подчинении министерства финансов, соответственно министр финансов был непосредственным начальником банка. Эмиссионным центром Государственный банк России стал после реформы 1897 г.

Рассмотрение деятельности Госбанка в дооктябрьский период позволяет систематизировать ее "отклонения" от западноевропейской и американской моделей:

- Госбанк России был более зависимым от правительства (казначейства);

- он продолжал непосредственное кредитование предприятий;

- через второй государственный ипотечный банк - "Дворянский земельный" - оказывалась поддержка помещичьему землевладению, частично за счет перекачки средств крестьянского земельного банка, выдававшего кредиты под высокие проценты.

Основной задачей правительства России со времен введения в обращение бумажных денег (ассигнаций - в 1769 г.) стала стабилизация денежного обращения, преодоление инфляции. Отсталость в развитии промышленности и огромные военные расходы отразились на "здоровье" российских финансов. Так, первая волна промышленной революции в России пришлась на 90-е годы Х1Х века, то есть на 50 - 100 лет позже, чем в странах Западной Европы. А военные действия велись Россией довольно часто на протяжении ХV111, Х1Х и ХХ веков - война с Турцией в середине ХV111 века, война с Францией в начале Х1Х века; Крымская война свела на нет результаты денежной реформы Канкрина 1839 - 1843 гг., а Первая мировая война подорвала устойчивость денежной системы России, достигнутой в ходе осуществления денежной реформы Витте 1895 - 1897 гг.

Госбанк в период существования золотого стандарта имел широкий спектр полномочий, таких как:

- операции с золотом и кредитными билетами;

- контроль операций по учету векселей и других банковских операций;

- ответственность за организацию, контроль и осуществление всех видов операций, связанных с оборотом наличности независимо от того, как этот оборот совершался (в наличной или безналичной форме).

Особо необходимо отметить возложенную на Госбанк ответственность за организацию хранения, накопления, закупки, реализации национального товарно-зернового фонда и кредитование названных функций. Этот фонд рассматривался, таким образом, в качестве исключительного стратегического ресурса общенационального значения, состояние которого едва ли не решающим образом определяло как внутриэкономические, так и внешнеэкспортные возможности государства, подобно тому, как в собственно монетарном смысле таким ресурсом является золотой запас.

Организация зернохранилищ Госбанком не имеет ничего общего с феноменом государственной хлебной монополии. Это - форма кредитного регулирования зернового рынка и массовой помощи земледельческим хозяйствам и их непосредственным кредиторам в лице учреждений мелкого кредита (общества взаимного кредита) и земельных кредитных учреждений.

На базе инфраструктуры зернохранилищ Госбанк получал исключительную возможность: комплексно и оперативно воздействовать на конъюнктуру рынка зерна со стороны спроса и предложения, цены и качества, потоварной и порегиональной структуре; отделить государственный спрос от частного с учетом факторов мировой конкуренции. Иначе говоря, Госбанк получал возможность оперировать на этом рынке подобно тому, как он действовал на рынке монетного золота. В данном смысле уместно сказать, что спустя немногим более 20 лет, сразу после Великой Депрессии 1929 - 1933 гг., в США был применен подобный подход государственного регулирования фермерских хозяйств (через кредитные институты, ФРС, Министерство сельского хозяйства).

Также Госбанк осуществлял контроль оперативной деятельности казначейств касающейся банковских и кассовых операций. Он оперативно контролировал сведения о движении наличности по кассам и хранилищам и средств безналичной ликвидности по казначейским счетам в Госбанке.

В период начавшейся Первой мировой войны кредитные институты деградировали в спекулятивные учреждения, конкурирующие не в смысле привлечения клиентуры, но за благорасположение правительственной власти, становящейся безоговорочным финансовым и денежным монополистом в рамках сужающегося кредитного рынка. Был уничтожен денежный порядок, к установлению которого Госбанк готовился около четырех десятилетий с момента его образования. Был отменен размен кредитных билетов на золото, вексельное обращение было расстроено, на Госбанк была возложена ответственность по реализации правительственных займов и благотворительных лотерей.

В управление денежным хозяйством было внедрено Военное Министерство в условиях резко возросшей роли казначейств в сфере совершения банковских операций.

Временное правительство, пришедшее к власти, еще более усугубило положение. Оно проявило высокую активность в наращивании выпуска бумажных денег и расширило право Госбанка на выпуск денежных знаков дореволюционных образцов с некоторыми изменениями. За 8 месяцев пребывания у власти Временное правительство выпустило бумажных знаков больше, чем правительство Николая 11 за 32 месяца мировой войны. За это же время российский рубль обесценился в 4 раза.

Созданный за время войны принудительный кредитно-финансовый механизм обслуживания нужд внешней войны без особого труда был превращен в результате октябрьского (1917 г.) переворота в механизм обслуживания потребностей внутренней гражданской войны, а затем и продвижения идей «мировой революции».

Революция 1917 г. внесла изменения в политическое и экономическое устройство России. Основными принципами развития экономики социалистического государства стали: монополия государственной собственности, централизованное плановое управление, которые также относились к сфере денег и кредита. Так, первым шагом в создании послереволюционной кредитно-денежной системы стала национализация в декабре 1917 г. частных коммерческих банков и банкирских контор и их объединение с Государственным банком Российской Империи в единый Народный банк РСФСР. В его функции входило:

- кредитование и финансирование государственных, кооперативных и частных предприятий;

- организация расчетов в народном хозяйстве, денежного оборота;

- операции по кассовому исполнению бюджета.

В течение 1918 - 1919 гг. его сфера была расширена за счет присоединения к Народному банку других звеньев финансово-кредитной системы (казначейство). На отделения Народного банка была возложена ответственность за операции по приему государственных доходов, специальных средств и депозитов, а также по производству государственных расходов. В области денег и банковского дела были провозглашены следующие принципы:

- монополия всего банковского дела в руках советского государства;

- радикальное изменение и упрощение банковских операций путем превращения банковского аппарата в аппарат единообразного учета и общего счетоводства Советской республики.

Таким образом большевики окончательно демонтировали классическую, уникальную по своему содержанию и форме организации монетарную систему довоенной царской России. Большевики практически «растворили» монетарную систему в бюджетной системе государства поскольку в этом виде она лучше всего отвечала условиям ведения войны и потребностям реализации большевистских планов по осуществлению мировой революции.

Поэтому их можно считать своеобразными изобретателями «денег мировой революции», нашедших впоследствии свое законченное выражение в сталинском и постсталинском советском рубле, сошедшем с исторической сцены в начале 90-х гг. с распадом СССР.

Что же касается «растворения» монетарной системы в бюджетной системе государства на рубеже 20-х гг., то оно подвело большевиков к логически закономерному результату: необходимости ликвидации Народного банка, потребность в котором у власти отпала. Этот период, называемый «военным коммунизмом», характеризовался сужением товарно-денежных, кредитных отношений.

Новая экономическая политика внесла некоторые изменения в экономическое устройство России. Так, восстанавливались и развивались товарно-денежные отношения, получила развитие частная и кооперативная формы собственности. Это отразилось и на денежно-кредитной системе страны. В октябре 1921 г. был учрежден Государственный банк РСФСР, реорганизованный в 1923 г. в Госбанк СССР. В его функции входило:

- кредитование государственных предприятий;

- кредитование кооперативных и частных промышленных предприятий;

- регулирование внутренней торговли и денежного оборота;

- исполнение бюджета.

Создавались банки различных форм собственности и сферы обслуживания, но дальнейшему развитию экономики СССР денежно-кредитная система НЭПа перестала соответствовать.

Ускоренная индустриализация, стремление партийно-государственного руководства усилить централизованное регулирование всех отраслей и сфер экономики, охватить прямым планово-экономическим воздействием все стороны воспроизводственного процесса обусловили дальнейшее функционирование экономической системы СССР. Основным методом регулирования экономики стал метод планового регулирования.

Планирование, развитию которого в нашей стране уделялось особое внимание, характеризовалось, во-первых, прямым, непосредственным регулированием материальных процессов; во-вторых, преобладанием централизованных начал. При этом круг объектов, планируемых сверху, постепенно расширялся, участие низовых звеньев в планировании снижалось. Данное положение относилось как к народнохозяйственному, так и к кредитно-денежному планированию.

Для того, чтобы дать объективную оценку метода планового регулирования в денежно-кредитной сфере, необходимо рассмотреть более подробно его содержание. Исходя из понимания планомерности как сознательного совершенствования системы производственных отношений, определения основных направлений развития, темпов и пропорций объекты планового регулирования в денежно-кредитной сфере включали:

-количественные и структурные параметры развития денежно-кредитных отношений (объем и структуру кредитных ресурсов, объем и структуру кредитных вложений);

-отраслевое распределение кредитных ресурсов и кредитных вложений;

-денежный оборот и наличноденежное обращение;

-правовой статус кредитных учреждений, правовые нормы их деятельности;

-организационную структуру банковской системы;

-процентные ставки по активным и пассивным операциям;

-нормативные акты в области организации кредитования, безналичных расчетов, кредитного планирования, банковского контроля.

Указанное регулирование осуществляли:

а) центральные партийные и государственные органы, которые издавали нормативные акты, утверждали сводный кредитный план, процентные ставки по активным и пассивным операциям, проводили реорганизацию кредитной и денежной систем;

б) Госбанк СССР, который осуществлял оперативное регулирование денежно-кредитных отношений в стране, денежного оборота и наличноденежного обращения в рамках утвержденных директив; издавал инструктивные материалы и методические указания в области организации кредитования, расчетов, планирования, контроля, учета, анализа.

Основными задачами денежно-кредитного регулирования на народнохозяйственном уровне были:

- обеспечение материально-стоимостной пропорциональности развития экономики, укрепление устойчивости денежного обращения;

- содействие кредитом развитию основных отраслей и подразделений народного хозяйства в соответствии с планами социально-экономического развития;

- определение общих для всей денежно-кредитной системы принципов и правил деятельности.

На макроуровне основное место в денежно-кредитном регулировании принадлежало системе кредитных планов. Значение их для развития экономики определялось следующими задачами, которые решались в процессе составления и выполнения кредитных планов.

Во-первых, кредитный план включал в сферу планового регулирования аккумулированные банком временно свободные средства хозяйства, бюджета, кредитной системы, а также сбережения населения. Посредством кредитного планирования указанные ресурсы направлялись предприятиям и организациям для выполнения плана экономического и социального развития. Кредитным планом предусматривались и приоритетные сферы вложения средств.

Во-вторых, планирование ресурсов, их размещение, опирающееся на показатели плана социального и экономического развития, государственного бюджета страны, призвано было проверять пропорции развития общественного производства, при необходимости скорректировать их с учетом законов развития денежно-кредитной сферы, обеспечения устойчивости денежного обращения. К числу таких пропорций относили: соотношение между производством средств производства и предметов потребления; развитием отдельных отраслей народного хозяйства и регионов; между объемом товарных ресурсов, направляемых на удовлетворение растущих потребностей населения и денежными доходами населения; между отдельными источниками формирования основных и оборотных средств.

В-третьих, поскольку процесс аккумуляции и использования средств ссудного фонда непосредственно связан с формированием денежного оборота в наличноденежной и безналичной форме, кредитное планирование имело целью способствовать планомерному его регулированию.

В-четвертых, кредитному планированию отводилось важное место в содействии рациональному размещению и использованию материальных и денежных ресурсов на уровне хозрасчетных подразделений, поскольку оно определяло экономические границы кредитования в виде лимитов и контрольных цифр.

Указанные задачи кредитное планирование как метод централизованного регулирования экономики полностью не выполнило. Бесспорно, оно содействовало концентрации кредитных ресурсов для развития наиболее отсталых в техническом отношении отраслей народного хозяйства, способствовало подъему материальной базы экономики, более равномерному экономическому развитию территорий. Вместе с тем постепенно усиливалась диспропорция между развитием производства средств производства и производством предметов потребления, углублялись и расширялись инфляционные процессы, происходило снижение эффективности общественного производства, нарушение основных принципов кредитования. Причины неэффективности данного инструмента денежно-кредитного регулирования следует разбить на две группы.

Первая группа - причины общеэкономического характера. Она связана с утратой деньгами и кредитом своей стоимостной природы, превращением их в учетно-распределительные инструменты, имеющие вспомогательное значение по отношению к материальным процессам производства и обращения. В результате кредитный план практически не мог воздействовать на формирование обоснованной структуры общественного производства, он лишь пассивно отражал пропорции, заложенные в народнохозяйственном плане. Денежно-кредитное регулирование посредством кредитного планирования имело смысл лишь с точки зрения обеспечения денежными средствами перспективных отраслей, подразделений и направлений развития экономики. Однако выбор их не базировался на научном предвидении, не мог он учитывать и потребности конкретных участников воспроизводственного процесса.

Вторая группа причин связана с отрицательной практикой взаимодействия кредитной системы с государственным бюджетом, обусловившей на протяжении длительного периода неправомерное вовлечение кредита в не свойственную ему сферу: покрытие бюджетного дефицита, постоянных потребностей предприятий и отраслей в средствах, в том числе на прирост норматива собственных средств, участие кредита в регулировании цен.

Действие этих глобальных причин сводили на нет большую работу экономистов банка по регулированию объема и структуры кредитных вложений, проводимого на макро- и микроуровнях. По существу, эта работа носила чисто технический характер, так как не затрагивала экономические основы функционирования кредитных отношений.

Другим инструментом денежно-кредитного регулирования были нормативные документы по организации кредитования, анализа, контроля, использования процента за кредит. Их значение можно рассматривать с двух сторон.

Прежде всего они содержали рекомендации кредитным учреждениям по организации кредитного процесса в соответствии с основными принципами кредитования и отраслевыми особенностями заемщиков. В этой связи были предусмотрены объекты кредитования, механизм выдачи и погашения ссуд, порядок определения сроков погашения кредита, организация проверки обеспечения ссудной задолженности, особенности последующего контроля за деятельностью предприятий, соблюдением платежной и расчетной дисциплины.

В основе указанных рекомендаций и инструктивных материалов лежало стремление создать кредитный механизм, в наибольшей степени соответствующий особенностям кругооборота фондов предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства и промышленности, формирования их денежного оборота, организации оборотных средств. Методом денежно-кредитного регулирования в этом случае выступали дифференциация механизмов кредитования по отраслевому принципу, имевшая целью: во-первых, обеспечить оперативное и гибкое предоставление предприятиям и организациям средств для совершения платежей и тем самым способствовать развитию общественного производства; во-вторых, обеспечить соблюдение принципов кредитования, а на их основе добиться рационального и эффективного использования кредитных ресурсов.

Если кредит и являлся важным источником, регулирующим объем оборотных средств или расширяющим возможности осуществления капитальных вложений, то свои стимулирующие свойства кредит утратил полностью. Четко организованный кредитный процесс, сопровождаемый контролем банка за соблюдением принципов кредитования, не оказывал стимулирующего воздействия на экономию общественных затрат, увеличение прибыли, повышение качества производимой продукции.

Не выполнял своего регулирующего назначения и банковский процент, несмотря на то, что постоянно проводились меры по совершенствованию процентной политики. Неоднократно повышался уровень основных процентных ставок, расширялась и углублялась их дифференциация в зависимости от объекта кредитования, длительности пользования, соблюдения принципа срочности. Но указанные изменения не касались экономических основ использования ссудного процента. Отсутствие рынка ценных бумаг и денежного рынка лишало уровень процента за кредит своей объективной базы - соотношения спроса и предложения.

Отсутствие денежного рынка, вытекающее из монопольной государственной собственности, в том числе и банковском деле, исключало необходимость «продажи» кредитных ресурсов. Поэтому в банковской практике не применялся депозитный процент, отсутствовало понятие «ликвидность» банка, хозрасчет в системе банков имел формальный характер.

Таким образом, плановую систему регулирования экономического развития характеризовали следующие черты:

- прямое централизованное воздействие на формирование многих показателей общественного производства - натуральные, денежные, финансовые;

- денежно-кредитное регулирование было составной частью общего регулирования, имеющей вспомогательное значение по отношению к планированию материальных процессов;

- денежно-кредитное регулирование представляло собой систему мероприятий по централизованному управлению кредитным процессом, начиная от создания и определения структуры кредитных учреждений до формирования элементов кредитного механизма и процентной политики;

- главными целями денежно-кредитного регулирования было обеспечение народного хозяйства средствами для выполнения плановых заданий, обеспечение единства в деятельности кредитных учреждений;

- центральное место в денежно-кредитном регулировании занимали составление и выполнение кредитных планов, инструктивные материалы и рекомендации Государственного банка СССР;

- эффективность денежно-кредитного регулирования определялась единой системой управления кредитным процессом, четкой организацией контроля, высоким уровнем исполнительской дисциплины в системе банков.

Существование в тот период одноуровневой централизованной банковской системы также соответствовало директивной системе управления экономикой, а механизм распределения денег и кредитных ресурсов не намного отличался от распределения материальных ресурсов. Функции Госбанка СССР и Минфина СССР в принципе были схожи с функциями Госснаба СССР.

Финансовые потоки были разделены между физическими и юридическими лицами. Такая дихотомия означала, что физические лица использовали наличные, а предприятия - безналичные формы расчетов. Выделение кредитов и размещение средств на счетах как предприятиями, так и населением контролировались Госбанком, денежно-кредитная политика была подчинена задаче достижения запланированных объемов выпуска продукции.

Безусловно, определенные изменения в сфере управления экономикой происходили и в период с конца 70-х - начала 80-х годов, когда, по существу, начались попытки проведения экономических преобразований. Однако они не привели к существенным структурным сдвигам в экономике, не носили принципиального характера и изменения в сфере денежно-кредитной политики. Нарушились пропорции в инвестиционной политике в сторону увеличения ассигнований оборонным отраслям и тяжелой промышленности, была низка отдача многомиллиардных вложений в сельское хозяйство и т. д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: