Искусство эпохи Железа

Исторический период конца 2 - начала 1 тыс. до н.э. характеризуется как время самого крупного экологического, социального (демографического) и производственного кризиса первобытного периода. Усложняется духовная культура, усиливается специализация. Возможно, именно в эту эпоху появляются мастера, занимающиеся одним искусством или ремеслом. Производство и ремесла были связаны с образом жизни и хозяйствования кочевых племен индоиранского происхождения, населявших территорию Казахстана – получили развитие выделка кожи и шерсти, ткачество, обработка дерева, глины и металла. Среди этих ремесел, бесспорно, первое место занимает обработка металла. Выплавка меди, бронзы, благородных металлов, железа была на достаточно высоком уровне, что подтверждается археологическими находками.

Материальная культура и общественный строй сакских племен отражают изменения, произошедшие в культуре к концу первобытного периода - усиливается социальное расслоение племени по имущественному признаку, усложняются культы и верования, увеличивается роль мужчины в обществе, что ведет к увеличению значения культов мужских богов и дальнейшему формированию патриархальных отношений в кочевом обществе.

Можно выделить типичную характернейшую черту художественного образа сакского периода в наскальном искусстве – исключительно экспрессивную деформацию форм, с помощью которой подчеркиваются наиболее значимые черты облика животного, передается его пластика что, одновременно, служит выявлению сакрального смысла изображения. Выразительные певуче-плавные силуэты оленей противопоставлены энергичной динамичной контурной линии, которая обрисовывает мускулы хищных животных. Удивительно мастерство художников, которые могут создавать наполненный жизнью образ, используя максимально скупые выразительные средства – линию или пятно. Наиболее популярной темой является противоборство – света и тьмы, добра и зла, отражающее, по всей вероятности, представление о взаимодействии противоположностей в мире. Распространены также изображения поединков. В наскальных произведениях 1 тыс. до н.э. изображения богини-матери и повелительницы зверей раннего периода сменяет образ женщины-воительницы, амазонки, которая стала новым воплощением идеала женщины в глазах воинственных кочевников.

В 1 тыс. до н.э. на территории Казахстана продолжаетсястроительство укрепленных поселений. Исследованы саргатское городище Ак-Тау в Казахском Приишимье, холм-городище Чирик-рабат, Джеты-Асар в долине Сырдарьи.

В погребальной архитектуре преобладает сооружение курганов. Курганы различаются по размерам – от небольших холмов, до огромных рукотворных гор. Сакские «царские» курганы отличаются огромными размерами, достигая иногда в диаметре до 150м и более 20м в высоту. Огромные и небольшие курганы соседствуют друг с другом, составляя погребальные комплексы-некрополи – родовые кладбища. Известны Чиликтинские, Бесшатырские некрополи. Одиночные курганы часто имеют центральное и боковые погребения – таков например, курган Иссык.

Внешняя форма и строение курганов отражают представления саков о строении Вселенной. Сам курган – символ мировой горы. Склеп символически представлял собой первооснову жизни – ядро (яйцо). Он был засыпан несколькими перемежающимися слоями земли и щебня, олицетворяющими сферы, окружающие землю-ядро. Вокруг курганов делали рвы, выложенные речными голышами, символизирующие мировые воды, из которых поднимается мировая гора. На вершине горы устанавливали стелу – символ мирового столпа, соединяющего миры.

В изобразительных, декоративном и прикладном видах искусства проявляются черты сакского звериного стиля. Триада зооморфных образов (птица-копытное животное-хищник) отражала идеи тождества мира (космоса) и общества. В произведениях звериного стиля важную роль в организации художественного образа играет ритм, чаще всего энергичный и напряженный. Две самые популярные композиционные схемы в произведениях звериного стиля подчеркивают ритмическую организацию – фризовая ленточная композиция и композиция, замкнутая в круг.

Зооморфным изображениям звериного стиля присуща деформация, которая подчеркивает движение. Часто телам придает S-образный изгиб, выразительность которого подчеркивается расположением ног или лап животного. Другой вариант деформации позволяет подчеркнуть наиболее характерные черты облика животного - у хищников преувеличенно крупными изображаются головы, глаза с ярко выраженной слезной ямкой и клыки, у лосей и оленей завитки рогов превращаются в причудливые узоры; оленьи или лосиные рога превращаются в сказочные завитки.

 

Искусство Казахстана эпохи Средневековья


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: