Экономическое обоснование совершенствования государственного управления сферой туризма на территории Самарской области

Туристическая отрасль одна из самых динамичных в современном мире. Темпы ее роста опережают темпы развития всех иных отраслей мирового хозяйства. С экономической точки зрения привлекательность развития туризма заключается в его значительном мультипликативном эффекте. Мультипликативный эффект туризма - его способность благодаря инициации спроса вызывать необходимость развития многих удовлетворяющих этот спрос производств на территориях, посещаемых туристами. Имеются в виду не только те организации, существование которых обусловлено работой непосредственно с туристами (туроператоры, турагенты), но и средства размещения, организации общественного питания, средства транспорта, музеи, театры, иные объекты туристского показа, то есть организации, которые в той или иной степени участвуют в обслуживании туристов. Поступления от туриста распределяются в пропорции 20:80. Меньшая поступает туристским операторам и агентствам, большая по множеству каналов во все соучаствующие в обслуживании отрасли хозяйства. Один рубль вложений приносит 4 рубля суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент и в занятости – одно рабочее место в туризме приводит к появлению четырех рабочих мест в отраслях, соучаствующих в производстве туристского продукта.

 Реализация предложенных мною мер по оптимизации государственного управления сферой туризма на территории Самарской области,  несомненно, требует финансовых вложений. Средства должны быть как государственными, так и привлеченными. Но государство должно делать взнос первым, как это существует в мировой практике. Совершенно очевидно, что реализация крупномасштабных туристских проектов требует вложения больших денежных средств, которые никогда не выделялись в достаточном объеме из областного бюджета, и, на мой взгляд, в ближайшее время выделятся не будут. Есть у властей более насущные проблемы, которые обозначились или стали острее в связи с мировым финансовым кризисом. Поэтому было бы целесообразным усилить работу по поиску и привлечению инвесторов, которые помимо получения прибыли для себя, учитывая мультипликативный эффект сферы туризма, пополняли бы бюджет области.

 Экономическую эффективность деятельности органов государственной власти в сфере развития туризма в Самарской области можно определить достижением определенных показателей, таких как рост количества иностранных граждан, посещающих регион с туристскими целями, и поступлений от туризма, относительный рост  внутреннего туризма по отношению к поездкам местных туристов за рубеж, рост количества средств размещения туристов и увеличение доли категорийности средств размещения, увеличение занятости населения в предприятиях туристской индустрии и смежных отраслях.

 Большинство показателей рассчитаны на долгосрочную перспективу их достижения и не имеют линейной зависимости от прямых вложений. На повышение уровня показателей влияет множество факторов, среди которых основными являются повышение политической и экономической стабильности как в России в целом,  так и в регионе частности, создание благоприятного инвестиционного климата, что приводит к конкурентоспособности самарского туристского рынка, оздоровлению рыночных механизмов.

 

Заключение

В результате выполненного дипломного проекта можно сделать следующие выводы: 

1. Туризм - добровольно совершаемые территориальные, экваториальные или воздушные перемещения продолжительностью более суток с познавательной, оздоровительной, спортивной или иной неутилитарной целью. В производственно-обслуживающем процессе туризма выделяют формы, виды и разновидности туризма.

 Туристская отрасль одна из самых динамичных в современном мире. За относительно короткий срок (5-7 лет) число путешествующих в мире стало практически сопоставимо с числом жителей планеты: почти 5 миллиардов человек. Из этого числа без малого миллиард странствуют с пересечением границ и около 4 миллиардов в границах своих государств.

 Туристическая отрасль одна из самых прибыльных в современном мире. Для многих стран затраты туристов на проживание, питание, местный транспорт, развлечения и посещения туристских достопримечательностей, шопинг и иные расходы составляют существенную долю в их экономике, повышая при этом уровень занятости населения и возможности для дальнейшего развития. Так, например, в 2006 году 75 стран мира заработали более 1 млрд. долл. США, благодаря поступлениям от туризма. Ежедневно международный туризм дает около 2,4 млрд. долл. США.

С экономической точки зрения привлекательность развития туризма заключается в его значительном мультипликативном эффекте. Мультипликативный эффект туризма - его способность благодаря инициации спроса вызывать необходимость развития многих удовлетворяющих этот спрос производств на территориях, посещаемых туристами.

 

 

  Чем большим «ассортиментом» различных туристских ресурсов располагает территория, тем больше возможностей имеет она для привлечения туристов и для повышения продолжительности их пребывания. Анализ и прогноз туристского потенциала могут проводиться по следующему кругу показателей: географическое положение и природно-климатические условия; демографические характеристики населения: уровень урбанизации территории, средний возраст населения; наличие объектов исторического и культурного наследия, их состояние - что является основой для развития культурно-образовательного (познавательного) туризма; наличие рекреационных зон, заповедников, национальных парков, охотничьих угодий, лечебно-оздоровительных, туристических баз и домов отдыха, способствующих формированию систем лечебно-оздоровительного, рекреационного, активного (спортивного) туризма; наличие оборудованных торгово-выставочных и бизнес-комплексов для проведения международных, межрегиональных ярмарок, конгрессов и т. п.; уровень развития технологичного производственного комплекса, что обеспечивает развитие делового туризма; условия месторасположения объектов размещения туристов (удаленность от культурных и природных объектов); уровень развития инфраструктуры культурных и образовательных учреждений, которые могут выполнять функции подготовки кадров в сфере туризма и обеспечивать наполнение и обслуживание туристических образовательных и экскурсионных программ; общий уровень развития коммунальной инфраструктуры; уровень развития рекламно-полиграфического производства, Интернет-центров, обеспечивающих поддержку информационно-презентационного туризма; уровень поддержки и продвижения идеи развития туризма со стороны региональных администраций (наличие разработанных концепций и программ развития туризма с учетом вопросов их материально-технического обеспечения, законов о туризме и т. п.).

 Анализ туристических ресурсов позволяет оценить конкурентные преимущества и недостатки территории. Так, конкурентным преимуществам России можно отнести, прежде всего, богатейшее культурно-историческое и природное наследие нашей страны в сочетании с фактором неизведанности. Несомненными конкурентными преимуществами России являются политическая стабильность и повышение уровня безопасности в стране, рост доходов граждан на душу населения, стабильность национальной валюты.

 Туристской привлекательности Самарской области способствуют: выгодное географическое положение, богатое природное наследие, наличие крупных промышленных объектов, привлекательных для бизнес туристов, крупные туристско-рекреационные зоны, наличие культурных мероприятий, имеющих всероссийский и международный характер, высокая транспортная доступность и близость к центру (Москве) и т.д.

 2. К конкурентным слабостям России можно отнести такие до сих пор сохраняющиеся и сдерживающие развитие въездного и внутреннего туризма факторы, как: недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта; высокая стоимость проживания в гостиницах, питания, транспорта и иных услуг, предлагаемых туристам, существенно превышающая среднеевропейский уровень; препятствия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, состоящие в отсутствии готовых инвестиционных площадок, наличия административных барьеров; в целом сохраняющийся дефицит квалифицированных кадров, что определяет невысокое качество обслуживания во всех секторах туристкой индустрии; сохранение негативных стереотипов восприятия образа России, недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей страны, как за рубежом, так и внутри страны, что затрудняет деятельность по целенаправленному формированию позитивного имиджа России, как страны, благоприятной для туризма, что связано с ограниченным бюджетным финансированием и др.

 К конкурентным слабостям Самарской области можно отнести влияние следующих факторов: историческое прошлое (статус закрытого города); неразвитость туристской инфраструктуры; низкое качество туристских и сопутствующих услуг; отсутствие достоверной статистической информации, что не позволяет объективно оценить влияние туризма на экономику региона; отсутствие механизма взаимодействия туризма и региональных и местных органов власти, а также единой системы взаимодействия туристских объектов и др.

Таким образом, системная проблема состоит в том, что при сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности России и, в частности, Самарского региона, на туристском рынке возможности развития отечественного туристского рынка будут недостаточными для повышения уровня жизни и увеличения занятости населения, удовлетворения растущего спроса на качественные туристские услуги. Для решения данной проблемы необходимы активные действия, прежде всего со стороны государства, направленных на создание условий для устойчивого развития туризма в России.

3. Регулирование развития въездного и внутреннего туризма представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя:

- координацию и содействие развитию туризма в глобальном масштабе, которое осуществляется посредством Всемирной туристской организации;

- согласованность туристской политики на межгосударственном уровне, которая достигается через региональные туристские организации и специальные органы межгосударственных объединений (например, Европейское сообщество);

- согласованность политики в области туризма на национальном и региональном уровнях, которое осуществляется через специально созданные государственные органы и общественные ассоциации туристских организаций.

 Управление рыночной моделью с элементами государственного регулирования развития туризма на федеральном и региональном уровнях осуществляется через два основных механизма: во-первых, через рыночное саморегулирование путем достижения равновесия спроса и предложения, во-вторых, через введение определенных механизмов государственного управления и координации. Причем во втором случае речь идет как о государственном регулировании, так и о самоорганизации хозяйствующих субъектов через создание туристских объединений и ассоциаций.

 Государственное политика в области развития въездного и внутреннего туризма – это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития отечественной туристской сферы.

 Содержание государственного регулирования развития туризма определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также теми инструментами, которыми располагает государство при проведении этой политики. Следует также отметить, что в некоторых странах государственная политика в сфере въездного и внутреннего туризма зачастую не выделяется, а интегрируется в политику других секторов экономики, например, в производственную политику, политику платежного баланса и т.д. Однако при таком подходе неизбежно теряется целевая направленность регулирования развития туризма.

 Применительно к сфере въездного и внутреннего туризма мною был определен и конкретизирован набор функций и методов реализации государственной политики регулирования развития туризма.

  Федеральный уровень.

В правовой сфере: совершенствование нормативно-правовой базы; развитие и реализация правовых норм, направленных на повышение гарантий и эффективности защиты прав и законных интересов потребителей туристского продукта, качества и безопасности туризма; развитие методологии классификации и стандартизации в различных сегментах туристской индустрии (средства размещения, пляжи, горнолыжные трассы и др.); таможенное регулирование; борьба с преступностью и коррупцией.

В экономической сфере: налоговое регулирование; целевое бюджетное финансирование программ развития туризма; создание благоприятных условий для инвестиций в туризм; увеличение инвестиций в человеческий капитал.

В социальной сфере: решение проблем адресного социального туризма.

В научно-образовательной сфере: развитие научного исследования в сфере туризма; создание информационно-аналитической базы; обеспечение профессиональных кадров для туристской деятельности.

В сфере организации туризма: формирование благоприятного имиджа России на въездном и внутреннем рынке туризма; содействие в продвижении турпродукта на внутренний и мировой рынки; содействие участию в российских туристских программах; создание условий для многоцелевого использования туристской инфраструктуры; координация деятельности и инвестиций государственного и частного секторов в области развития туризма.

Региональный уровень (Самарская область).

1. Развитие туристской инфраструктуры:

 создание, модернизация и реконструкция туристской инфраструктуры. Строительство сети гостиниц туристического класса (2-3 звезды) с доступными ценами, а также развитие пригородных гостиниц-деревень;

создание механизма привлечения инвестиций на базе ГЧП (закрепление за определенными турфирмами на долгосрочный период блоков номеров в реконструируемой гостинице по льготной цене при условии авансирования ими инвестиционных ресурсов; подбор и оснащение площадок, планируемых под строительство, всеми необходимыми коммуникациями с последующей продажей инвесторам с учетом затраченных бюджетных средств), а также поддержка инвесторов (предоставление субсидий, компенсация части процентной ставки по кредитам);

 развитие пляжного отдыха (мероприятия по берегоукреплению, увеличению пляжной полосы, повышения качества услуг и экологической безопасности, строительство гостиниц недалеко от набережной).

развитие автодорожной сети (проектирование, реконструкция существующих и строительство новых автомобильных дорог к местам туристского показа, особенно в муниципальных районах).

2. Продвижение Самарской области как туристского направления:

имиджевая рекламно- информационная компания в СМИ, как в России, та и за рубежом;

 участие в крупнейших международных профильных и иных выставках (софинансирование выставочной деятельности);

презентация туристских возможностей области (установка рекламных щитов в крупных городах губернии, а также на въездных и выездных трассах, продажа или сдача их в аренду турфирмам, специализирующимся на внутреннем и въездном туризме);

диверсификация туристского продукта: показ новых туристских продуктов, преимущественно в муниципальных районах;

развитие сувенирного производства и народных ремесел, использование современных брендов при разработке сувенирной продукции.

3. Повышение качества туристских и сопутствующих услуг:

проведение аккредитации деятельности экскурсоводов, инструкторов-проводников в области обеспечения безопасности путешествий;

создание Координационного совета директоров по гостиницам при Департаменте развития туризма;

создание сервисной службы, организующий в круглосуточном режиме централизованное оказание медицинской, языковой, юридической, транспортной и технической помощи туристам;

содействие в обеспечении индустрии туризма профессиональными кадрами (корректировка существующих и создание новых дисциплин, привлечение к образовательному процессу практических работников индустрии туризма, создание условий для повышения квалификации и переподготовки специалистов отрасли без отрыва от основной деятельности, содействие в получение специалистами органов управления туристского образования).

Помимо прочего, необходимо проведение мероприятий, направленных на воспитание местного населения и туристов в духе уважения к культурным ценностям региона.

 В наиболее общей форме стратегическая цель государственной политики развития туризма может быть определена следующим образом: создание конкурентоспособного туристского комплекса, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в туристских услугах и вносящего вклад в развитие экономики страны за счет увеличения количества рабочих мест, притока иностранной валюты, пополнения бюджета, а также сохранения культурного и природного наследия.

 Несмотря на то, что выездной туризм в настоящее время явно преобладает над въездным и внутренним, последние 6-7 лет можно говорить о реанимации российского туризма. Этому, в первую очередь, способствует новая политика государства в области туризма. Власти, наконец, посмотрели на туризм как на высокодоходную отрасль отечественной экономики, способную приносить миллиардные доходы. Необходимо, чтобы эта динамика не пошла на спад, продолжила свое развитие по возрастающей.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: