Искусство Каменного века

Введение

 

Центральная Азия – это огромная территория, которая занимает самое сердце Евразии, находящаяся на перекрестке цивилизаций. Великая степь – родина культуры кочевников. «Казахская земля была территорией колоссальных культурных новаций евразийского масштаба – от военных технологий до способов конструирования жилья и разведения скота, от уникальных технологий в металлургии до выдающихся памятников литературного творчества. Все это не могло бы состояться без многообразных и длительных контактов с самыми разными народами и цивилизациями… Сколько культурных влияний переплавила эта земля и сколько породила сама – это вопрос интригующих открытий и прозрений. Но абсолютно неопровержим один факт: культура казахской степи представляет собой сложнейшее и многоуровневое явление с глубочайшей исторической традицией» [1, с. 18-19]. Благодаря археологическим открытиям 20 века во многом воссоздана картина зарождения культуры и искусства на территории Центральной Азии. Установлено, что первые следы длительного пребывания человека в данном регионе относятся уже к эпохе нижнего палеолита. На протяжении последующих исторических эпох человек все активнее заселял и осваивал территорию Казахстана.

Раскопки эпохи палеолита, мезолита, неолита и энеолита показывают последовательное совершенствование в освоении технологий обработки природных материалов, развитие присваивающей, а затем производящей экономики. Факторы, способствующие формированию этнического своеобразия культур – климат и ландшафт – обусловили необходимость перехода племен, заселявших территорию Казахстана на рубеже эпохи Бронзы и Железа, от оседлого земледелия к кочевому скотоводству, как наиболее экономически выгодной форме производящей экономики. Исключение составила лишь плодородная территория Юга Казахстана. Таким образом, на протяжении без малого пяти тысяч лет в сердце Евразии существовали в непосредственной близости, взаимно воздействуя друг на друга две ветви хозяйствования – кочевая и земледельческая. Искусство входит в сферу деятельности народа, отражая его своеобразие и самобытность: «Казахский народ имеет богатое духовное наследие, уходящее в глубь веков Казахстана – край орлиных крыльев… Казахи – жители Великой степи – испокон веков имели и громадную единую территорию, и единый язык, и единую национальную культуру» [19, с. 9]. Знание культуры народа, его искусства связывает нить поколений, позволяя сохранять, передавать и приумножать народные традиции.

Поскольку Казахстан является полиэтническим и поликультурным государством, чрезвычайно важной задачей современной системы образования является приобщение представителей всех этнических групп, проживающих в едином политико-экономическом пространстве, к культурному богатству титульной нации. Знание и понимание своеобразия культуры и искусства народа, умение анализировать и понимать заложенные в произведениях искусства идеи и воззрения, могут способствовать формированию цивилизованных толерантных межэтнических отношений, соответствующих современному этапу развития демократического общества.

В условиях становления и развития суверенного государства в высшей степени возрос интерес к истории, стремление извлечь из нее уроки, с помощью которых можно прогнозировать и моделировать не только настоящее, но и будущее. Неотъемлемой частью истории являются продукты духовно-материальной культуры, созданные человечеством на протяжении всего своего долгого времени существования. Это произведения искусства, в которых ярко и отчетливо отражены мысли и представления их создателей о мире, о себе, прекрасном, возвышенном, ужасном или героическом. Понимание произведений искусства – это сложный эмоциональный и интеллектуальный процесс, необходимой базой для которого является знание.

 

 

Развитие искусства на территории Казахстана в Древнейший период

Искусство Каменного века

Эпоха палеолита – это время завершения биологического формирования человека, а также  эпоха сложения социальной структуры общества. Наиболее значительные социальные и культурные изменения происходят в эпоху верхнего палеолита – около 40-35 тыс. лет до н.э. На территории Казахстана археологи находят следы палеолитических стоянок первобытных охотников с многочисленными артефактами, помогающими воссоздать образ жизни, уровень умений человека позднекаменного века. На археологической карте Казахстана зафиксировано более 25 тыс. стоянок первобытного периода. Из них около 2 тыс. – в Северном Казахстане.

В эпоху палеолита развивается древнейший, но, безусловно, не начальный этап наскального искусства азиатского региона, в котором представлены образы зверей т.н. «мамонтового фаунистического комплекса». Наиболее характерной чертой палеолитического искусства является синкретизм – зачатки всех видов искусства существуют и развиваются слитно, входя в общий контекст жизни первобытного человека. Наиболее яркие образцы наскального искусства каменного века в Казахстане – петроглифы, высеченные на скалах гравюры, которые можно в равной степени отнести к графике и к плоским силуэтным рельефам или контррельефам.

