Создание специализированных экологических пособий для начальной школы

Младших школьников».

 

                                              Борисова Валентина Вячеславовна,

                                              учитель начальных классов

муниципального образовательного учреждения

                                              «Средняя общеобразовательная школа №2»

                                              города Сухиничи Калужской области

 

 

Содержание

 

 

I. Введение

1.  Актуальность и перспективность опыта по проблеме «Формирование экологической культуры младших школьников»

2. Противоречия традиционной программы, побудившие к поиску иных подходов по формированию экологической культуры младших школьников

3. Цель и задачи опыта

II. Описание опыта работы по теме  «Формирование экологической культуры младших школьников»

1. Научно-методическое обоснование

2. Ведущая педагогическая идея

3. Новизна опыта

4. Технология использования опыта

5. Результативность опыта

6. Распространение опыта

III. Заключение

IV. Список литературы

V. Приложение

           

 

I. Ведение

    1. Актуальность и перспективность опыта по проблеме «Формирование экологической культуры младших школьников»

 

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,

Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,

Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека.

(Китайская мудрость)

Бурный научно-технический прогресс, потребительское, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к загрязнению природной среды радиоактивными, промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами. К крупномасштабным экологическим проблемам следует отнести и парниковый эффект, и разрушение озонового слоя, и изменение климата на Земле. Все это приводит к нарушению экологического равновесия.

Для решения экологических проблем ученые выделяют две главные задачи:

1. Принятие практических первоочередных мер по выходу из кризиса.

2. Воспитание экологической культуры подрастающего поколения с целью предотвращения повторения сложившейся ситуации.

За последнее десятилетие в Российской Федерации предприняты активные усилия по развитию системы экологического образования, направленного на воспитание экологической культуры человека. В свете концепции устойчивого развития экологическое образование становится ведущим условием решения проблемы выживания человечества.

Человечество сможет спасти окружающую среду при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома – Земля.

Кто, если не учитель, будет заниматься формированием экологического сознания и поведения детей?

 

Традиционная программа по окружающему миру даёт возможность формировать у детей целостное представление о мире:

1. Научное отношение к природной среде.

2. Осознание роли человека в природе.

В курсе изучения природоведения можно выделить три уровня изучения природы:

Конкретные объекты и явления (Здесь на доступном для детей уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой. Объекты природы рассматриваются в их отдельности, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого изучение последующих уровней будет затруднено, но им нельзя ограничиваться).

Взаимосвязь природных объектов и явлений. (Между различными компонентами неживой природы. Объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. Например, изучается, чем питаются различные животные, строятся цепи питания).

Взаимосвязь человека, общества и природы. Между природой и человеком. Рассматриваются уже не просто предметы природы, а процессы. На предыдущих уровнях изучались предметы, а на этом изменения, которые с ними происходят. Какие природные изменения нас интересуют прежде всего?)

Для полноценного экологического воспитания необходимо изучение природы на всех трех уровнях.

 

 Но в современной практике встречаются недостатки и противоречия традиционной программы, которые делают работу малоэффективной:

1.   Традиционная программа направлена в основном на развитие интеллектуальной сферы.

2. Природные ресурсы рассматриваются с точки зрения потребности в них человека, что приводит к потребительскому отношению к природе, а не к осознанию её как ценности.

3. Использование только учебных пособий без организации системной практической деятельности младшего школьника не может содействовать формированию экологической культуры.

 

Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, так как в изменчивых условиях экономического и социального развития общества выпускники должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т.е. обладать общеучебными компетенциями.

В связи с этим, общество диктует необходимость изменить модель восприятия мира у наших детей, предложив им экологически правильную ориентацию. Здесь изначально закрепляется сознание того, что человек - это не царь природы и не ее управляющий, а один из многочисленных организмов планеты, который должен жить в согласии со многими жителями Земли.

В школу приходят дети с разным уровнем подготовки. Результаты тестирования, проводимые в 1 классе, показывают, что дети различают и называют лишь небольшое количество животных и растений, не могут назвать их особенности, сравнивают объекты по разным несравнимым признакам, не всегда проявляют гуманное отношение по выходу из трудной ситуации. Познавательное отношение неустойчиво, связано с привлекающими внимание событиями.

 

 Как изменить ситуацию?Чему учить? Каков общий состав знаний доступен младшему школьнику? Каковы требования к экологической подготовке младших школьников?

Чтобы ответить на эти вопросы, педагогу необходимо владеть основами экологического образования и строить работу с детьми по экологическому образованию и воспитанию в системе.

Целью экологического воспитания является формирование экологически культурной личности, которая предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений; готовности к деятельности и, главное, практической деятельности, которая согласуется с требованиями ответственного и бережного отношения к природе. Экологически культурная личность предполагает наличие у человека активной жизненной позиции.

 

II. Описание опыта работы по теме «Формирование экологической культуры младших школьников»

1. Научно-методическое обоснование

 

Общество диктует необходимость изменить модель восприятия мира у наших детей, предложив им экологически правильную ориентацию. Здесь изначально закрепляется сознание того, что человек - это не царь природы и не ее управляющий, а один из многочисленных организмов планеты, который должен жить в согласии со многими жителями Земли.

Школа обязана готовить новое поколение людей, способных предотвратить опасность кризисных ситуаций, возникающих в природе. Экологические знания особенно важны, т.к. они помогают обеспечить сохранность всего живого, в том числе и человека, на Земле.

Заниматься экологическим воспитанием надо с раннего возраста.

Детство — это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём; формирование многогранных отношений к природе и людям. Отсюда — непременный спутник детской любознательности — вопрос “Почему” и общепринятое утверждение о том, что этот возраст — возраст “Почемучек”.

Психолог Л.И. Божович подчеркивает, что ответственное отношение человека к природе зависит от формирования у школьников природоохранных умений, навыков, привычек. На важную роль привычек в воспитании правильных форм поведения указывал К.Д. Ушинский, следовательно, в экологическом воспитании, формированию привычек целесообразно уделять особое внимание. В качестве важнейших условий эффективного нравственного воспитания младших школьников. Л.И. Божович выделяет наличие предъявляемых детям в наглядном плане образцов нравственного поведения и мобилизацию у них активного стремления к овладению этими образцами. Для формирования у младших школьников внутренней потребности поступать согласно образцам нравственного поведения, как отмечает Ш.А. Амонашвили, необходимо не только дать им пример соответствующего поведения, но и сформировать сознание того, какое поведение является в обществе нравственным, какое безнравственным, то есть сформировать морально-правовое оценочное отношение к действительности.

Педагоги И.Д. Зверев и И.Т. Суравегина высказывают мнение, что бережное ответственное отношение человека к природе состоит из ряда компонентов: экологические убеждения, мировоззрения, идеалы, интересы.

Исследования психологов В.В. Давыдова, Л.Н. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.С. Мухиной, С.Д. Дерябы и других доказали возможность формирования у младших школьников значительно более высокого уровня психологического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном отношении.

 

 Начальная школа — важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически - деятельностных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью.

Исходя из этого, встает вопрос: в чем сущность экологического просвещения в начальных классах и какие понятия доступны для восприятия младших школьников?

Во – первых, при изучении окружающего мира необходимо раскрывать разнообразные и достаточно сложные связи, что способствует теоретическому повышению знаний и развитию интереса.

Во – вторых, повышать экологическую культуру школьников, что способствует ответственному отношению к природе.

Курс «Мир вокруг нас», разработанный … имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы имеют в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

 

2. Ведущая педагогическая идея

Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируется ядро экологического образования и воспитания в начальной школе.

Ведущая идея опыта заключается в целостном подходе к построению образовательного процесса, который основан на интеграции базового и дополнительного образования детей, углубленного изучения предмета, а также практической деятельности учащихся. Дополнительное образование становится продолжением общего.

Изменения внесены в организацию учебно-воспитательного процесса.

Систему моей работы можно представить в виде схемы:

3. Новизна опыта

Поиск новой формы организации учебно-воспитательного процесса  подтолкнул меня

· На изучение программ и учебников по окружающему миру.

· На поиск новых форм и методов обучения предмету.

· На изучение передового педагогического опыта.

·  На  сотрудничество с учителями района с целью изучения их опыта и привлечения к совместной деятельности.

 

Наиболее приемлемой для меня является программа Плешакова А. А. «Мир вокруг нас». Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.

Учебный курс носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

 

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира, как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.

 

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

 

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: при этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

 

Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществляется на основе следующих ведущих идей:

 

1. Идея многообразия мира.

 

2. Идея экологической целостности мира.

 

3. Идея уважения к миру.

Экологическая целостность мира — важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.

Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.

 

В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия проводятся не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

 

Фактором успешности, содержащимся в опыте по формированию экологической культуры учащихся, является компонент дополнительного образования детей и организация их практической деятельности. Важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась и после их окончания.

    В результате мной был разработан план повышения экологической культуры школьников на основе

1) Углубленного изучения окружающего мира.

2) Ведения экологического кружка.

3) Сотрудничества с детским садом и средним звеном.

4) Опорой на практическую направленность работы.

Результат оказался положительным, о чём свидетельствует мониторинг качества знаний учащихся в 4 классе, на входе 5 класса.

Положительной оказалась и динамика обученности учащихся.

Новизна опыта состоит также в усовершенствовании отдельных сторон педагогической деятельности, в нахождении новых средств и правил их применения.

Учебный процесс:

1. Обеспечение изучения экологии, как системообразующего компонента школьного образования с учётом специфики природных и социальных условий, культурных традиций.

Создание специализированных экологических пособий для начальной школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: