История развития роли государства в экономике

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Сущность государства как экономического субъекта………………………….5
1.1 История развития роли государства в экономике…………………………….5
1.2 Экономические функции государства как хозяйствующего субъекта……...9
1.3 Сущность и содержание государственного регулирования экономики…...11
2 Роль государства в рыночном развитии экономики…………………………..22
2.1 Особенности регулирования рыночной экономики США………………….22
2.2 Особенности государственного регулирования экономики в России……..27
2.3 Тенденции изменения экономических функций государства в РФ………..31
Заключение………………………………………………………………………...32
Список использованных источников…………………………………………….33
Приложение А……………………………………………………………………..35
Приложение Б……………………………………………………………………...36
 

Введение

Роль государства в экономике чрезвычайно велика. Только при помощи сильных государственных институтов власти можно осуществить стратегический поворот, провести кардинальные преобразования, не вызвав социальных потрясений. Актуальность исследования вытекает из современного состояния российской экономики, которое характеризуется продолжающимся падением объемов производства, нестабильностью отношений собственности, нарастанием социальной напряженности. Сложившееся положение свидетельствует о том, что государственное участие в регулировании хозяйственных процессов было малоэффективным, а, следовательно, нуждается в радикальном переосмыслении.

Сложность современного этапа заключается в том, что хозяйственный механизм в современной России находится в стадии трансформации, а это означает, что необходимо говорить об особой роли государства в экономике переходного периода.

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В это время изучением степени вмешательства в экономику занимались меркантилисты: А.Монкретьен, В.Стаффорд, А.Серр, А.Геневез, Кольбер, Дж..Ло. В дальнейшем вопросы о роли государства изучали физиократы – Ф.Кенэ, Ж.Тюрго. Позже влияние государства на экономику рассматривали в своих работах основатели классической политической экономии – В.Пети, Дж.Локк, Д.Юм, А.Смит, Д.Рикардо. Основоположник неомеркантилизма, предшественник исторической школы, Ф.Лист. Обоснование системы прямого вмешательства государства во все сферы экономической деятельности было сделано Дж.М.Кейнсом. Представители неокейнсианской школы – Д.Хикс, А.Хансен, П.Самуэльсон, Дж.Робинсон, А.Ларнер. Автор монетаристской концепции М.Фридмен, а также его последователи А.Шварц, К.Бруннер, А.Мельцер, Д.Лейдлер, Р.Селден, Ф.Селден, Ф.Кейган. Совсем иной взгляд на проблему роли государства в экономике у представителей институционализма – В.Веблена, У.Митчелла, Дж.Коммонса и их последователей Р.Коуза, Д.Норта, О.Уильямсона.

Целью данного исследования является изучение отношения между государством и экономикой, в процессе чего государство воздействует на экономическую политику.

Для достижения целей необходимо решить ряд задач:

× рассмотреть эволюцию экономической теории по проблеме государственного участия в регулировании экономических процессов;

× показать различия экономических функций государства как хозяйствующего субъекта и как субъекта регулирования;

× изучить средства, методы и инструменты государственного регулирования экономики;

× определить роль государства в экономике на примере таких развитых стран, как США и Россия.

Объектом исследования выступает государственное регулирование экономики.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения между хозяйствующими субъектами, в процессе реализации государством его экономических функций.

Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя набор хозяйственных и социальных функций. Для того чтобы выработать верную экономическую политику государственные деятели должны отдавать себе отчет в том, каких целей они хотят добиться и какими инструментами они для этого располагают.

Сущность государства как экономического субъекта

История развития роли государства в экономике

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

Физиократы, Ф.Кенэ, Ж.Тюрго, выступая против вмешательства государства в процессы производства и торговли, видели за ним следующие функции: сохранение «естественного порядка»; создание предприятий общественного характера (дороги, каналы и т.д.); допущение ссуд только в сельское хозяйство, так как ссуды в индустрию или торговлю бесплодны; выполнение фискальной функции по отношению к классу земледельцев, создающему чистый продукт; способствование распространению всеобщего образования.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А.Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.

Согласно А.Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А.Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А.Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

При этом последователи А.Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.). Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

Основоположник неомеркантилизма, предшественник исторической школы, Ф.Лист, критикуя Смита и Риккардо, утверждал, что для различных исторических периодов и для различных наций существуют специфические закономерности, определяющие полезность увеличения либо уменьшения экономических функций государства.

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж.М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

Представители неокейнсианской школы – Д.Хикс, А.Хансен, П.Самуэльсон, Дж.Робинсон, А.Ларнер, рассматривали активизацию функции государства в области финансовой политики.

Теоретической основой неконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых ставок сократит, и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.

Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Таким образом, в неконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

Марксисты поставили вопрос об экономической роли госу­дарства раньше, чем Дж.М.Кейнс. Но у них были разные подхо­ды к этому вопросу. Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге» указывал на перерастание производительными силами капиталистической соб­ственности во всех ее формах (частной, коллективной). Неспо­собность индивидуальных предпринимателей, акционерных обществ справиться с производительными силами заставляет об­щество взять их в свои руки.

Монетаризм — это концепция развития зрелой рыночной экономики с хорошо отработанным денежным хозяйством. Мо­нетаристы — сторонники конкурентного капитализма, предполагающего организацию экономической деятельности на основе частных предприятий, действующих на свободном рын­ке. М.Фридмен называет свой образ мышления либерализмом или консерватизмом.

Монетаризм выступает против централизованного контроля над экономической деятельностью. Тем не менее, существование свободного рынка не устраняет необходимость во вмешательст­ве государства. Последнее выступает посредником между субъ­ектами рыночных отношений, принимает законы и следит за их соблюдением.

Рынок значительно уменьшает количество вопросов, кото­рые требуют политических решений, и тем самым минимизиру­ет степень прямого участия правительства в регулировании эко­номики.

Институционалисты выступали за смешанную экономику. В известной мере они были предшественниками кейнсианства, особенно Дж.А.Гобсон. Институционалисты хотели перестраивать капиталистическую экономику на разумных ос­нованиях. Ими разрабатывалась идея общественного контроля над предпринимательством, обосновывалась необходимость планирования экономики (У.К.Митчел). Институционалисты разли­чали три ветви государственной власти: законодательную, ис­полнительную и судебную. Особый интерес они проявляли к юри­дическим основаниям экономического поведения. По их мнению, право определяет правило поведения на рынке.

Институционалисты успешно разрабатывали проблему ак­ционерных обществ и трудовых отношений (профсоюзного дви­жения).Специфика институционализма состоит и в том, что он пре­тендует на синтез ряда общественных наук – экономики, поли­тологии, права, психологии, этики.

Неоинституционалисты исходят из того, что в обществе дей­ствуют два принципа: экономический либерализм и социальная защита. Известный венгерский экономист К.Полани выдвинул тезис о двойном движении – свободы рынка и защиты от рынка. Неоинституционалисты выступают как против неолибера­лов, так и против марксистов. Они критикуют неолибералов за их приверженность к «утопии свободного рынка». Марксисты же в наиболее консервативном варианте отрицают роль рынка во­обще, заменяя его государственным регулированием, планом. В более современном варианте часть марксистов выступает за со­единение, плана и рынка, но при этом рынок занимает подчиненное положение по отношению к плану.

Неоинституционалисты – сторонники смешанной экономики. Они занимают социал-демократические или близкие к ним позиции.

Если рассматривать современную ситуацию, то можно отметить, что сложилось три основных подхода к вопросу о роли государства в экономике переходного периода: концепция невмешательства, концепция «ограниченной интервенции государства в экономику», концепция активной роли государства.

В целом замечено, что роль государства в экономике неуклонно возрастает, о чем свидетельствует роль госсектора в экономике большинства стран мира.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. (Приложение А). При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: