Особенности государственного регулирования экономики в России

        

Усиление роли государства в экономической жизни страны становится в последние годы все более значимым фактором динамики российской экономики. Государство реализует политику доминирующего присутствия в стратегически важных отраслях национальной экономики, наиболее яркой иллюстрацией чего является консолидация нефтегазовых активов – возведение государственной вертикали экономики вслед за государственной вертикалью власти. Внедрение государства в экономические процессы, вытеснение честного капитала из стратегически важных отраслей экономики сопровождаются общим ухудшением российского бизнес – климата в части его институциональной составляющей: ухудшаются условия для реализации предпринимательской активности, снижается предпринимательская мотивированность, усложняются взаимоотношения бизнеса и государства, наблюдается тенденция к истощению предпринимательского ресурса.

Все это может иметь пагубные последствия с точки зрения динамики и структуры роста экономики. В контексте новой роли, которую играет государство в экономике России, важно понять, каким образом может быть реализован накапливаемый государством экономический потенциал влияния с целью гармонизации структуры и ускорения роста национальной экономики и ВВП. (Приложение Б).

На протяжении последних лет в экономике России усиливается прямое участие государства как собственника, продолжается создание государственной мегакомпании «Газпром» и укрупнение «Роснефти». После того как 28 сентября 2005 г. «Газпром» приобрел 72,663% акций «Сибнефти», с учетом ранее приобретенных у Газпромбанка 3,016% акций этой нефтяной компании, под контролем возводимой государственной нефтегазовой мегакомпании оказывается добыча более 86% российского газа и около 10% нефти. Несмотря на заявление главы Федеральной антимонопольной службы РФ Игоря Артемьева о том, что приобретение «Газпромом» доли «Сибнефти» не приведет к изменению рынка и поэтому ФАС может утвердить сделку по приобретению «Газпромом» акций «Сибнефти» в ближайшее время, маловероятно, что укрупнение «Газпрома» не отразится на российском нефтяном рынке. Покупка «Сибнефти» увеличивает долю государства в нефтяном бизнесе с четверти до трети. Кроме того, следующим логичным шагом в строительстве крупнейшей – не только по российским, но и по мировым меркам – нефтегазовой компании может стать решение вопроса о судьбе «Славнефти» (это еще 5% добычи российской нефти).

Возврат государству стратегически важных активов пока происходит в сфере наиболее конкурентоспособных производств, и пока национализируемые предприятия и предприятия, уже принадлежащие государству, значительно менее эффективны, чем их конкуренты, находящиеся в частной собственности. Это иллюстрируют итоги семи месяцев 2005 г.: после 8-9%-ного роста в предыдущие годы добыча нефти в январе-июле 2005 г. Увеличилась по сравнению с тем же периодом 2004 г. всего на 2,7%. В краткосрочной перспективе подобное усиление присутствия государства в экономике означает замедление темпов роста промышленности и экономики в целом и сокращение поступлений в бюджет, однако мировая конъюнктура цен на энергоносители пока позволяет российским властям реализовывать указанную стратегию без риска столкнуться с катастрофическими последствиями.

Вместе с тем методы, которыми государство приобретает контроль над высококонкурентоспособными производствами и решает смежные вопросы, невольно рассматриваются как бизнесом, так и госорганами на местах в качестве «допустимых» в отношении существенно менее крупного бизнеса. Наращивание присутствия государства в экономике не просто происходит в условиях низкого качества государственных институтов России – оно сопровождается ухудшением судебного и юридического климата. Реальным становится истощение предпринимательского ресурса, значимость которого с точки зрения потенциала «рывка» российской экономики в 1999-2004 гг. трудно переоценить.

Интенсивно внедряясь в реальный сектор национальной экономики, государство становится в нем все более значимым игроком, действия которого определяют и структуру, и темпы его роста. Происходит заметное изменение всего российского бизнес – климата, когда уже не стоит вопрос о его восстановлении до некоторого условно благоприятного уровня или формы в той модели, которая обусловила интенсивный рост реального сектора после системного финансового кризиса в августе 1998 г. Несомненно, этот рост обеспечивался, в значительной степени, внешними и внутренними благоприятными условиями. В то же время он происходил именно в «той» модели развития экономики.

Усиление присутствия государства в экономике, следствием которого выступает истощение предпринимательского ресурса (как крупного, так и среднего и малого бизнеса), происходит на фоне очевидного снижения конкурентоспособности ряда отраслей промышленного производства и замедления роста российской промышленности и экономики в целом. Поэтому в настоящее время насущной необходимостью является формирование фактически качественно новых взаимоотношений бизнеса и властей, построенных в первую очередь на осознании государством степени своего воздействия на экономические процессы, частичном замещении им истощающегося предпринимательского ресурса, принятии на себя не только прав, но и обязанностей, связанных с новым положением в экономике России.

Возможности государства влиять на экономические процессы, активизировать предпринимательский ресурс, стимулировать рост в тех или иных отраслях экономики повышаются также по мере формирования Стабилизационного фонда, составившего на 1 января 2008г. 3 трлн. 849,11 млрд руб., поскольку порядок размещения его средств и их использования является прерогативой государства.

Отрасли обработки, за исключением металлургического комплекса, нуждаются в более активной, эффективной и адресной поддержке, необходимость которой диктуется все чаще не только рыночными категориями конкурентоспособности, но и категориями экономической безопасности и стабильности России в целом, то есть во все большей степени становится задачей самого государства. Исходя из этих категорий задача формирования взаимоотношений с бизнесом, ориентированным на обработку и производство добавленной стоимости, приобретает дополнительную актуальность.

Возможным вариантом развития сотрудничества российского бизнеса и государства, имеющим целью повышение конкурентоспособности национальной промышленности, улучшение структуры ее выпуска и экспорта промышленных товаров, проникновение российских товаров на новые рынки, может быть государственное инвестирование в предприятия отраслей обработки посредством специализированных кредитных учреждений.

Использование государственных ресурсов для инвестиций в национальную экономику, как правило, оценивается неоднозначно. С одной стороны, мировая практика, равно как и исторический опыт развития советской экономики, доказывает низкую эффективность прямых государственных инвестиций в реальный сектор. С другой стороны, использование чисто рыночных индикаторов для оценки эффективности отдельных инвестиционных проектов может не совпадать (и часто не совпадает) с вопросами стратегического развития национальной экономики и ее устойчивости.

С учетом динамики структуры российских экспорта и промышленного производства для России все более актуальным становится использование государственного инвестиционного потенциала для развития обрабатывающих производств национальной промышленности, которое даже в случае активизации роста сырьевых отраслей снизит зависимость экономики от динамики мировой конъюнктуры цен. Таким образом, можно говорить о доминировании в деятельности гипотетического российского Банка развития – государственного инвестиционного банка – диверсификационной ориентации.

Двумя основными и взаимосвязанными направлениями государственного инвестирования могут стать модернизация производства обрабатывающих отраслей (кредитование инвестиций в основной капитал) и содействие продвижению российских товаров на новые рынки (кредитование экспортных контрактов).

Наиболее значимым фактором, лимитирующим инвестиционную деятельность промышленных предприятий, является нехватка финансовых ресурсов. Поэтому повышение конкурентоспособности промышленности возможно не просто с помощью дополнительных кредитных ресурсов; эти ресурсы должны быть качественно другими – более долгосрочными и менее дорогими. Существующая банковская система предоставлять такие ресурсы предприятиям обрабатывающих производств в значимых объемах не может в этих условиях может оказаться весьма продуктивным инвестиционное финансирование на возвратной основе предприятий соответствующих производств, с привлечением специализированного посредника – Банка развития. Вариантом такого инвестирования в российскую экономику может стать, например, финансирование лизинга инвестиционного оборудования.

Для большинства развитых стран характерно преобладание системы страхования экспортных кредитов, содержанием которой является не предоставление экспортерам финансовой поддержки, а взятие соответствующими специализированными компаниями на себя рисков осуществления экспортных контрактов.

Однако в настоящее время для России такая система поддержки не может быть эффективной. Во-первых, банковская система у нас значительно уступает по своим масштабам остальной экономике, вследствие чего банковская система не обеспечивает необходимого предложения финансовых ресурсов. Во-вторых, стоимость ресурсов в России значительно выше, чем в мире, что вынуждает частные банки предлагать кредиты по ставкам, неприемлемым для большинства предприятий несырьевого экспорта. Кроме того, фактор риска неполучения средств по выполненным экспортным контрактам, который является основным в деятельности специализированных компаний по страхованию экспортных кредитов, для России относительно менее существенен.

Кредитная деятельность Банка развития может проводиться как напрямую, так и через созданную агентскую сеть региональных банков, кредитующих средний и малый бизнес. Кредитование должно иметь четкий целевой характер и поэтому предполагать более низкую процентную ставку, чем в коммерческих банках. Помимо собственно кредитных программ Банк развития может осуществлять и различные формы финансирования: покупку долговых обязательств предприятий, лизинг, а также предоставлять услуги, такие как консультирование, отраслевые программы поддержки т. д.

Безусловно, выбор такой стратегии не является очевидным или простым, поскольку предусматривает изменение концепции использования средств Стабилизационного фонда – инвестирование части их на внутреннем рынке. Однако сохраняющаяся благоприятная мировая конъюнктура цен и уже накопленный Стабилизационный фонд (на 1 января 2008г. 3 трлн. 849,11 млрд руб.) создают необходимые предпосылки для реализации амбициозных проектов развития, соответствующих складывающимся конфигурациям российской экономики и масштабу поставленных перед ней задач. 

      

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: