Эволюция живописи и графики Казахстана в 50-60-е годы ХХ века

Казахстанская живопись 50-х годов достигла подлинного расцвета. Не в последнюю очередь это было связано с вхождение в творческую жизнь нового поколения молодых казахстанских художников, получивших профессиональное образование в лучших вузах Москвы, Ленинграда, Харькова и других крупных городов СССР. В начале 50-х годов на родину после учебы возвратились А. Галымбаева, К. Тельжанов, С. Мамбеев, Н.-Б. Нурмухамедов, М. Кенбаев, Г. Исмаилова, Р. Сахи (С.Романов), К. Шаяхметов, составившие наряду с мастерами старшего поколения славу казахстанской школы изобразительного искусства. Живопись художников второго поколения казахстанской школы отличает высочайший профессионализм. Несмотря на единство соцреалистического стиля, который оставался неприкосновенным, каждый из них очень быстро приобрел свое неповторимое и узнаваемое лицо.

Одной из наиболее популярных тем искусства 50-х годов становится национальная тема. Пейзажи, созданные художниками казахстанской школы в 50-е годы объединяет лирическое настроение. Работа А. Исмаилова «Куртогай» (1955), изображает охотничью сцену. Но маленький масштаб фигур и высокая точка зрения, выбранные художником, придают обыденной по существу сценке значительность. Поэзией наполнен пейзаж А. Кастеева «Летнее пастбище Чалкуде» (1956), решенный в светлых голубоватых, серовато-сиреневых, мягко зеленых цветах. А. Кастеев обращается к жанровой картине, к портрету. Одна из его значительных работ посвящена образу Амангельды Иманова «Амангельды» (1950). А. Кастеев сумел создать исторически достоверный и художественно выразительный образ вождя народного движения Казахстана. Мастером лирического пейзажа был Н. Тансыкбаев - «Вечер» (1959), «По дорогам Казахстана» (1961). Интересны сюжетные композиции, написанные в 50-е годы М. Кенбаевым – «Песня чабана» (1955). Картина «Ловля лошади» (1961), решена в ярких чистых цветах, передающих радость бьющей через край жизни.

Канафия Тельжанов вернулся в Казахстан в 1953 году. Художественная одаренность художника в 50-е годы наиболее сильно проявилась в небольших жанровых композициях камерного характера: «Впервые», «Жамал», «Карлыгаш», «Бабушка и внучка». Общим для них были простота, непритязательность мотива, его интимность и поэтичность. Теплый колорит, мягкая моделировка формы связывает эти работы К. Тельжанова с творчеством других художников казахстанской и российской школы живописи 50-х годов. Но уже в конце 50-х годов в творчестве К. Тельжанова появляются жанровые картины, решенные более пафосно – «Вечер» (1958), «Звуки домбры» (1958). Но даже героизация жанровой живописи не могла удовлетворить художника. Первой его крупной исторической картиной стала «Казахстан в 1918 году» (1957), в которой он поставил перед собой задачу – показать смену социального строя и отношение к этим переменам представителей разных слоев казахского общества.

Программной работой К. Тельжанова в конце 50-х годов стала «На земле дедов» (1958), написанная в период освоения целины. В 1959 году он задумывает и делает первые натурные этюды к картине «Кокпар» (1960). А в начале 60-х годов создает серию живописных полотен, посвященных национальным казахским играм. Сюда вошли «Охота с беркутом» (1964) и «Догони девушку» (1966). Основная творческая задача, поставленная перед собой художником при создании этих произведений – передать национальный характер. Общий эмоциональный настрой, бьющая через край радость жизни, азарт игры – вот что объединяет эти три разные по композиции и колориту картины в единое целое. Великолепно мастерство Тельжанова живописца – оригинальные композиционные ракурсы и точки зрения, эффектная пастозная живопись, энергичная лепка форм, насыщенность цветового решения.

Конечно же, как любой крупный советский художник, К. Тельжанов не мог не обратиться к историко-революционной теме, являвшейся одной из наиболее востребованных в советском искусстве. Работы К. Тельжанова отличает стремление к самостоятельности в решении темы. В картине «Наказ Ильича» (1962) художник создает плакатно-обобщенный образ вождя революции. В юбилейном 1967 году он пишет триптих «Начало», в центральной части которого изображает не вождя, а рядовых бойцов революции – «Запевала». Левая часть триптиха «Искра», правая часть «Поток» также не похожи на проходные шаблонные картины штурма Зимнего дворца – художник создает символически обобщенные образы революционных событий. Работа стала несомненной творческой удачей К. Тельжанова. Он получил за картину почетную медаль имени М. Грекова – одного из самых ярких художников-баталистов советской живописи.

Нагим-Бек Нурмухамедов начинал как художник историко-революционного жанра. Его выпускная работа 1953 года посвящена становлению Советской власти в Средней Азии – «Выступление М.В. Фрунзе перед ополченцами в Самарканде в 1920 году».

В конце 50-х годов начинает активно работать первая художница-казашка Айша Галымбаева. Ее ранние живописные работы, представленные зрителям, проникнуты лиризмом и теплотой. Картины «Народные таланты» (1957), «Сауле» (1959), отличает мягкий колорит, тонкость в передаче эмоционального состояния героев картин. Радостью жизни, любованием сиянием весны и молодости проникнута картина «Песнь Казахстана» (1962), решенная в светлом бело-голубом колорите, создающем ощущение свежести и чистоты. Ее натюрморты «Дастархан» (1959), «Аяк кап» (1960) стали классикой казахстанской живописи. Женские портреты конца 50-х начала 60-х гг. отличает сдержанность и внутренняя сила – «Портрет народной мастерицы Б. Басеновой» (1958), «Мать-героиня» (1960), «Портрет Р. Койшибаевой» (1961), «Автопортрет в желтом платье» (1964).

Жанровые композиции, созданные А. Галымбаевой в 60-е годы, проникнуты стремлением философского осмысления роли женщины в жизни. В картине «Беседа» (1963) художница по-своему интерпретирует сюжет, разрабатываемый в казахстанской живописи: неспешный разговор двух женщин, кажется, идет о простых, но вечных вещах – о детях, любви, своей семье. Картины «Мечты женщин» (1965), «Мы горды временем» (1966), проникнуты пафосом приобщенности к событиям своего времени.

В работах «Хлеб» (1967), «Пиала кумыса» (1967), «Стригали» (1967), «Студентки» (1967). Пейзажи и натюрморты, созданные А. Галымбаевой в 60-х годах также мажорны и декоративны – «Весна» (1967), «В саду» (1968), «Желтые цветы» (1968), «Красные цветы» (1968), «Той чабана» (1969) и «Радостный день» (1967).

Картины Гульфайруз Исмаиловой большей частью посвящены женщинам творческих профессий. Одна из самых эффектных ее работ, написанных в 50-е годы – «Казахский вальс. (Портрет народной артистки КазССР Шары Жиенкуловой)» (1958). «Портрет Ш. Джандарбековой в роли Ак-Токты» (1960) наполнен драматизмом – белая маска лица с округленными встревоженными глазами, резко контрастирует с великолепным по богатству оттенков темным колоритом костюма и фона. Одна из самых значительных станковых работ Г. Исмаиловой, написанных в 60-е гг. – триптих «Народная мастерица» (1967).

Сабур Мамбеев, как и К. Тельжанов, вернувшийся на родину после учебы в 1953 году, очень рано заявил о себе как яркий самобытный живописец, обладающий уникальным почерком. С. Мамбеев не боится плакатной обобщенности решений. Жанровые камерные композиции, типичные для этого периода он решает в монументально-приподнятом стиле. Его живописный почерк отличает использование чистого открытого цвета, работа большими локальными пятнами, обобщенность моделировки форм. «Черное кимоно» (1957), «В моем городе» (1960), «Весна» (1964), «Девушка в черном платке» (1964), несмотря на выбор камерных сюжетов, отличает эпичность и монументальность.

В 1955 году на республиканской выставке впервые появилось имя Сахи Романова (творческий псевдоним – Р.Сахи). Он заявил о себе, как яркий и самобытный живописец-станковист. «Вечер на джайляу» (1957), «Жизнь и творчество Курмангазы» (1960).

В 50-е годы начинается творческий путь лауреата Государственной премии Казахской ССР Уке Ажиева. Его привлекла сложнейшая в исполнении акварельная техника, которая на всю жизнь стала любимым изобразительным материалом. «Народный мастер Касымов» (1957), «Мадина» (1961), «Утро. Украина» (1964), «Берег Десны» (1964), «Деревня Седнево. Украина» (1964), «Туманное утро. Украина» (1967), «Гурзуф» (1964), «Мангышлак» (1964), «Дождь в горах» (1965), «Джайлау Ассы» (1966), «Силуэты Новгород-Северска» (1967), «Актау. Шевченко» (1967). Все они выполнены в очень сложной и непредсказуемой акварельной технике «по-сырому». Женские портреты У. Ажиева отличает точность передачи внешности, характера моделей – «Студентка Бахыт» (1965), «Сауле» (1967), «Чабан Нурия» (1968), «Студентка» (1968), «Айна» (1969), «Ася» (1970), «Портрет дочери» (1971), «Джамиля» (1971). 

В конце 60-х годов У. Ажиев пишет акварелью интересную серию «По Средней Азии», основной темой которой является прекрасная средневековая архитектура Хивы, Бухары, Самарканда.

В целом в развитии казахстанской школы живописи 50-60-х годов можно отметить следующую тенденцию – с конца 50-х годов нарастает стремление художников Казахстана к масштабным темам, отражению национальной сущности народа, проявляющейся в ремеслах, играх, обычаях, что может говорить о невероятно высокой самоидентификации нации. Яркость и самобытность казахской народной культуры была чрезвычайно привлекательна для художников. В их работах отражена любовь к природе Казахстана, глубокое уважение к его людям – «Портрет писателя С. Муканова» А. Черкасского (1952), «Портрет акына Джамбула» Н. Крутильникова (1957), «Вечер под Талгаром» (1960), «Портрет народного артиста К. Куанышбаева в роли Шораяка» М. Лизогуб (1960), «Дали Семипалатинска» Г. Шереметьева (1959), «Портрет заслуженной артистки КазССР Х.Букеевой» А. Мартовой (1957), «Казахстанский хлеб» И. Стадничука (1960), «Портрет К. Байсеитовой, народной артистки СССР» Е. Федоровой (1958), «Азиатские костры. Реплика к стихам О. Сулейменова» П. Зальцмана (1965-1966).

Одним из наиболее интересных явлений казахстанской живописи конца 60-х начала 70-х годов вероятно, можно назвать повышение насыщенности и декоративности цвета. Нонконформизм советских художников этого периода проявился в отказе от общепринятых, шаблонных тем и средств выразительности – яркими примерами могут служить работы А. Джусупова «Женщины моей Родины» (1967), С. Айтбаева «Гость приехал» (1969), Ш. Сариева «Семья чабана» (1969), О. Нуржумаева «Ночной фонтан» (1969), А. Сыдыханова «Сбор табака» (1973). Даже такой камерный жанр, как натюрморт приобретает новые черты. Он может стать строгим и плакатным, возвышенно напоминая о военном времени – «Костюм моей молодости» Н. Наседкина (1967). Или напротив, намеренно наивным, наполненным солнцем, переливающимся красками – «Уголок комнаты художницы» Е. Карасуловой (1968).

Графика Казахстана 60-70-х годов ХХ века. Одним из самых значительных мастеров графики в советском искусстве 60-70 годов можно назвать представителя казахстанской школы Евгения Сидоркина. В 1958 году он создает серию «Веселые обманщики», посвященную персонажам казахских народных сказок. А в 1959 году впервые обращается к теме казахского эпоса. Художник избрал технику гуаши, которая дала ему возможность наиболее ярко и выпукло решать образы героев, созданные гением народа [30]. Для второго тома «Казахского эпоса» художник выбрал иные технические приемы, другой подход к подаче материала. Он обращается уже к самому содержанию и духу эпоса. Гордость и мужество казахов становятся лейтмотивом черно-белых линогравюр к «Батырлар-жыры» эта серия иллюстраций отличается красотой силуэта, богатством стремительного движения, ритма, гармоничностью компоновки каждого листа. В 1960 году Е. Сидоркин обратился к иллюстрированию романа М. Ауэзова «Абай». Здесь он также выбирает популярную в графике 60-х годов технику черно-белой линогравюры. Но согласно стилистике реалистического повествования М. Ауэзова, он работает в более реалистическом ключе. Многие иллюстрации отличает большая внутренняя наполненность, глубокое содержание. К этой теме художник обратился еще раз, иллюстрируя эпический роман М. Ауэзова «Путь Абая». За иллюстрирование этого литературного произведения Е. Сидоркин в 1970 году был удостоен республиканской премии.

В 60-е годы Е. Сидоркин создает эффектную графическую серию «Казахские национальные игры». Техника исполнения – автолитография, обладает великолепными внешними характеристиками. совершенно иные образы. «Кокпар», «Охота с беркутом», «Байга», «Охота с борзыми» великолепно композиционно организованы, чеканно обобщены.

Несомненной творческой удачей Е. Сидоркина-иллюстратора является работа над серией «Читая Сакена Сейфуллина», также выполненной в технике автолитографии. В 1965 году на международной выставке искусства книги в Лейпциге за серию «Читая Сакена Сейфуллина» Е. Сидоркин был награжден золотой медалью. На международной выставке «Человек и современный мир» в Кракове эта работа была отмечена лауреатским дипломом [30]. Графические серии, созданные Е. Сидоркиным в конце 70-х годов – «Из мглы веков», «Алпамыс-батыр», иллюстрации к произведениям Ф. Рабле, Салтыкова-Щедрина, также выполнены в технике автолитографии. Созданные художником образы наполнены мощью и выразительностью.

Сложные многогранные образы создает в графике П. Зальцман. Начиная с 60-х годов, он создает графические серии, гротескные образы которых явились итогом размышления художника о негативных сторонах жизни, о трагическом смешении истинного и неистинного в человеке и обществе. Драматическое двойное содержание человеческой жизни получает метафорическое разрешение в странной игре форм, когда лицо прорастает маской, а маска прикидывается лицом [26, с. 20-21]. «Воины» (1965), «Чабаны» (1967), «Поэты» (1965), наполнены внутренним диалогом, они достаточно замкнуты для зрителя. Но работы серий «Не забывать» и «Трудный путь» - кричащие о прошедшем, это горячее напоминание и назидание будущим поколениям, чтобы не повторялось снова уничтожение – «Не забывать. Жгут книги» (1966), «Не забывать. Горят города» (1967), «Трудный путь. Покинутый город» (из серии «Трудный путь», 1970).

a. Развитие казахстанской живописи и графики в 70-90-е гг. ХХ века. В 70-е годы в казахстанской живописи продолжают развиваться тенденции, набиравшие силу с конца 60-х годов – поиск новых решений, индивидуальной манеры. В начале 70-х годов создана одна из самых значительных работ основоположника казахстанской школы живописи А. Кастеева «Долина Таласа» (1970) – эпическое полотно, в котором он создает панораму жизни современного человека. Красив пейзаж А. Исмаилова «Долина джейранов» (1972), выполненный в легкой светлой гамме. Значительные работы созданы в 70-е годы К. Тельжановым, как и раньше тяготеющим к масштабным работам – триптих «Октябрь» (центральная часть «Свобода») 1970, триптих «Люди Боз-Арала» (1972), «Победа!» (1975). Его техника становится свободной и раскованной, растет колористическое мастерство.

b. В творчестве художников 70-х годов по-новому раскрывается вечная тема женской красоты. В картине А. Степанова «Шолпан» (1970) художник обыгрывает имя девушки, фоном для хрупкой фигуры служат яркие степные тюльпаны. А. Галымбаева создает женские образы, обобщенно передающие черты национального идеала красоты – луноликие красавицы с белоснежной кожей, сияющими раскосыми глазами и лукаво изогнутым ртом. «Юная Куляш» (1972) и «Кульжан» (1974). Волшебной сказочной красавицей выглядит «Анвара» (1971).

c. По-новому решается художниками 70-80-х годов главная тема советского искусства – тема созидательного труда. К этой теме обращается А. Степанов «Герои голубой планеты» (1977), К. Муллашев в центральной части триптиха ««Земля и время. Казахстан» (1978) передает восхищение человеком, сумевшим выйти за пределы своей планеты. Гордость за достижения республики помогала художникам создавать интересные и значительные полотна, посвященные нелегкому труду казахстанских хлеборобов – «Кустанайские пирамиды» А. Галымбаевой (1971), «Асхана в степи» Л. Леонтьева (1977), «Целинная осень» О.и П. Ковалевых (1982).

d. Тема связи поколений, ответственности за свои дела нашла отражение в произведении А. Аканаева «Поэма о бессмертии» (1983-84), где через образ пламенного поэта О. Сулейменова художник обращается к своим современникам, заклиная их не застывать в самодовольном равнодушии, не забывать посланные народу испытания. Детская тема, столь популярная в искусстве 50-60-х гг. спустя десятилетия приобретает черты философского размышления о человеке, истоках личности, корнями уходящих в детство – «Под небом Родины» Р. Сахи (1971), «Мое детство» К. Тыныкбаева (1975), «Мальчики» Табиева (1976), «Мир моего детства» М. Хитахунова (1977), «Мамин поцелуй» (1984), «Думан» (1983) Д. Алиева, «Медина в желтом платье» С. Айтбаева (1986). Семья, род, народные корни в современной действительности кровно интересуют художников, живущих в индустриальную эпоху – «Семья чабана» Ю. Харина (1982), «Аульный мотив» А. Бургаева (1986). Полны внутренней значительности картины «Семья» Г. Исмаиловой (1984), «Белый родник» А. Сыдыханова (1986), «Казахская мадонна» У. Ажиева (1978-79). 

e. Поиском выразительного символа своего времени отмечены произведения 70-х годов Камиля Муллашева. В работах 1976-1977 гг. «Молодость», «Утро», «Над белой степью», составляющих своеобразный триптих, посвященный современности, художник синтезирует свои наблюдения, обобщает зрительные впечатления, сплавляя их в некий единый нерасчленимый художественный образ. Умение мыслить поэтическими образами, построить емкий символ, найти выразительную метафору позволили художнику создать большой живописный триптих «Земля и время. Казахстан» (1978). Точное знание материала и стремление найти его романтическое отражение, использование богатого арсенала выразительных средств, открытых ранее, лежат в основе этой работы. Обращаясь к теме созидательного труда, К. Муллашев стремится к созданию сложного неоднозначного, психологически интересного образа. Картина «Чабан» (1979).

f. Заметно ослабевает в советском искусстве 70-80-х годов и диктат стиля – после долгого периода единства внешних форм выразительности, мастера получают возможность творческих поисков. Поэтому «лицо» советского изобразительного искусства этого периода крайне неоднородно. Это и густое импасто, энергично передающее формы, и гладкая лессировка, позволяющая отразить тончайшие нюансы натуры. Плакатность и декоративность, реалистичность и наивизм, стилизация, структуризация или фотореализм – каждый художник может выбрать именно то, что поможет выразить волнующую его мысль.

g. Скульптура в казахстанской школе изобразительного искусства ХХ века. Развитие скульптуры в сравнении с другими видами изобразительного искусства – живописью и графикой, начинается несколько позднее. Первые значительные скульптурные произведения созданы в 40-50-е годы. Это время активно освоения материала, техники, средств выразительности этого монументального вида искусства. Скульптура этого периода развивается совершенно в общем русле советского искусства в целом. Камерность и теплота, присущие живописи 50-х годов проявляются и в произведениях пластики – скульптура А. Исаева «Вратарь» (1959) перекликается с картинами С. Григорьева и Ф. Решетникова. Нежностью и теплотой наполнен образ молодых родителей в произведении мелкой пластики З. Береговой «Первенец на целине» (1956). Но скульптура тяготеет к большим темам, она монументальна по своей природе.Поэтому вполне объяснимо и оправданно обращение скульпторов к большим темам, характерное для начала 60-х годов.Творчество казахстанских скульпторов отмечено поиском типического героя [16, с.20].

h. Одним из ярких представителей скульпторов первого поколения казахстанской школы был Хакимжан Наурзбаев. Он создал ряд интересных работ – «Кокпар» (1948), «Голова молодого Джамбула» (1950). В этом же году он исполнил портрет Амангельды Иманова, создав образ непоколебимого и умного вождя, героя гражданской войны. Жанр портрета становится основой его творчества – «Портретный бюст Курмангазы» (1957), «Портрет председателя колхоза Кзыл-Ту Т. Мергенова». Он является автором монументальной серии портретов Героев Социалистического Труда – А. Нурманбетова (1959), Б. Шаяндина (1959), трактористки Камшат Доненбаевой (1972). Большой творческой удачей является создание монумента, посвященного Амангельды Иманову в Тургае (1960) [26, с.41]. Созданный Х. Наурзбаевым скульптурный портрет писателя Сакена Сейфуллина (1965) отличает мощная лепка формы и психологизм. «Вечный» материал – мрамор на гранитном постаменте вызывает у зрителя ассоциации значительности, величия личности Сейфуллина, а трагический излом бровей и напряженный взгляд, направленный чуть вверх, создают впечатление интеллектуальной глубины, многозначности его характера. В 1969 году Х. Наурызбаев создал монумент, посвященный Ш. Уалиханову (Алматы), архитектурный проект этого памятника выполнил потомок Ш. Уалиханова, архитектор Шота Уалиханов (один из авторов герба Республики Казахстан и монумента «Золотой человек»).

i. Работы Бека Тулекова посвящены историко-революционной теме и теме современности. Его работы отличает пластическая выразительность – «Охотник с беркутом» (1958), «Портрет дважды Героя Социалистического Труда Ж. Куанышпаева» (1961), «Портрет сподвижника Амангельды Иманова Егеубаева Манапа» (1962) [26, с.44]. Одним из первых художников, обратившихся к образу Шокана Уалиханова, стал Юрий Дорошев. Интересные скульптурные работы создает в 60-е годы П. Усачев – «Юность» (1965). Творческое решение военной темы отличает скульптуру «1941 год» Е. Сергебаева (1973) – он изобразил прощание с конем, который с древности воспринимался другом, братом кочевника. Поза уходящего на фронт мужчины наполнена такой пронзительной тоской, что зритель невольно чувствует его обреченность, понимает, что это прощание навсегда. Драматично и решение портретной скульптуры Е. Сергебаева «Портрет художника С. Айтбаева» (1978) – художник изображен стоящим в напряженной позе перед мольбертом в момент творческого поиска.

j. И. Иткинд создает наполненные глубоким смыслом скульптуры из дерева, в которых теплота природного материала, его фактура является неотъемлемой частью выразительности создаваемых образов – «Голова старика (Философ)» (1956), «Портрет поэтессы Берты фон Зутнер» (1962), «Радость» (1966). Портрет самого И. Иткинда создан в 1967 году скульптором Н. Журавлевым.

k. В 60-е годы начинается творческий путь скульптора Тулегена Досмагамбетова. «Казах-кызы» (1964), скульптурный портрет О. Сулейменова (1977), «Вестница» (1976). В 70-е годы он в творческом соавторстве с О. Прокопьевой-Досмагамбетовой в разных городах Казахстана создает монументы, посвященные великим представителям казахского народа – памятник Алиби Джангильдину в Алматы, Шокану Уалиханову в Кокшетау и др.

l. В 80-е годы скульпторами созданы оригинальные, творческие произведения, которые доказывают высокий уровень творческого потенциала казахстанской школы изобразительного искусства в целом. Неожиданные формы, эксперименты с материалами, творческий подход к решению тем – это определяет развитие скульптуры последней четверти 20 века. Например, работа Т. Мырзагельдина «Всадник» (1985) по своей образной структуре напоминает монументально-условные, доведенные до уровня знака, символа, скульптуры эпохи поздних кочевников. Работа Е. Мергенова «Эхо» (1978-1980) выполнена в форме древнего стола-жертвенника – и сама эта выбранная форма, и расставленные на ней отдельно друг от друга статичные обезглавленные фигуры, несмотря на всю условность и недосказанность, вызывают у зрителя устойчивые ассоциации с кровавыми событиями истории 20 века. В скульптуре «ХХ век» (1987) Е. Мергенов делает попытку осмыслить внутреннее состояние современного человека – через пластический образ стремления к полету и привязанности к земле, скульптор стремится показать силу и слабость, достижения и провалы ХХ века. Произведение-предостережение – так может быть трактована эта скульптура. Подобные ассоциации будит скульптура «Сон» Д.Д. Альдекова (1987) – крупная, грубо сформованная голова, наклонно расположенная на тяжелом постаменте, вызывает ощущение тяжелого сна – страдальчески приподняты брови, лоб собран морщинами. Лицо, волосы, усы, борода промоделированы энергичными ударами. Ползущее по щеке огромный скорпион, создает у зрителя ощущение сна-кошмара, в который погружен человек.

m. Изобразительное искусство Казахстана на рубеже тысячелетий. В начале нового тысячелетия художники суверенного Казахстана ищут новые пути. Неизменным остается одно – произведение искусства должно быть эмоционально насыщенным, иметь идейную сердцевину, затрагивающую струны в душах зрителей.

n. В числе имен современных казахстанских художников, обладающих ярким самобытным почерком можно назвать имя павлодарского художника Галыма Каржасова. Основная тема его творчества – философское осмысление бытия человека, определилась уже в 80-е годы 20 века. Тогда же начался путь к собственной живописной выразительной манере. Одна из ранних работ «Ностальгия» (1987), несмотря на возвышенное обобщающее название, еще содержит много реалистических деталей, превращающих ее в отражение частного. Но постепенно художник отходил от конкретности мотивов. Уже работа «Тау-Тургень» (1988), построена на обобщении, где небо с облаками, горы, дома, деревья решены большими плоскими массами, плакатно-декоративно подчеркивающими впечатление знойного летнего дня. В картине «Вечерний мотив» (1994) обобщение форм и декоративная насыщенность цветового решения усиливается. Появляется рельеф живописного слоя – художник подчеркивает контуры форм и детали толстым слоем краски, выдавленной прямо из тюбика

o. Насыщенность чистых локальных цветовых пятен, обобщение форм характерно и для работы «Навещай…» (1996) – две фигуры старых женщин в белых платках застыли в статичной неподвижности ожидания. Начиная с середины 90-х годов, работы Г. Каржасова основаны на создании насыщенного условного абстрагированного символа – «Сокровище» (1995), «Мудрость» (1997), «Украшение земли моей» (1997), «Возвращение» (1998), «Под луной» (1998), «Эхо» (1999), «Символ предков» (2000), «В лодке» (2000). Их объединяет орнаментальность форм, эффектные сочетания цветов и рельефные контуры.

p. С работами Г. Каржасова в чем-то сходны работы другого павлодарского живописца Ануара Игембаева. Главная тема его творчества сформулирована самим художником: «Я и мой аул. Люди моего аула». В 80-е годы он пишет философские работы «Наш дом» (1980), «Двор» (1980), в которых среда жизни человека осмысливается как нечто вечное.  Картины «Отец» (1978), «Родители» (1980), «Беседа» (1982), «Ожидание» (1986) насыщены по цветовой гамме, с помощью которой автор устанавливает напряженный диалог со зрителем. Манера исполнения, техника, трактовка идеи в этих работах показывает стремление мастера найти свой путь в искусстве, поиск различных средств выразительности. В этих работах, особенно в картине «Родители», уже можно усмотреть желание уйти от реалистической или постимпрессионистской стилевой системы, создать живописный знак, символ.

q. В 1994 году А. Игембаев начинает работать над серией «Казахские степные мотивы». Именно в этой большой работе ему удалось создать свою стилистическую систему, в которой соединились орнаментальные, графические и живописные традиции. Картины «Верблюжонок» (1994), «Дастархан» (1994), «Гостеприимство» (2001), «Назидание» (2001), «Кобыз» (2001), «Охотник» (2001), «Батыр» (2002), «Семья» (2002), «Голос степи» (2002), «Родовые знаки жузов» (2003), «Жыршы» (2003), «Встреча» (2004), представляют собой символические, образные произведения, в композиционном плане сложно структурированные. Звонкие, чистые цвета, золотые контуры, очерчивающие формы, обилие орнаментальных мотивов, напоминают об изделиях народных мастериц.

r. Еще один интересный павлодарский мастер Усербай Шуранов. Формообразующим принципом живописи У. Шуранова стала творческая интерпретация орнаментальных мотивов казахских народных мастериц. Активные цвета, врезка узоров, ритмическое построение композиции живописных произведений навеяны обращением к произведениям народного прикладного искусства – войлочным и тканым коврам. «Мотив» (1999) и «Прогулка» (2000) построены на столкновении холодных насыщенно-синих, фиолетовых цветов и откровенно горячих – оранжевого и красного. Мощный цветовой аккорд создает особое настроение картин, придавая им философский пафос. Картина почти реалистична. Фронтально изображенные фигуры бабушки и внука, идущие на зрителя, монументально крупны, линия горизонта опущена очень низко, а мир аула круглится, напоминая принцип сферической перспективы К. Петрова-Водкина. Формы всех объектов в картине «Мотив» предельно стилизованы. Но почти осязаемо, через напряженный ритм цветовых пятен передается тягучий своеобразный звук кобыза, инструмента шаманов-баксы, с помощью которого они отгоняли и призывали духов.

s. Привлекательна необычным композиционным и цветовым строем картина «Вечером» (2002). Очень низкая линия горизонта отделяет насыщенно оранжевое вечернее небо, занимающее практически все пространство картины от узкой темно-коричневой полоски земли. Протяженность прямой линии горизонта слева несколько нарушается линиями низких далеких гор, уравновешивающих группу правой части картины – маленькое стадо в несколько голов, не торопясь, возвращается домой. Замыкает это неторопливое спокойное шествие фигурка мальчика-пастушка. Силуэты животных и мальчика выделяются светлыми и темными пятнами на фоне оранжевого неба, неожиданно приобретая монументальность и вневременность. От рукотворных, рукодельных ковров и ковриков почти осязаемо исходит теплота создавших их рук женщин, хранительниц очага. Художник очень тонко строит композиционный ритм этой доминирующей группы – небрежно, под разными углами, накинутые на перекладину ковры перекликаются линиями, соединяются в единый гармоничный аккорд, сдержанный ритм орнаментальных мотивов, решенных на войлочных коврах почти в монохромной гамме, и яркий радостный ритм узоров лоскутных ковриков и одеял. Вся картина обретает смысл символа устойчивости миропорядка и незыблемости жизненного цикла.

Заключение

t. Культура Казахстана насчитывает многие тысячелетия истории. «Сегодня мы с гордостью и восторгом осознаем, что Казахстан является территорией, на которой развивались древние и самобытные цивилизации. Необъятные знойные казахские степи когда-то задавали ритм огромному пространству Евразии» [1, с.71]. Искусство, развивавшееся на протяжении этого огромного отрезка времени, является отражением целостных представлений народов о мире, о себе, о высших силах. Природные и климатические условия Казахстана наложили отпечаток как на сложение социально-экономических отношений, так и на культурные традиции. На протяжении всего многовекового пути существовало и развивалось великое народное искусство, впитывающее и отражающее красоту природы, красоту человеческих взаимоотношений. Взаимодействия культур разных эпох отразились на преемственности традиций в орнаментальном искусстве, скульптуре, архитектуре Казахстана.

u. 20 век во многом изменил жизнь человека Великой степи. 73-летний социальный эксперимент, так и не увенчавшийся успехом, несмотря на множественные трагические перегибы, все же невозможно назвать бесплодным. Его результаты – это развитая индустрия и сельское хозяйство, экономика, основанная на добыче и переработке богатства недр, развитая транспортная инфраструктура, современные города и села. Но главная ценность современного Казахстана - люди, отношения между людьми. Все это наследство советского периода позволило суверенному Казахстану очень быстро занять подобающее ему место в Евразийском культурно-экономическом пространстве. В искусстве Казахстана 20 века соединяются воедино народные традиции, имеющие вековые традиции и новшества.

v. Подводя итоги развитию искусства Казахстана, можно отметить его высокий уровень, разнообразие творческих подходов и стремление художников решать сложные задачи, ставить высокие цели. 

Литература:

Основная литература:

1. Назарбаев Н. В потоке истории. – Алматы: Атамура, 1999. – 296 с.

2. Агапов П.В. Кадырбаев М.К. Древние памятники рассказывают. – Алма-Ата: Жалын, 1979.

3. Байназарова Гафура. Священная тюркская страна. – Алматы: Онер, 1994. – 96 с. ил.

4. Бахти А. Шумеры, скифы, казахи. – Алматы: Доп. изд-е. Кочевники, 2002.

5. Бучинская С.В. Сергей Калмыков. //– М. Советский художник. – 1990. – Панорама искусств 13. – С. 133-150

6. Глаудинов Б.А. Сейдалин М.Г. Карпыков А.С. Архитектура советского Казахстана. – М.: Стройиздат, 1987. – х с.

7. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. – М.: ТОО Мишель и Ко, 1993. – 336 с.

8. Гумилев Л.Н. Хунну. Степная трилогия. – СПб: ТАЙМ-АУТ-КОМПАСС, 1993. – 212 с. прил.

9. Гурьянова Г.Г. Коников Б.А. Очерки по истории древнего и средневекового искусства Западной Сибири: Учебное пособие. – Омск: Издательский дом «Наука», 2005. – 160 с.: 89 ил.

10. Джанибеков У. Эхо. – Алма-Ата: Онер, 1991. – х с.

11. Древнее золото Казахстана. (Составитель К. Акишев). – Алма-Ата: Онер, 1983. – 264 с.

12. Древний Казахстан. Детская энциклопедия Казахстана. /Авторы-составители Т. Жумаханов, Т. Шанбай, Б.Жуматаев, Л. Тетенко – Алматы, Аруна, 2006. – 224 с., ил.

13. Елеукенова Г.Ш. Очерк истории средневековой скульптуры Казахстана. – Алматы, Гылым, 1999. – 220 с.

14. Изобразительное искусство Казахстана. – М: Советский художник, 1971.

15. Искусство Казахстана. – Алма-Ата: Онер, 1987.

16. Изобразительное искусство Казахстана. Альбом. составитель И.П. Юферова) – А.: Онер, 1990. - 265 с. ил.

17. Искусство стран Востока: Кн. для учащихся ст. классов. /А.Н. Анисимов, Л.Н. Гумилев, А.Н. Желоховцев и др.; сост. Д.Б. Пюрвеев, В.И. Скурлатов; Под ред. Р.С. Васильевского. – М.: Просвещение, 1986. – 303 с., 16 л. ил.: ил

18. Казахстан в творчестве художников 19 века. – Алматы: Онер, 2005. – 160 с.

19. Калыбекова Асма. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. – Алматы. БАУР, 2005. – 200 с., ил.

20. Каменский А.А. Романтический монтаж. – М.: Советский художник, 1989. – 336 с., ил.

21. Маргулан А.Х. Казахское народное декоративно-прикладное искусство. 1т. – Алматы, Онер, 1988.

22. Маргулан А.Х. Басенов Т.К. Мендикулов М.М. Архитектура Казахстана. – Алма-Ата, 1979.

23. Медоев А. Г. Гравюры на скалах. – Алма-Ата: Жалын, 1979. – 175 с.

24. Муканов М.С. Казахская юрта. – Алма-Ата: Кайнар, 1981. – 224 с.

25. Насыров Р. По древним торговым путям: Документальная повесть. – Алматы: Балауса, 1998. – 80 с. Ил.

26. Нурмухамедов Нагим-Бек. Искусство Казахстана /под общей ред. Б.В. Веймарна/ – М.: Искусство, 1970.- 146 с. ил.

27. Омирбекова М.Ш. Традиционная культура казахов. - Алматы: ОАО      Алматы китап, 2004.- 104 с., ил.

28. Парамонов А.В. Червонная С.М. Советская живопись: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1981. – 272 с. ил., 8л. ил.

29. Русакова А. Павел Кузнецов. – Л.: Искусство, 1977. – 284 с. ил.

30. Сарыкулова Г. Евгений Сидоркин. – Алма-Ата: Наука, 1967.

31. Спирина И.В. Из опыта работы Омского музея изобразительных искусств над выставками древнего искусства. - //сб. научных трудов Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля. – Омск, 1997. – С. 212-225

32. Туркестан: Фотоальбом /сост. Р. Насыров. – Алматы: Онер, 1993. – 200 с., ил.

33. Таня ал-Харири-Вендель. Символы ислама. – М.-СПб: ДИЛЯ, 2005. - 290 с., ил.

34. Юренева Е.Р. Взгляд в будущее: О художниках – лауреатах премии Ленинского комсомола: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1988. – 141 с., 8л. ил.; ил.

 

Дополнительная литература:

1. Абдакимов А. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней): Учебное пособие. Издание третье, переработанное и дополненное. Книга издается в авторской редакции. – Алматы: ТОО «Издательский дом «Казакстан», 2002. – 488 с.

2. Амангельды Шакенов. Каталог персональной выставки произведений.- Алматы, 2005. - Отпечатано в типографии «Ютон»

3. Ануар Игембаев. Каталог. – Павлодар, 2004. – Издание Департамента Культуры Павлодарской области. Отпечатано ТОО «Дом печати»

4. Вуд Дж. Солнце, Луна и древние камни. – М., 1981.

5. Галимжанова А.С., Глаудинова М.Б., Кишкашбаев Т.А., Шкляева С.А., Муратаев К.К., Елеукенова Г.Ш., Барманкулова Б.К. История искусств Казахстана. Алматы: Издат-Маркет, 2006. – 248 с., илл., 32 с. цв. вклейка.

6. Дмитриева Т.Н. Некоторые особенности изобразительной системы искусства палеолита. //Теория и методология архаики. Своя и чужая культуры. Сознание. Искусство. Образ. - //материалы теоретического семинара. – СПб, 1998. – С. 56-68

7. Древние цивилизации. /С.С. Аверинцев, В.П. Алексеев, В.Г. Ардзинба и др.; под общей ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М.: Мысль, 1989. – 479 с.: ил.

8. Кан Г.В. История Казахстана: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб. и доп. – Алматы: Аркаим, 2002. – 222 с.

9. Кузембайулы А., Абиль Е.А. История Казахстана: Учебник для вузов. 7-е изд. перераб. и доп. – СПб: Соларт, 2004. – 420 с.

10. Махмудов Х. Мусабаев Г. Казахско-русский словарь. – Алматы: Онер, 1998. – 448 с.

11. Подольский М.Л. Интуиция бесконечности в наскальных изображениях. – Теория и методология архаики. Своя и чужая культуры. Сознание. Искусство. Образ. - //Материалы теоретического семинара. – СПб, 1998. – С. 78-96.

12. Смирнова В.В. Иран. Византия. Арабский халифат. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2004. -112 с. ил. – (Мировая художественная культура)

13. Страницы истории нашей. Живопись. Скульптура. Поэзия. (автор-составитель А. С. Жукова). – м.: Изобразительное искусство, 1988. – 320 с. ил.

14. Художники Павлодара. Альбом. – Издание Департамента культуры Павлодарской области. Изготовлено Редакцией «Золотая книга», Павлодар, 2003.

15. Чернецова Е.М. Школьный словарь по истории искусств. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 384 с.

16. Экслибрис Казахстана /Автор-составитель Н. Стурова-Тимофеева. – Алма-Ата: Онер, 1989. – 128 с. (на каз., рус. и англ. яз.)

 

 

 

       

                                                                   

                                                          

                                            

 

     

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: