Школа в новой социально-экономической ситуации

 

Ведущие педагогические идеи в трудах советских педагогов. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции.

Система народного образования и педагогическая мысль в России после Второй мировой войны.

Дошкольное воспитание. Воспитательная работа в дошкольных детских учреждениях. Опыт обучения детей шестилетнего возраста.

Общеобразовательная школа. Переход к всеобщему семилетнему обучению. Осуществление всеобщего обязательного восьмилетнего образования.

Национальная школа в России. Осуществление всеобщего обучения. Учебно-восьмилетняя работа в национальной школе.

Высшее и среднее педагогическое образование. Учительские кадры в послевоенный период. Педагогическое образование. Совершенствование деятельности педагогических учебных заведений.

Проблемы семейного воспитания в работах А.С. Макаренко. Ключевая идея педагогики – воспитание в коллективе. Позиция педагога-воспитателя в работе с детьми. В.А. Сухомлинский и гуманистическая направленность его педагогики. Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны, в период развития социалистического общества.

Профессионально-техническое образование. Развитие системы профессионально-технических училищах и школах.

Общее образование взрослых. Развитие сети школ взрослых и их контингентов. Учебно-воспитательная работа в школах рабочей и сельской молодежи.

Учебные планы и программы в первые послевоенные годы. Введение всеобщего обязательного семилетнего обучения и совершенствование учебных планов и программ. Учебные планы и программы восьмилетней и средней школы.

Время глобальных философских систем (марксизм, персонализм, неотомизм и др.), претендующих на единственную истину и нормативное руководство, стало достоянием истории. Одновременно сосуществуют различные философские учения, выступающие в качестве методологической основы различных наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм и др.

Признаки, определяющие сущность зарубежных педагогических концепций: цель воспитания - христианская нравственность, вера в Бога. Воспитание развивается по схеме: «стимул - реакция – подкрепление». Сближение воспитания с жизнью. Идеал воспитания соответствует требованиям индустриального общества. В основе воспитания лежат интересы ребёнка. Полная гуманизация системы воспитания. Свобода самовыражения личности. «Человек есть то, что он сам из себя делает». Коллектив вредит формированию личности. Наука бессильна определить цели воспитания. Полная свобода поступков личности. Воспитание очищается от идеологии, мировоззренческих идей. Развитие человеческого «Я». Формирование «оперантного поведения». Недоверие к педагогической теории. Главное - развитие чувств, интуиции, настроений. Достижение цели воспитания путём практической деятельности. Воспитание души. Развитие активности и самостоятельности. Задача воспитания - воспитание рационально мыслящего человека. Сциентизм. Сохранение самобытности.

Оформились основные педагогические направления: классическое, новаторское и функциональное, или техническое, стремящееся превратить педагогику в точную науку. Каждое из этих направлений по-своему осмысливает основные антиномии педагогики. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических), которых придерживаются педагоги, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

Все концепции можно разделить на три направления: иррационально-эзотерическое, морализаторско-гуманистическое и рационально-прагматическое.

Вальдорфская педагогика в качестве основного методологического инструмента использует антропософию (исследование души на научной основе) Рудольфа Штейнера. Концепция целостного воспитания человека, вытекающая при этом он исходил из теории постепенной эволюции. В её основе лежат разработанные Штейнером эстетические идеи И.В. Гёте и Ф. Шиллера. Творческая фантазия выдвигается как основной принцип педагогической деятельности.

Религиозная педагогика восходит к философско-дидактическому "методу" Иисуса Христа. Сильной его стороной является доверительное обращение к душе человека. В.В. Розанов сформулировал три принципа духовного образования.

1 - принцип индивидуальности. Он предписывает сохра­нять ребёнка как можно дольше в семье, чтобы затем поста­вить его как можно ближе к церкви.

2 - принцип целостности. Он требует, чтобы каждое впе­чатление (в первую очередь, религиозное) не прерывалось другими впечатлениями, пока оно не внедрилось в душу вос­питанника достаточно прочно.

3 - принцип единства духа. Он состоит в утверждении, что всякое обучение должно быть объединено единой идеей - религиозностью. Ей подчиняются все учебные предметы, и расположение их определяется важностью в деле религиоз­ного просвещения. Неизбежно происходит вытеснение пред­метов, непосредственно не связанных с религиоведением.

Неотомизм - религиозное философское учение, полу­чившее своё название от имени Фомы Аквинского, прославляемого как апостол пропитого и пророк будущего, а религия - как вечная и главная философия, направляющая человеческое бытие и воспитание. Педагогика неотомизма стоит за воспитание общечеловеческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и т.д. Педагогика неотомизма выступает за проявление заботы об обеих сторонах человека - теле и душе, но главное - душа, следовательно, воспитание должно строиться на приоритете духовного начала.

Экзистенциализм - философская концепция, признающая личность высшей ценностью мира, отрицает объективные всеобщие ценности и считающая, что личность должна сама создавать (вырабатывать) ценности в ходе своей деятельности и путём полного проживания каждого момента бытия. Исходит из непознаваемости личностной сущности обучаемого, отрицания закономерностей в педагогическом процессе. Основной метод обучения - модель свободного диалога. Резкое неприятие коллективных форм обучения преподаванию точных наук. Главное внимание уделяется литературе и искусству, которые призваны максимально гуманизировать рационально-технократическую общественную среду.

Педология - наука о детях, о целостном познании личности ребёнка - комплексное изучение индивидуального и возрастного развития ребёнка; совокупность психологических, биологических, социологических концепций развития ребёнка. В основе лежит уверенность в том, что путём суммирования данных из различных областей знания можно создать целостное представление о воспитуемом. Зародившись на Западе в трудах О. Хрисмана, педология развивалась российскими учёными: Н.Е. Румянцевым, А.П. Нечаевым, А.Ф. Лазурским, В.П. Кащеенко и др. В начале XX в. неразвитость категориального аппарата (заимствование данных различных наук) привела к размыванию её собственного предмета.

Френопедагогика - педагогическая система, созданная Селестеном Френе. Ребёнок по своей природе ничем не отличается от взрослого, и детство - это не подготовка к жизни, а её важный этап. Задача учителя - помочь ученику осознать его индивидуальность, научить свободно выражать свои мысли и чувства. Гуманизм и самоотверженная любовь к детям. Строгий учёт своеобразия и самобытности детской психики. Целенаправленная стимуляция внутренней эмоциональной и интеллектуальной активности детей. Сознательная установка на доверие к школьникам. Индивидуализированное обучение - ядро педагогической модели Френе. Особенности планирования учебного процесса, индивидуальные недельные планы школьников. Оригинальная концепция обучения родному языку как живому средству общения. Своеобразие педагогического контроля и педагогической оценки. Новые подходы к проблемам нравственного и трудового воспитания. Школьный кооператив в воспитательном процессе. Совет кооператива как орган самоуправления и дисциплинарная инстанция. Пути и способы организации творческих импульсов ребенка. Стенная газета как воспитательное средство.

Неопозитивизм - философско-педагогическая концепция, пытающаяся осмыслить явления, вызванные научно-технической революцией. Современный педагогический неопозитивизм чаше именуется "новым гуманизмом".

Неогуманистическая педагогика, развивающаяся на основе неопозитивизма, цель воспитания видит в формировании интеллектуальной личности. "Новый гуманизм" - теория обучения, пытающая рационализировать процесс воспитания. Рационализация носит преимущественно вербальный характер, поэтому «новый гуманизм» называют еще языковым, или лингвистическим. В педагогике «нового гуманизма» большое внимание уделяется рациональной автономии с ее ориентацией исключительно на гуманитарное обучение, изучению точных наук и дисциплин лингвистического цикла.

Прагматизм - философско-педагогическая теория, выступающая за сближение процессов обучения с жизнью, достижение их целей в практической деятельности. Основатели прагматической философии Ч. Пирс и у. Джеймс. Дж. Дьюи привёл их идеи в систему, которую называл инструментализ­мом. Основной принцип - получение от образования максимальной выгоды; основной метод - инструментализм. В инструментализме формулируется четыре логических ступени разрешения проблемы: "определение трудности или проблемы; обоснование возможного решения; установление путём рассуждения последствий этого решения; дальнейшее наблюдение и эксперимент, ведущие к принятию выдвинутой гипотезы или отказ от неё, т.е. заключение об истине и не истине". Инструментом в образовании может быть всё, однако педагогическая теория становится наиболее эффективным средством достижения успеха в образовании. В основе учебно-воспитательного процесса лежат интересы ребёнка: "Не программа, а он должен определять как качество, так и количество обучения" (Д. Дьюи). Воспитанию дисциплины учащихся он противопоставлял развитие их индивидуальности.

Неопрагматизм. Модернизация классического прагма­тизма привела к неопрагматизму. Возрастает индивидуалис­тическая направленность, происходит сближение с экзистен­циализмом. А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс, Н. Тэлент и др. усиливают критику рационализма, обращаясь преимуще­ственно к гуманитарным дисциплинам. Ставится задача не столько дать хорошее образование и развить интеллектуаль­ную культуру, сколько научить человека быть счастливым на том уровне развития, на котором находится.

Бихевиоризм - психолого-педагогическая концепция; технократического воспитания, базирующаяся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение. Направление в американской психологии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения. Последнее рассматривается как совокупность физиологических реакций организма на стимулы внешней среды.

Развивающее обучение Л.С. Выготского, Э.В. Ильенкова, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова и др. Основные положения: обучение должно идти впереди развития, как бы подстёгивая последнее, не давая ему остановиться на каком-то этапе. Большое внимание уделяется совместно разделенному действию, когда поведение педагога, направляющее поведение воспитуемого частично сливается с последним. Здесь лежат истоки человеческого мышления и личности вообще.

Диалог культур опирается на философскую концепцию М.М. Бахтина и интерпретируется не только как способ взаимодействия личностей, но и как средство их взаимоотношений с объектами, явлениями культуры и искусства, различных культур в исторической перспективе. Взаимодействие личности с объектами другой культуры, взаимоотношения носителей различных культурных ориентации, с одной стороны, позволяют глубже осознать уникальность духовного и культурного достояния своего этноса; с другой, создаются условия для познания и понимания ценностей культуры других этносов, формирования уважительного отношения к иным этносам и их представителям.

Всё большее распространение получают идеи поликультурного и мультикультурного образования, вырабатывающие "свое отношение к восприятию чужого". Идея поликультурности, стала основополагающей тенденцией современного культурно-цивилизационного развития. К проблемам поликультурного образования обращаются А. Тойнби, Э. Мейлер, Н. Данилевский, Ю. Яковец.

 

Рекомендуемая литература

1. Илюшин И., Умрейко С. Народное образование. – Минск, 1961.

2. Козырев И.К. Очерки развития общеобразовательной школы. – М., 1974.

3. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в СССР. – М., 1975.

4. Сысоев М.И. К вопросу о развитии педагогического образования в Российской Федерации. – М., 1970.

1. Бине А. Современные идеи о детях. – М., 1910. – 216 с.

2. Волков Г.Н., Панькин А.Б. История образования и педагогической мысли: / Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: ООО «Большая медведица». Элиста: Калмыцкий государственный университет, 2005. – 256 с.

3. Дьюи Дж. Школа и общество. – М., 1925. – 127 с.

4. Дьюи Дж. Школа и ребенок. – М.; Л., 1923. – 60 с.

5.Кершенштейнер Г. Избранные сочинения. – М., 1915. – 322 с.

6. Лай А. Экспериментальная педагогика. – М., 1927.-120 с.

7. Монтессори М. Метод научной педагогики. – М., 1920.- 211 с.

8. Опытные школы в Германии. – М., 1926.-186 с.

9. Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике ХVI-ХХ вв.-М., 1976.-296 с.

10. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И. Пискунов. - М., 1981.-527 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: