Искусство Казахстана ХХ века

Развитие архитектуры в Казахстане в первой половине 20 века. С 80-х годов 19 века основным архитектурным стилем Европы и России становится модерн. Своеобразие модерна проявилось в Казахстане в пяти основных направлениях: в сооружениях, выполненных в духе модернизированной классики – в традициях неоклассицизма с отдельными элементами модерна (дом купца Янгуразова, конец 19 в., Петропавловск). 

Второе направление проявилось в зданиях в стиле модерн, обращенных к традициям средневекового искусства (в основном западноевропейского). Третье направление разработки новой архитектурно-художественной системы, прежде всего, апеллирует к «нетленным духовным ценностям» народного искусства прошлого – деревянный Дом офицерского собрания в Алматы, архитектор А. Зенков имеет черты русского «узорчатого» стиля 17 века – причудливая форма кровли, декоративные элементы-подзоры крыши, причудливые оконца, горизонтальное членение сооружения по фасаду, крыльцо с бочкообразной крышей. Деревянный Кафедральный собор г. Алматы.

Четвертое его направление не имеет прецедентов в прошлом. Это так называемый чистый модерн, сознательно и резко восставший против подражательности, каноничности, выступавший с программой обновления зодчества. Оно сводится к следующей схеме: от поисков новой орнаментики, органично связанной с функциональной и конструктивной формой, к поискам целостной архитектурной формы, полезной и прекрасной одновременно, исключающей необходимость ее дополнительного украшения. Жилой дом-особняк (Кустанай).

Пятое направление модерна отражает первые попытки создания национального стиля – обращение к местному национальному традиционному искусству. Здания, выполненные в так называемом кирпичном стиле – железнодорожные мастерские в Уральске 1894г., и Кзыл-Орде 1905г., магазин купца Кубрина (ныне магазин «Радуга») в Астане и др.

Становление архитектуры Казахстана в 20-первой половине 30 годов 20 века. После утверждения советской власти на территории Казахстана начинается интенсивный процесс восстановления хозяйства. Начался неуклонный процесс оседания казахов. Столицей республики стал город Ак-мечеть (бывший Перовск), переименованный в Кзыл-Орду. Автором реконструкции тогдашней столицы Казахстана, Кзыл-Орды, был архитектор Рянгин, создавший проект, учитывающий местные природно-климатические условия. Город был запроектирован как город-сад – около 27% всей территории города было отведено под зеленую зону. Застройка новых кварталов предусматривалась крупными массивами с объектами бытового обслуживания населения. Наиболее благоприятные территории – набережные Сырдарьи отводились под зоны отдыха. Таким образом, уже в эти годы были заложены основы функционального зонирования территории, комплексного строительства кварталов и начато зеленое строительство городов Казахстана [6, с. 35-38].

Реконструкция народного хозяйства Казахстана потребовала быстрого развития средств сообщения. В 1927 году СНК РСФСР принял постановление о строительстве Туркестано-Сибирской железной дороги (Турксиб). Это была одна из ударных строек 1-й пятилетки в 1929-1934 годах. С окончанием прокладки Турксиба большое строительство развернулось в новой столице Казахстана – Алма-Ате (бывшем г. Верном). В верховьях реки Малая Алматинка были построены дамбы для защиты города от селей и наводнений. Застройка велась по единому проекту, в котором площадь города увеличилась до 3500га для 300 тыс. жителей. Общественный центр представлял собой зеленый оазис, в котором располагались административные и культурные учреждения. В соответствии с планом развитие города продолжалось в западном направлении путем удлинения широтных улиц, которые пересекались улицами меридионального направления, образуя традиционную для Алма-Аты прямоугольно-квартальную систему планировки. Для застройки Алма-Аты начала 30-х годов характерны новаторские тенденции. В частности, один из кварталов застроен домами, поставленными под углом к проезжей части, для того, чтобы соблюсти наиболее оптимальную в условиях жаркого климата юго-восточную и северо-западную ориентацию. Одновременно в городе проводились работы по реконструкции площадей озеленения.

В 1930 году в республике начинает действовать краевая проектная контора «Казгоспроект» по промышленному, социально-культурному, коммунальному, сельскохозяйственному, торговому, кооперативному и жилищному строительству. В первой половине 30-х годов в республике строят по проектам московских и ленинградских архитекторов. К концу первой пятилетки выросли новые города и рабочие поселки. Об этом свидетельствует тот факт, что если в 1920-28 годах в Казахстане было всего 22 города, то к началу 1941 года число городов увеличилось до 31. Кроме того, в республике насчитывалось 70 рабочих и 242 совхозных поселка.

Планировка новых поселений и городов может быть разделена на два типа: в первом типе планировка сохраняла традиционную гнездовую систему, при которой шло хаотичное застраивание территории домами, расположенными на значительном расстоянии друг от друга. Второй тип планировки брал начало от структуры российских городов и деревень с линейной или квадратной планировочной структурой с параллельными улицами, пересекаемыми на равном расстоянии переулками [6, с. 33-35]. 

В городах и на селе в 30-е годы идет активное строительство общественных зданий. Архитектура большинства из них решена по художественным принципам конструктивизма. Одно из характерных сооружений в Алма-Ате – клуб работников НКВД (народного комиссариата внутренних дел), построенный в 1930-32 гг. по проекту архитектора Н. Буровцева. Планировка здания вписывается в четко читаемые формы: прямоугольник театрально-концертного зала, примыкающие к нему под прямым углом прямоугольная сцена и вестибюльная часть, имеющая форму четверти круга. Несмотря на то, что видимой практической необходимости в такой форме не было, автору проекта удалось создать произведение с ярко выраженными конструктивистскими чертами, которые подчеркивают и отдельные элементы. К примеру, лестничные клетки врезаны в углы здания, как стеклянные параллелепипеды [6, с. 50-51].

Развитие архитектуры Казахстана во второй половине 30-середине 50 годов 20 века.  Одним из значительных недостатков конструктивизма является стереотипность архитектурной композиции. Поэтому в 30-е годы в советской архитектуре начинают складываться черты нового архитектурного стиля, сохранившего свое влияние до середины 50 годов. Новый стиль полнее отвечал эстетическим запросам того времени. Уже в конце 30 годов начинают складываться черты официального стиля советской архитектуры, вобравшего в себя черты неоклассицизма, классицизма. Стиль советской архитектуры 30-х годов характеризует внешняя эффектность, проявляющаяся в пластически богатом декоре фасадов, куда входят геральдические и орнаментальные композиции, растительные мотивы, украшающие капители, эффектная рустовка и многое другое, творчески заимствованное из стилей предыдущих эпох. 

В этих традициях в Алматы построены здание консерватории (1938г., архитектор А. Стременов), институт иностранных языков (1939г., архитектор М. Вознюк), театр оперы и балета (1941г., архитекторы Н. Простаков, при участи П. Поливанова, Т. Басенова и др.), железнодорожный вокзал станции Алма-Ата-2 (1939г., архитектор А. Галкин), в Уральске построено здание педагогического института им. А.С. Пушкина [6, с. 90]. Их характеризует трехчастная композиция фасадов, в которой выделена как доминанта центральная часть, нарядность декора фасадов, включающая колонны, полуколонны, эффектные по моделировке карнизы, лепнину. Немаловажная роль в создании выразительного архитектурного образа отводилась контрасту насыщенного цвета фасада и белого, поддержанного позолотой цвета декора.

В традициях классической архитектуры 1948-1953 года А. Щусевым при участии Н. Простакова было спроектировано и построено здание Академии Наук КазССР. Четкая трехчастная композиция, развернутая по горизонтали помогает создать монументальное впечатление от сооружения. Центральная часть здания выдвинута вперед, выделена большей высотой, куполом, величественным перспективным порталом в виде широкой килевидной арки. Фасад верхнего этажа центральной части украшен открытой неглубокой галереей с невысокими массивными колоннами прямоугольного сечения. Сложность пластики центрального фасада проявляется в том, что боковые его части, фланкирующие вод с двух сторон, также выдвинуты вперед, что делает углубление портала еще более выразительным. Верхняя светлая часть здания контрастирует с насыщенно желтым цветом стен. Боковые флигели также несколько выдвинуты вперед, поддерживая всю композицию, придавая ей завершенность.

Развитие архитектуры Казахстана во второй половине 20 века.  В строительстве административных зданий в 50-е годы широко применяются такие формы национального зодчества как стрельчатая арка, пиштак, глухая поверхность стены, фигурная кладка кирпичей, резьба по камню или алебастру. Новаторские черты первого послевоенного десятилетия с наибольшей полнотой выразились в архитектуре Нового Дома правительства (архитекторы Б. Рубаненко, Г.Симонов), который монументальностью объема и торжественностью архитектурных форм создает яркий запоминающийся образ общественного здания. Сложный, но компактный объем здания имеет несколько соподчиненных композиционных центров, каждый из фасадов самостоятелен и одновременно подчинен общему решению. Западный и восточные фасады решены в сдержанных архитектурных формах, композиционный строй их лаконичен и торжествен, достаточно сильно акцентированы входы, перед ними организованы небольшие площади. Южный и северный фасады здания решены в контрасте динамики и покоя. Архитектура Дома Правительства эмоциональна и отличается новизной трактовки, как целого, так и отдельных его частей.

Черты, характеризующие композицию Дома Правительства КазССР, нашли отражение в строительстве многих административных зданий республики в других городах – в Петропавловске, Кокшетау, Джамбуле, Кустанае и др. Кажущаяся ограниченность средств в действительности приводила к четкости образной характеристики зданий – контраст вертикального ритма пилястр, протянутых на всю трех-четырехэтажную высоту и непрерывность горизонталей карнизов создавали необходимую напряженность и выразительность форм [6, с.105-107].

Со второй половины 1950-х годов наметился качественно новый этап в развитии жилищного строительства республики. Строительство жилья осуществляется по типовым проектам. В домостроении осуществляются несколько направлений – строительство экономичных домов из местных строительных материалов, развитие крупнопанельного домостроения, строительство домов повышенной этажности и строительство жилых зданий из монолитного бетона. Был внедрен блок-секционный метод проектирования, позволивший создавать дома-системы в виде укрупненных планировочных структур. Основным структурным элементом жилой застройки становятся различные типы блок-секций: рядовая, рядовая с проездом, торцовая, поворотная, угловая. Всего на территории республики применялось семь серий типовых проектов жилых домов различных по архитектурно-планировочным и конструктивным параметрам [6, с. 154-156].

Строительство административных зданий также претерпело изменения – было взято направление на разработку новых архитектурных форм, позволяющих создавать общественные здания индустриальными методами, что потребовало типизации и унификации изделий и конструкций и разработки соответствующих типовых проектов. Унификация отдельных блоков, позволяла ускорить сроки строительства, удешевить процесс строительства. В рамках типовых проектов архитекторы разрабатывали варианты, отличающиеся друг от друга, что позволяло разнообразить городские ансамбли. Достаточно простые формы сооружений 70-х годов потребовали новых решений в ансамблевом строительстве. С начала 1970-х годов в архитектуре Казахстана происходят существенные сдвиги в области синтеза архитектуры и монументально-декоративного искусства. При этом произведения изобразительного искусства начинают активно участвовать не только в формировании пространства интерьера, но и внешней архитектурно-пространственной среды [6, с.247].

Архитектура суверенного Казахстана. С обретением в 1991 году суверенитета Казахстан очень быстро завоевал место политического и экономического лидера не только в среднеазиатском регионе и постсоветском пространстве, но и в мире.

В 1997 году было принято решение о переносе столицы из Алматы в Акмолу. Через год новая столица получила новое имя – Астана. С этого момента начался беспрецедентный период строительства новой столицы, которая должна была стать лицом обновленного демократического Казахстана, находящегося в самом сердце Евразийского континента. В архитектуре юной столицы страны должны соединиться новейшие и традиционные стили, черты, объединяющие воедино в архитектурных образах две цивилизации, издавна противоположные друг другу – Запад и Восток. Генеральный план нового города разработал выдающийся японский архитектор Кисе Курокава. Для более полного достижения замысла строительства современного города, проектировщик перенес акцент нового строительства на пустующий левый берег реки Ишим. Масштабная застройка левобережья началась в 2000 году. За неполные десять лет построены десятки великолепных по размаху архитектурных ансамблей. Это Акорда – резиденция президента, футуристически изощренные, как будто сошедшие со страниц фантастических романов о будущем, административные здания главных казахстанских компаний – «Казмунайгаза», госхолдинга «Казына» и др.

Символом Астаны стал Байтерек (глава проекта архитектор А. Рустембеков, 2003) – современное, неожиданное видение древней легенды о противоборстве Добра и Зла, где Древо жизни воплотилось в ажурную супертехнологичную конструкцию огромной высоты, а сияющий золотом граненый шар, напоминающий о сказочном магическом кристалле, стал олицетворением золотого яйца волшебной птицы Кусмурын. К десятилетнему юбилею Астаны был установлен монумент «Казах ели» – белоснежная колонна, увенчанная орлом. Высота колонны – 91м, символически напоминает дату обретения Казахстаном независимости.

Основной архитектурный стиль новой столицы – хай-тек. Многие сооружения спроектированы ведущими архитекторами мира – например, пирамида Дворца мира и согласия создана лордом Норманном Фостером. В этом же стиле построены здания нового цирка и компании «Транспорт-Тауэр». Сооружения Астаны отличает неожиданность форм, оригинальность конструкторской мысли. В то же время, архитекторы стремятся к сохранению традиции – в проектах Салтанат сарайы (архитекторы М. Горохов, В. Минский, А. Петрова и др.), Президентского центра культуры (2000), архитектурной доминантой является полусферический купол. Президентский дворец «Ак-Орда» (архитектор А. Рустембеков, 2005), решен как купольная трехчастная конструкция, напоминающая одновременно масштабные мемориальные сооружения средневекового Востока, так и трехчастные купольные сооружения классицистского стиля Западной Европы и России.

В молодой столице строятся не только административные здания. Город – это место для жизни, в котором можно продуктивно работать и полноценно отдыхать. Уже к настоящему времени построено множество объектов социально-культурной сферы, помогающих сделать жизнь людей в городе более эмоционально насыщенной. Это всевозможные развлекательные центры – цирк, аквапарк с морскими обитателями (один из самых удаленных от моря в мире), семейный парк «Айналайын», Президентский парк, скверы, занимающие гектары городского пространства. Облагораживаются набережные Ишима, городские мосты одеваются в эстетичные ажурные решетки, дополняющие образ современного города.

Большое значение в Астане придается не только строительству, но также садово-парковому, ландшафтному дизайну, созданию целостных городских ансамблей, в которые включены произведения монументального искусства. Памятники органично входят в городскую среду, выполняя эстетически организующую роль. Некоторые из них придают городской застройке неповторимый шарм и колорит – к десятилетнему юбилею города на улицах установлены неожиданные скульптуры, которые представляют собой увеличенные до гигантских масштабов национальные украшения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: