ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

 

Образовательный уровень                                  – Бакалавр

Направление подготовки                                  – 46.03.01  История. Семестр 2.              

Учебная дисциплина                                         – Археология

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

1. Охарактеризуйте ямную историко-культурную общность.

История выделения, территориальные варианты, хозяйство, типы памятников.

2. Назовите основные культуры круга шнуровой керамики Восточной Европы и дайте их сравнительный анализ.

3. Каким образом осуществляется классификация в археологии?

Утверждено на заседании кафедры историографии, источниковедения, археологии и

методики преподавания истории, протокол № 10 от 20. 06. 2016 г.

 

Экзаменатор          ______________       Колесник А. В.

Зав. кафедрой         ______________        Красноносов Ю. Н.

13. Образец тестового задания (при наличии)

 

Критерии оценивания

  шкале ЕСТS Оценка по 100-балльной шкале, которая действует в ДонНУ Оценка по государственной шкале (экзамен, дифференцированный зачет) Оценка по государственной шкале (зачет)
А 90-100 5 (отлично) зачтено
В 80-89 4 (хорошо) зачтено
С 75-79 4 (хорошо) зачтено
D 70-74 3 (удовлетворительно) зачтено
E 60-69 3 (удовлетворительно) зачтено
FX 35-59 2 (неудовлетворительно) с возможностью повторной сдачи не зачтено
F 0-34 2 (неудовлетворительно) с возможностью повторной сдачи при условии обязательного набора дополнительных баллов не зачтено

Оценка “А” выставляется за правильные полные ответы на семинарских занятиях, при выполнении контрольных работ, тестовых заданий по материалам лекционного курса. При этом студент способен установить причины и последствия прошлых событий, умеет анализировать и объективно оценивать исторические факты, события и явления. Он должен иметь навыки, необходимые для дифференциации, интеграции и унификации знаний учебного модуля; аргументированного изложения собственной точки зрения. Важно, чтобы студент самостоятельно находил новые источники информации и использовал их в соответствии целей деятельности. Достойна внимания способность студента выявлять и анализировать основную литературу для изучения данного курса, свободно владеть понятийным аппаратом, терминологией.

Оценка “В – С” выставляется за правильные полные ответы на семинарах, при выполнении контрольных заданий, тестовых материалов и др. Отдельные ошибки допущенные студентом существенно не влияют на общий уровень работы. Важно, что студент при этом умеет установить взаимосвязь между причинами и следствиями исторических событий и явлений, довольно точно знает исторические факты, их хронологию. Кроме того студент должен самостоятельно исправлять допущенные ошибки, знать основную литературу и обладать достаточным понятийным аппаратом.

Оценка “D – Е” требует правильных ответов на семинарских занятиях, а также во время выполнения подавляющего большинства заданий, предусмотренных в контрольных работах и тестовых материалах. Учитывается, что студент допустил несколько существенных ошибок. При этом он знает общее содержание изученного материала, но не смог избежать некоторых ошибок, непоследовательного освещения исторических явлений и событий. К этому надо добавить слабые представления о понятийном аппарате.

Оценка “FХ” выставляется при неудовлетворительной подготовке или неполных ответах на семинарских занятиях, выполнении с ошибками заданий, предусмотренных контрольными работами и тестовыми материалами. При этом студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки при характеристике исторических событий и явлений, не понимает логики исторического процесса; не владеет понятийным аппаратом. Общий смысл работы дает основания для повторной сдачи зачета.

Оценка “F” выставляется при неудовлетворительной подготовки или неполных ответов на семинарских занятиях, выполнение с ошибками заданий, предусмотренных контрольными работами и тестовыми материалами. При этом студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки при характеристике исторических событий и явлений, не понимает логики исторического процесса; не владеет понятийным аппаратом. Общий смысл работы дает основания для повторной сдачи зачета, при условии обязательного набора дополнительных баллов.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Для проведения лекционных занятий требуется соответствующая аудитория для группы, оборудованная меловой или интерактивной доской, мультимедийным проектором и экраном.

Для обеспечения семинарских занятий по данному курсу необходимы:

1. Ноутбук.

2. Доступ в Интернет.

3. Доступ к Wi-Fi в корпусах университета.

4. Текстовые и электронные ресурсы Научной библиотеки университета.

5. Стенды.

6. Географическая карта Евразии.

 

Рекомендованная литература

Основная литература

1. Авдусин Д. А. Полевая археология СССР: учебное пособие / Д. А. Авдусин. – Москва: Высшая школа, 1972.

2. Античные государства Северного Причерноморья // АрхеологияСССР. Под рел. Б.А. Рыбакова. – М.: Наука, 1984.

3. Археологія України: курс лекцій / Під ред. проф. Л. Л. Залізняка. – Київ: Либідь, 2005.

4. Археологія доби українського козацтва XVI-XVIII ст. / Під ред. Д. Я. Телегіна. – Київ, 1997.

5. Археология: курс лекций / Под ред. акад. В. Л. Янина. 2-е издание. – Москва, 2013.

6. Вишняцкий Л. Б. Введение в преисторию. Проблемы антропогенеза и становления культуры: курс лекций / Л.Б. Вишняцкий. – Кишинев, 2002.

7. Генинг В. Ф. Структура археологического познания / В. Г. Генинг. – Киев: Наук. думка, 1989.

8. Деревянко А. П. Палеолитоведение. Введение и основы: учебное пособие / А. П. Деревянко, С. В. Маркин, С. А. Васильев. – Новосибирск, 1994.

9. Клейн Л. С. Археологическая типология / Л. С. Клейн. – Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1991.

10. Клейн Л. С. Археологические источники. Учебное пособие / Л. С. Клейн.  – Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1978.

11. Мартынов А. И. Методы археологического исследования / А. И. Мартынов, Я. А. Шер. – Москва: Высшая школа, 2002.

12. Мезолит СССР // Археология СССР / Под ред. Б. А. Рыбакова. – Москва: Наука, 1985.

13. Неолит Северной Евразии // Археология / Под ред. Б. А. Рыбакова. – Москва: Наука, 1996.

14. Степи Евразии в эпоху средневековья // Археология СССР / Под ред. Б. А. Рыбакова. – Москва: Наука, 1981.

15. Плетнева С. А. Очерки хазарской археологи / С. А. Плетнева. – Москва: Изд-во «Мосты культуры» – Иерусалим: Изд-во «Гешарим», 2000.

16. Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время // Археология СССР. / Под ред. Б. А. Рыбакова. – Москва: Наука, 1989.

 

Дополнительная литература

1. Алексеев А. Ю. Хронография Европейской Скифии. VII-IV вв. до н.э. / А. Ю. Алексеев.– СПб, 2003.

2. Баранов И. А. Таврика в эпоху раннего средневековья / И.А. Баранов. – Киев, 1990.

3. Бобринский А. А. Гончарство Восточной Европы / А. А. Бобринский. – Москва, 1978.

4. Вишняцкий Л. Б.Культурная динамика в середине позднего плейстоцена и причины верхнепалеолитической революции / Л. Б. Вишняцкий. – СПб, 2008.

5. Вишняцкий Л. Б. Неандертальцы: история несостоявшегося человека / Л. Б. Вишняцкий. – СПб, 2010.

6. Генинг В. Ф. Объект и предмет науки в археологии / В. Ф. Генинг. – Киев, 1983.

7. Гераськова Л. С. Скульптура середньовічних кочовиків степів Східної Європи / Л. С. Гераськова. – Київ, 1991.

8. Гиря Е. Ю. Технологический анализ каменных индустрий. Методика микро- макроанализа древних орудий труда. Часть 2 / Е. Ю. Гиря. – СПб, 1997.

9. Гладилин В. Н. Проблемы раннего палеолита Восточной Европы / В. Н. Гладилин. – Киев, 1976.

10. Гурина Н. Н. Древние кремнедобывающие шахты / Н. Н. Гурина. – Ленинград, 1976.

11. Граков Б. Н. Скифы / Б. Н. Граков. – Москва, 1971.

12. Зализняк Л. Л. Охотники на северного оленя Украинского Полесья эпохи финального палеолита / Л. Л. Зализняк. – Киев, 1989.

13. Зубарь В. М. Херсонес Таврический в античную эпоху / В. М. Зубарь. - Киев, 1993.

14. Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие // САИ, Е 1– 36 / А. И. Кирпичников. – Москва - Ленинград, 1966.

15. Клейн Л. С. Новая Археология (критический анализ теоретического направления в археологии Запада) / Л. С. Клейн. – Донецк, 2009.

16. Михеев В. К. Подонье в составе Хазарского каганата / В. К. Михеев. – Харьков, 1980.

17. Новосельцев А. П. Хазарское государство и эго роль в истории народов Восточной Европы / А. П. Новосельцев. – Москва, 1990.

18. Пиоро И. М. Крымская Готия / И. М. Пиоро. – Київ, 1990.

19. Пряхин А. Д. История советской археологии (1917 – сер. 30-х гг.) / А. Д. Пряхин. – Воронеж, 1986.

20. Семенов С. А. Развитие техники в каменном веке / С. А. Семенов. – Ленинград, 1968.

21. Сорокин А. Н. Проблемы мезолитоведения / А. Н. Сорокин. – Москва, 2006.

22. Телегин Д. Я. Неолитические могильники мариупольского типа / Д. Я. Телегин. – Киев, 1991.

23. Толочко П. П. Древний Киев / П. П. Телегин. – Киев, 1983.

24. Черненко Е. В. Скифские лучники / Е. В. Черненко. – Киев, 1981.

25. Шовкопляс І. Г. Розвиток радянської археології на Україні / І. Г. Шовкопляс. – Київ, 1969.

26. Якобсон А. Л. Крым в средние века / А. Л. Якобсон. – Москва, 1973.

27. Klein R. G. The Human Career / R. G. Klein. – Chicago, 1989.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: