Образовательный уровень – Бакалавр
Направление подготовки – 46.03.01 История. Семестр 2.
Учебная дисциплина – Археология
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1
1. Охарактеризуйте ямную историко-культурную общность.
История выделения, территориальные варианты, хозяйство, типы памятников.
2. Назовите основные культуры круга шнуровой керамики Восточной Европы и дайте их сравнительный анализ.
3. Каким образом осуществляется классификация в археологии?
Утверждено на заседании кафедры историографии, источниковедения, археологии и
методики преподавания истории, протокол № 10 от 20. 06. 2016 г.
Экзаменатор ______________ Колесник А. В.
Зав. кафедрой ______________ Красноносов Ю. Н.
13. Образец тестового задания (при наличии)
Критерии оценивания
шкале ЕСТS | Оценка по 100-балльной шкале, которая действует в ДонНУ | Оценка по государственной шкале (экзамен, дифференцированный зачет) | Оценка по государственной шкале (зачет) |
А | 90-100 | 5 (отлично) | зачтено |
В | 80-89 | 4 (хорошо) | зачтено |
С | 75-79 | 4 (хорошо) | зачтено |
D | 70-74 | 3 (удовлетворительно) | зачтено |
E | 60-69 | 3 (удовлетворительно) | зачтено |
FX | 35-59 | 2 (неудовлетворительно) с возможностью повторной сдачи | не зачтено |
F | 0-34 | 2 (неудовлетворительно) с возможностью повторной сдачи при условии обязательного набора дополнительных баллов | не зачтено |
Оценка “А” выставляется за правильные полные ответы на семинарских занятиях, при выполнении контрольных работ, тестовых заданий по материалам лекционного курса. При этом студент способен установить причины и последствия прошлых событий, умеет анализировать и объективно оценивать исторические факты, события и явления. Он должен иметь навыки, необходимые для дифференциации, интеграции и унификации знаний учебного модуля; аргументированного изложения собственной точки зрения. Важно, чтобы студент самостоятельно находил новые источники информации и использовал их в соответствии целей деятельности. Достойна внимания способность студента выявлять и анализировать основную литературу для изучения данного курса, свободно владеть понятийным аппаратом, терминологией.
Оценка “В – С” выставляется за правильные полные ответы на семинарах, при выполнении контрольных заданий, тестовых материалов и др. Отдельные ошибки допущенные студентом существенно не влияют на общий уровень работы. Важно, что студент при этом умеет установить взаимосвязь между причинами и следствиями исторических событий и явлений, довольно точно знает исторические факты, их хронологию. Кроме того студент должен самостоятельно исправлять допущенные ошибки, знать основную литературу и обладать достаточным понятийным аппаратом.
Оценка “D – Е” требует правильных ответов на семинарских занятиях, а также во время выполнения подавляющего большинства заданий, предусмотренных в контрольных работах и тестовых материалах. Учитывается, что студент допустил несколько существенных ошибок. При этом он знает общее содержание изученного материала, но не смог избежать некоторых ошибок, непоследовательного освещения исторических явлений и событий. К этому надо добавить слабые представления о понятийном аппарате.
Оценка “FХ” выставляется при неудовлетворительной подготовке или неполных ответах на семинарских занятиях, выполнении с ошибками заданий, предусмотренных контрольными работами и тестовыми материалами. При этом студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки при характеристике исторических событий и явлений, не понимает логики исторического процесса; не владеет понятийным аппаратом. Общий смысл работы дает основания для повторной сдачи зачета.
Оценка “F” выставляется при неудовлетворительной подготовки или неполных ответов на семинарских занятиях, выполнение с ошибками заданий, предусмотренных контрольными работами и тестовыми материалами. При этом студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки при характеристике исторических событий и явлений, не понимает логики исторического процесса; не владеет понятийным аппаратом. Общий смысл работы дает основания для повторной сдачи зачета, при условии обязательного набора дополнительных баллов.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Для проведения лекционных занятий требуется соответствующая аудитория для группы, оборудованная меловой или интерактивной доской, мультимедийным проектором и экраном.
Для обеспечения семинарских занятий по данному курсу необходимы:
1. Ноутбук.
2. Доступ в Интернет.
3. Доступ к Wi-Fi в корпусах университета.
4. Текстовые и электронные ресурсы Научной библиотеки университета.
5. Стенды.
6. Географическая карта Евразии.
Рекомендованная литература
Основная литература
1. Авдусин Д. А. Полевая археология СССР: учебное пособие / Д. А. Авдусин. – Москва: Высшая школа, 1972.
2. Античные государства Северного Причерноморья // АрхеологияСССР. Под рел. Б.А. Рыбакова. – М.: Наука, 1984.
3. Археологія України: курс лекцій / Під ред. проф. Л. Л. Залізняка. – Київ: Либідь, 2005.
4. Археологія доби українського козацтва XVI-XVIII ст. / Під ред. Д. Я. Телегіна. – Київ, 1997.
5. Археология: курс лекций / Под ред. акад. В. Л. Янина. 2-е издание. – Москва, 2013.
6. Вишняцкий Л. Б. Введение в преисторию. Проблемы антропогенеза и становления культуры: курс лекций / Л.Б. Вишняцкий. – Кишинев, 2002.
7. Генинг В. Ф. Структура археологического познания / В. Г. Генинг. – Киев: Наук. думка, 1989.
8. Деревянко А. П. Палеолитоведение. Введение и основы: учебное пособие / А. П. Деревянко, С. В. Маркин, С. А. Васильев. – Новосибирск, 1994.
9. Клейн Л. С. Археологическая типология / Л. С. Клейн. – Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1991.
10. Клейн Л. С. Археологические источники. Учебное пособие / Л. С. Клейн. – Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1978.
11. Мартынов А. И. Методы археологического исследования / А. И. Мартынов, Я. А. Шер. – Москва: Высшая школа, 2002.
12. Мезолит СССР // Археология СССР / Под ред. Б. А. Рыбакова. – Москва: Наука, 1985.
13. Неолит Северной Евразии // Археология / Под ред. Б. А. Рыбакова. – Москва: Наука, 1996.
14. Степи Евразии в эпоху средневековья // Археология СССР / Под ред. Б. А. Рыбакова. – Москва: Наука, 1981.
15. Плетнева С. А. Очерки хазарской археологи / С. А. Плетнева. – Москва: Изд-во «Мосты культуры» – Иерусалим: Изд-во «Гешарим», 2000.
16. Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время // Археология СССР. / Под ред. Б. А. Рыбакова. – Москва: Наука, 1989.
Дополнительная литература
1. Алексеев А. Ю. Хронография Европейской Скифии. VII-IV вв. до н.э. / А. Ю. Алексеев.– СПб, 2003.
2. Баранов И. А. Таврика в эпоху раннего средневековья / И.А. Баранов. – Киев, 1990.
3. Бобринский А. А. Гончарство Восточной Европы / А. А. Бобринский. – Москва, 1978.
4. Вишняцкий Л. Б.Культурная динамика в середине позднего плейстоцена и причины верхнепалеолитической революции / Л. Б. Вишняцкий. – СПб, 2008.
5. Вишняцкий Л. Б. Неандертальцы: история несостоявшегося человека / Л. Б. Вишняцкий. – СПб, 2010.
6. Генинг В. Ф. Объект и предмет науки в археологии / В. Ф. Генинг. – Киев, 1983.
7. Гераськова Л. С. Скульптура середньовічних кочовиків степів Східної Європи / Л. С. Гераськова. – Київ, 1991.
8. Гиря Е. Ю. Технологический анализ каменных индустрий. Методика микро- макроанализа древних орудий труда. Часть 2 / Е. Ю. Гиря. – СПб, 1997.
9. Гладилин В. Н. Проблемы раннего палеолита Восточной Европы / В. Н. Гладилин. – Киев, 1976.
10. Гурина Н. Н. Древние кремнедобывающие шахты / Н. Н. Гурина. – Ленинград, 1976.
11. Граков Б. Н. Скифы / Б. Н. Граков. – Москва, 1971.
12. Зализняк Л. Л. Охотники на северного оленя Украинского Полесья эпохи финального палеолита / Л. Л. Зализняк. – Киев, 1989.
13. Зубарь В. М. Херсонес Таврический в античную эпоху / В. М. Зубарь. - Киев, 1993.
14. Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие // САИ, Е 1– 36 / А. И. Кирпичников. – Москва - Ленинград, 1966.
15. Клейн Л. С. Новая Археология (критический анализ теоретического направления в археологии Запада) / Л. С. Клейн. – Донецк, 2009.
16. Михеев В. К. Подонье в составе Хазарского каганата / В. К. Михеев. – Харьков, 1980.
17. Новосельцев А. П. Хазарское государство и эго роль в истории народов Восточной Европы / А. П. Новосельцев. – Москва, 1990.
18. Пиоро И. М. Крымская Готия / И. М. Пиоро. – Київ, 1990.
19. Пряхин А. Д. История советской археологии (1917 – сер. 30-х гг.) / А. Д. Пряхин. – Воронеж, 1986.
20. Семенов С. А. Развитие техники в каменном веке / С. А. Семенов. – Ленинград, 1968.
21. Сорокин А. Н. Проблемы мезолитоведения / А. Н. Сорокин. – Москва, 2006.
22. Телегин Д. Я. Неолитические могильники мариупольского типа / Д. Я. Телегин. – Киев, 1991.
23. Толочко П. П. Древний Киев / П. П. Телегин. – Киев, 1983.
24. Черненко Е. В. Скифские лучники / Е. В. Черненко. – Киев, 1981.
25. Шовкопляс І. Г. Розвиток радянської археології на Україні / І. Г. Шовкопляс. – Київ, 1969.
26. Якобсон А. Л. Крым в средние века / А. Л. Якобсон. – Москва, 1973.
27. Klein R. G. The Human Career / R. G. Klein. – Chicago, 1989.