Большой эмоциональный всплеск дают уроки изобразительного искусства и технологии. На этих уроках дети не только учатся видеть красоту природы, но и изображать её

На уроках русского языка  используем тексты упражнений и диктантов о природе.

На уроках развития речи   придумываем рассказы на темы: «Последняя ромашка на земле», «Война консервных банок с людьми», «Продавец воздуха» и т. д.

Пример: «…И еще есть у осины одна особенность. Поздней осенью, когда уже пройдет листопад, у нее начинается ветвепад. Тонкие веточки разной длины, словно листья, падают на землю. На конце веточки почки, а в них будущие листья. Ее не сломал ветер, она сама отделилась от дерева, как пожелтевший лист…»

 

Математика создает условия для умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природе и социальном окружении. Необходимо в каждый урок математики вводить хотя бы одну задачу, знакомящую с элементами природы или рассказывающую об охране природы.

Текстовые задачи открывают возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств (Иванова Т.С.Экологическое образование и воспитание в начальной школе.). К ним относятся, экономия воды, энергии, бумаги, проблемы отходов и шума, защита животных, здоровое питание, гигиена и здоровье. Каждое задание должно заканчиваться призывом к ученику. Задания по занимательной экологии основаны на научных данных.

Пример:

- Как вы помогаете птицам зимой? Решите задачу:

2 класс Б решил сделать 25 кормушек для птиц. За неделю они сделали 15 кормушек. Сколько кормушек для птиц ещё осталось смастерить ребятам?

 

Математические раскраски – это комплексные задания, в которых необходимо выполнить математические действия, выбрать цвет для раскрашивания, который зависит от результата действий. В них изображаются как редкие, так и часто встречающиеся растения и животные. Ребята с ними могут работать как самостоятельно, так и в группах.

Экологические сказки.  «Сказка может быть использована для того, чтобы предложить ребенку способы решения конкретной проблемы». По мнению профессионалов, именно в экологических сказках удается наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребенка. Через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны, гражданской ответственности. К тому же экологическая сказка способствует распространению научных знаний о природе.

Пример: Сказка о воде.

Жила-была Вода, и однажды надумала она сделать Природу красивой. Вода решила отправиться по свету и понаблюдать за Природой. Она превратилась в маленький Ручеек и потекла по Земле. Со временем Ручеек становился все шире и шире, все больше и сильнее. Вскоре Ручеек превратился в Реку и потек не быстро, как ручей, а медленно и важно, как течет настоящая река.

Вдруг ярко засветило Солнце, Река высохла и стала Паром.

- Солнце, скажи, как мне сделать Природу красивой?

Солнце улыбнулось и ответило:

- Растениям и деревьям нужен дождь!

И обернулся Пар Дождиком. Полил он все вокруг и любуется: все деревья, и кусты вновь зацвели, птицы запели свои веселые песенки, даже в пустынях появились оазисы. Все люди и животные радостно закричали:

- Спасибо тебе, Дождик!

Природа отвечает:

- Спасибо тебе, Вода, я тебе очень благодарна!

Необходимой формой работы следует считать включение ребят в проектную деятельность. Работа над проектом способствует формированию принципов повседневной жизни Человека на Земле во взаимодействии со всем окружением. Эти принципы помогут ему принимать правильные решения в интересах Природы и Жизни. Этой цели можно достичь, направляя повседневную работу детей на конкретную природоохранную деятельность.

В ходе работы приходится находить  сторонников природоохранных комитетах, проводя просветительскую работу среди своего окружения, оповещая местное население о результатах исследований и успехах в деле сохранения природы. Дети работают над проектом индивидуально или малыми группами. По срокам исполнения  могут быть краткосрочными (выполняются в течение какого-то этапа урока или рассчитаны на один урок, среднесрочными или долгосрочными – выполняются в течении более длительного времени).

 Благоприятно подавать сведения с опорой на этно-экологию. Издавна, бытующие в народе экологические ценности формируются в строгие экологические нормы, воплощённые в педагогические идеи, традиции, обычаи. Представляют большой интерес традиции народа, связанные с выбором деревьев для посадки во дворе. У дома можно было сажать иву, приносящую добро и охраняющую от бед. Тополь не сажали, так как считалось, что мальчики в доме будут болезненными, не сажали сосну, так как это дерево было высоким, а в высокое дерево ударит молния. Орех сажали в конце огорода – в нем живет злой дух, насылающий на спящего кошмарные сны. Не рубили и плодоносящие деревья.

С ребятами создаём свою «Красную книгу», для которой дети рисуют или изготовляют исчезающие виды животных и растений; придумывают знаки, призывающие к бережному отношению к природе; создаём книжки – раскладушки с изображением птиц, насекомых, земноводных, которых мы видим в природе. С родителями делаем кормушки.

Внеурочной формой экологического воспитания является внеклассная работа, которая часто дополняет урок, так как ее содержание развернуто на основе изучения жизни человека в единстве с экологическими системами.

Целенаправленное изучение во внеклассной работе экологической ситуации, которая сложилась на территории микрорайона, помогает учащимся освоить моральные нормы отношения к природе, нормы запретов (не причинять умышленного вреда живому, не загрязнять природу и т. п.). Исследование учащимися реальной жизни в процессе внеклассной работы дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций, особенно поведения людей в природной среде, где результат часто не соответствует желаемому. Это позволит школьникам извлечь урок на будущее, изменить цели своей деятельности, научить принимать решения в соответствии с убеждениями.

Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний: как и где проложить тропы, без гари и копоти, оборудовать стоянку; как относиться к живым обитателям леса, луга; стоит ли рвать дикорастущие растения; нужно ли экономить колодезную воду и т. д.

Велика роль внеклассной работы в приобщении учащихся к самостоятельной работе, которая проводится индивидуально или группами. При этом обращаемся к эксперименту, практической деятельности, исследованию с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает исследования привлекательными и интересными.

Положительной формой работы является помощь волонтёрам, заключающаяся в участии в проведении таких акций, как «Помоги птицам зимой», «Что бы ты изменил в нашем сквере?», «Воздух без гари и копоти».

 

Наиболее интересным аспектом деятельности школьников является участие в работе по изучению и оценке экологического состояния школы и пришкольного участка. Подобная работа проводится совместно с учащимися старших классов.

В содержание этой работы включены задания по двум темам:

·  «Изучение экологического состояния школьных помещений»

· «Изучение экологического состояния пришкольного участка».

Учащиеся делятся на группы по несколько человек. Им вручаются инструктивные карточки по проведению работы. При выполнении заданий каждая группа изучает экологическое состояние одного из школьных помещений – кабинета, коридоров школы, столовой и т. д. Учащиеся дают оценку эмоционального восприятия данного помещения; исследуют его санитарно-гигиеническое состояние; режим проветривания, освещенность помещения, уровень внешней и внутренней шумовой нагрузки; описывают качество и расстановку мебели и оборудования, окраску стен, пола, определяют их соответствие эстетическим требованиям; изучают озелененность помещения и описывают его эстетическое оформление.

Опыт проведения исследовательских работ позволяет применять теоретические знания на практике, способствует выработке активной жизненной позиции.

Пример: Учащиеся 1 класса сажают возле дома дерево. Ухаживают за ним и ведут наблюдения, которые фиксируют в дневнике наблюдений.

 

По итогам работы проводится конференция, где заслушиваются не только работы и доклады учащихся, но также демонстрируются фотографии, схемы, таблицы по результатам исследований, высказываются предложения по озеленению и оформлению кабинетов и коридоров.

Предложения учащихся по благоустройству школы и пришкольного участка всегда являются предметом дискуссии. Итоги этих обсуждений учитываются при оформлении кабинетов и пришкольного участка. Благодаря таким исследованиям школа становится более благоустроенной. Большую помощь оказывают родители учащихся.

 Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой.   

Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы. Экскурсии могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания.

К. Д. Ушинский писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога».

Беседа. Беседа – наиболее распространенная форма экологического воспитания. Одна из наиболее значимых - беседа о культуре поведения в природе. Чтобы беседа была более разнообразной и насыщенной, желательно использовать набор иллюстраций, которые предлагаются в качестве картинок для раскрашивания до беседы, после неё, или для закрепления полученных знаний.

Пример: Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что могут делать и делают школьники? Школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.

Игра. Игра - наиболее понятный, радостный и естественный вид деятельности. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают живыми, более интересными для детей. В играх заложена огромная информация различных знаний.

Пример:

Игра, которую можно провести на переменах в начальной школе «Синички и вороны».

Ход игры. Участники игры делятся на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренги (горизонтально) друг против друга на расстоянии 4-6 м. Необходимо провести центральную (разделительную) черту между командами. Позади команд в 4-6 м также отметить место чертой, за которой находятся "гнезда".

Синички любят правду, они боятся лживых утверждений, вороны наоборот любят ложь, но боятся правды. Если ведущий говорит правдивое утверждение, то вороны убегают в свои гнезда. Если ведущий лжет, то синички убегают от ворон. Пойманного забирают в свою команду. Пойманным считается тот участник, который не успел добежать до своего гнезда.

Долговременная игра позволяет сочетать многообразие методов, средств и приемов экологической творческой деятельности. Долговременная игра – система специально организованной учебной деятельности, проходящей в течение длительного временного периода, содержательной единицей которой является тематический блок, а организационной – игровое событие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: