ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИЧЕСКИЙ
Кафедра историографии, источниковедения, археологии и методики преподавания истории
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по научно-методической
и учебной работе
______________________Е.И. Скафа
“_____”__________________201__ г.
Рабочая программа учебной дисциплины
«АРХЕОЛОГИЯ»
( наименование дисциплины в соответствии с учебным планом)
Направление подготовки (специальность): 46.03.01. История ____________________________________________________________ код и наименование | |
Профиль подготовки: _____________________________________________ | |
Образовательный уровень выпускника : Бакалавр | |
(бакалавр, магистр, специалист) Форма обучения: __________очная, заочная ________________________ |
очная, заочная, очно-заочная
Донецк 201___
УТВЕРЖДАЮ:
Декан исторического факультета
_______________К.В. Черкашин
“_____”_______________201__ г.
Программа учебной дисциплины«Археология» составлена на основе ГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 46.03.01. «История» и «Положения об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики», утверждённого приказом Министерства образования и науки ДНР «30» октября 2015 г. № 750».
Разработчик:
к. и. н., доцент кафедры историографии,
источниковедения, археологии и
методики преподавания истории А.В. Колесник
Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры историографии, источниковедения, археологии и методики преподавания истории в школе
Протокол № ___ от "___" __________2016 г.
Заведующий кафедрой Ю.Н. Красноносов
Программа учебной дисциплины одобрена учебно-методической комиссией исторического факультета
Протокол № ___ от “____”____________ 2016 г.
Председатель учебно-методической
комиссии факультета
О.Г. Мясников
1. Область применения и место дисциплины в учебном процессе: Учебная дисциплина «Археология» относится к циклу базовой части профессионального блока. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, которые формируются сопутствующими дисциплинами: «История Древнего мира», «Этнология», «Первобытное общество», «Философия». Дисциплина реализуется на историческом факультете ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет» кафедрой историографии, источниковедения, археологии и методики преподавания истории в школе. Является основой для изучения следующих дисциплин: «Археология Донбасса», «Древнее горное дело Донбасса», «Неолит Восточной Европы».
2. Нормативные ссылки (при необходимости)
Структура учебной дисциплины
Характеристика учебной дисциплины | Очная форма обучения на базе | Заочная форма обучения на базе | |||
ОСО | СПО (сокращ.) | ОСО | СПО (сокращ.) | ВПО (сокращ.) | |
Образовательный уровень | Бакалавр | ||||
Направление подготовки | 46.03.01. «История» | ||||
Профиль | – | ||||
Количество содержательных модулей (тем) | 2 (26) | ||||
Дисциплина базовой части образовательной программы | Базовой части | ||||
Формы контроля | Экзамен | ||||
Показатели | Очная форма обучения на базе | Заочная форма обучения на базе | |||
ОСО | СПО (сокращ.) | ОСО | СПО (сокращ.) | ВПО (сокращ.) | |
Количество зачетных единиц (кредитов) | 5 | 5 | |||
Количество часов | 180 | 180 | |||
Год подготовки | 1 | 1 | |||
Семестр | 2 | ||||
Количество часов: | 180 | 180 | |||
- лекционных | 64 | 12 | |||
- практических, семинарских | 32 | 4 | |||
- лабораторных | |||||
- самостоятельной работы, в т. ч. индивидуальное задание | 84 | 164 | |||
Недельное количество часов, в т. ч. аудиторных | 6 |
Описание дисциплины
Цель курса - изучение теоретических основ археологии.
Задачи курса:
1) представить археологию как систему знаний о древнейшем прошлом человечества на основе археологических источников;
2) развить навыки научного анализа, направленного на самостоятельное осмысление исторических процессов;
3) научить работе с источниками и научной литературой, ознакомить с понятийным аппаратом, сформировать умение давать общую характеристику археологическим процессам;
4) определить не только научно-познавательное, но и практическое значение археологии;
5) применить приобретенные знания для реконструкции первобытности и культуры древних народов.
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ГОС ВПО по данному направлению подготовки (профилю):
а) общекультурных (ОК):
- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
б) общепрофессиональных (ОПК):
- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ОПК-1);
– готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);
в) профессиональных (ПК):
– готовностью реализовывать учебные программы по предметам в соответствии с требованиями государственных стандартов (ПК-1);
– способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области теории и методологии исторической науки (ПК-4);
- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);
- способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);
- способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);
- способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);
- способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);
- способностью применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных организациях (ПК-11);
- способностью к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14).
В результате изучения учебной дисциплины студенты должны:
Знать:
– объект, предмет археологии, задание курса, типологию археологических памятников;
– периодизацию развития археологии;
– основные положения теории археологии;
– археологическую терминологию;
– основные археологические памятники Донбасса;
Должны уметь:
– определять картину изменений археологических культур во времени и пространстве;
– пользоваться терминологическим аппаратом археологии;
– сформировать представление об основной археологической проблематике;
– применить приобретенные знания для понимания явлений современной культуры;
Должны иметь навыки:
– самостоятельной работы с археологическим источником;
– самостоятельного исследования в области археологической проблематики.