Они представляют собой фиксацию в изобразительных образах состояний и переживаний людей. Запечатленные на скалах, эти изображения приобрели значение исторических документов универсального типа, расшифровка которых может способствовать пониманию жизни древних племен, населявших Казахстан.

В наскальных композициях преобладают изображения шерстистых носорогов, первобытных бизонов и быков (туров), что подтверждает предположение, о том, что основой промысловой деятельности позднепалеолитических племен была охота на крупных животных. Именно в этот период складывается отношение к животному как покровителю, как существу, олицетворяющему добро или зло мира.

Технически петроглифы выполнены с помощью двух приемов – выбивка (точечная техника) и прочерчивание (процарапывание линий). Иногда два приема соединяются в одном изображении, комбинируются. Линеарный петроглиф – это четкий абрис, врезанный в массу камня несколькими стремительными штрихами-линиями, которые моделируют контур фигуры животного. Иногда основной контур дополнен более мелкими штрихами. «Линеарная гравюра не знает компромисса. Она является высшим достижением петроглифики» [23, с.13]. 

Ранние стадии развития искусства гравюры на скалах показывают преобладание простой формы - чем древнее форма знака, тем он проще, условнее и символичнее. В произведениях эпохи палеолита форма строится в соответствии с остовом (каркасом, основой) предмета. Доминирует стремление к замкнутой форме. В линеарном петроглифе важную роль играют точки кривизны, где контурные линии меняют свое направление или обрываются. Любой из петроглифов отвечает требованиям единства картины и целостности художественного образа - изображение так расположено на плоскости скалы, что вне зависимости от занимаемой площади и масштаба, находится в поле зрения воспринимающего человека [23].

В эпоху неолита и в период микролитов продолжается развитие петроглифического искусства. В наскальных изображениях появляются сюжетные сцены, отражающие усложнившееся мировосприятие древнего человека. Появившиеся в наскальном искусстве сюжеты могут служить свидетельством усложнившихся представлений о мире и формированием в сознании первобытного человека фантастической, но целостной картины мира. В изображениях этого времени, так же, как и в эпоху палеолита, преобладают анималистические образы, но они, как правило, противопоставлены друг другу: хищники и копытные животные, бараны-архары – символы Солнца и волки, как олицетворения противоборства добра и зла. В этих сценах отражается одновременно страх человека перед грозным окружающим миром и желание понять и подчинить его себе. Эсхатологические идеи порождают изображения космических драм, которые персонифицированы в облике рогатого животного, преследуемого и терзаемого хищниками. Усложнение взаимоотношений между людьми отражает появление сцен противоборств племен.

В 1955 году профессором С. Аманжоловым в урочище Кара-Шат Тарбагатайского района Восточно-Казахстанской области было обнаружено уникальное по своим размерам (4м в длину и 2,5м в ширину) произведение наскального искусства первобытного периода – т.н. «олений камень»: Бугы-тас. Он представляет собой комплекс выбитых на серой скале контурных заштрихованных изображений оленей. Выразительность этого произведения наскального искусства проявляется в красивом контрасте темного фона и светлых фигур, в спокойном величественном ритме повторяющихся силуэтов крупных и мелких фигур животных, техническом мастерстве древних художников. Изображения животных на этом камне, как и в большинстве исследованных произведений наскального искусства древнего Казахстана, расположены в направлении слева направо. Такое направление может быть воспринято как поступательное, как ритм времени [23].

В эпоху энеолита в обиходе человека появляется новый материал – металл. Обработка меди положила начало развития металлообработки в Казахстане. В период энеолита в местах, где есть выходы руд на поверхность, начинают формироваться стационарные, достаточно крупные поселения. В 1980 году профессором В. Зайбертом открыто энеолитическое поселение Ботай, занимающее ровную площадку на правом берегу р. Иман-Бурлук (неподалеку от с. Никольское, Северный Казахстан). Помимо артефактов, относящихся к производственной деятельности, большой интерес представляют произведения искусства, открытые на этом древнем поселении. Обнаружено несколько образцов мелкой пластики и масштабный керамический комплекс.

Свойства глины человекосвоилеще в глубокой древности. Но только в эпоху неолита человек научился изменять природные свойства этого материала с помощью обжига, придавая ей устойчивость и водонепроницаемость. Пластичность сырой глины позволяла наносить на поверхность кувшинов самые разнообразные узоры. Именно появление глиняной посуды способствовало высочайшему расцвету орнаментального искусства в последний период Каменного века. 

Первая керамика была выполнена ручным способом, с помощью лент глины, которые накладывались одна на другую и заглаживались специальными приспособлениями – лощилами, изготовленными из плоских костей животных. Поверхность сосудов украшали несложным декором – точками, черточками, ломаными линиями. Орнамент наносили специальными приспособлениями – гребенчатыми костяными штампами или заостренными палочками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: