Разработка рекомендаций по повышению эффективности венчурного финансирования (на примере РВФ Новосибирской области)

 

Организационно-правовые аспекты функционирования и развития венчурного финансирования

 

Рассмотрим структуру управления в типичном венчурном фонде:

- партнер – «венчурный капиталист», руководит процессом привлечения денег, готовит решения по сделкам, управляет компаниями из портфеля. Участвует в прибыли.

- Управляющий директор – наемный сотрудник, который не участвует в прибыли. Занимается подготовкой документов по сделкам и взаимодействию с компаниями.

- Аналитик – наемный сотрудник, также не участвует в прибыли. Занимается аналитикой отраслей и компаний [22, c. 56].

Одним из важных моментов в процессе организации венчурного фонда является организационно-правовая структура фонда.

В России на сегодняшний день существуют две формы, пригодные для регистрации венчурных фондов – это договор простого товарищества и закрытый паевой инвестиционный фонд особо рисковых (венчурных) инвестиций. Обе формы не образуют юридического лица и позволяют инвесторам избежать двойного налогообложения. Форма венчурного ЗПИФ появилась в России недавно и к настоящему времени существуют венчурные фонды обоих типов [4].

Сегодня в России большое значение имеет механизм государственного регулирования процессами развития высокотехнологического комплекса и венчурной индустрии в целом.

Инструменты этого механизма можно объединить в три группы:

а) нормативно – правовая группа. Интеллектуальная собственность, система льгот, включая налоговые, мотивация труда, статус территории с высокой концентрацией научно-технического потенциала, разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации.

б) экономическая группа. Государственные гарантии, госзаказы, контракты, страхование и залог, совершенствование налоговой системы в пользу приоритетных направлений, совершенствование аппарата планирования и прогнозирования в сфере научно-технического прогресса, эффективное использование финансово-кредитных рычагов, таможенные льготы.

в) управленческая группа. Инструменты, которые способствуют совершенствованию управления государственной собственностью в разных видах в интересах развития высокотехнологического комплекса, активизации инновационной деятельности в стране. Здесь можно отметить политику протекционизма, продвижение продукции на внешние рынки, подготовка и переподготовка управленческих кадров [23,c. 49].

До 1999 года в российском законодательстве и нормативной базе не содержалось никаких упоминаний о «венчурной» деятельности. Впервые этот термин прозвучал в официальном документе «Основные направления развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000–2005 годы» в декабре 1999 года. Основные моменты данной программы:

а) нормативное – принятие нормативно-правовых актов, отвечающих за эффективное развитие индустрии венчурного инвестирования в научно-технической сфере.

б) экономическое – определение финансовых средств для венчурного инвестирования. Был осуществлен взнос в Венчурный инвестиционный фонд из средств Российского фонда технологического развития Министерства науки. Далее средства планировалось привлекать у частных инвесторов.

в) организационное – создание федеральных, региональных, отраслевых венчурных инвестиционных институтов и других элементов венчурного инвестирования.

В 2002 году был разработан новый проект: «Концепция развития венчурной индустрии в России (государственной системы стимулирования венчурных инвестиций)». Данный проект уточнял ранее поставленные цели, а именно:

- создание при научных учреждениях агентств по трансферту технологий, подготовки кадров для венчурного инвестирования, образование сети консультационных структур типа западных «коучинг-центров».

- Создание венчурных фондов с участием государства, корректировка законодательства.

- Обеспечение ликвидности венчурных инвестиций. (Создание сети бирж для высокотехнологичных компаний, проведение венчурных ярмарок).

- Повышение престижа предпринимательской деятельности в области малого и среднего технологического бизнеса.

Следующим шагом на пути к созданию юридической базы для венчурного инвестирования стало Постановление ФКЦБ России от 14 августа 2002 года N31/пс «Положение о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов». В данном постановлении «венчурные» (особо рисковые) фонды были отнесены в категорию «закрытых паевых инвестиционных фондов» (ЗПИФ).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: