Тематика самостоятельных занятий студентов

Тема 1. Н.К.Крупская – основоположник

Советской педагогики

План

1. Дидактические и философские взгляды Н.К. Крупской:

а) о целях и задачах школы;

б) о содержании, методах и требованиях к ним.

2. Трудовое обучение и политехническое образование в педагогическом наследии Н.К.Крупской.

3. Н.К.Крупская и В.И.Ленин об учителе и детском движении.

4. Проблемы формирования всесторонне развитой личности во взглядах Н.К.Крупской.

5. Н.К.Крупская и В.И.Ленин о чувашском просвещении.

Примерная тематика докладов и рефератов

1. Н.К.Крупская о трудовом воспитании и политехническом образовании.

2. Н.К.Крупская об учителе и детском движении.

3. Н.К.Крупская об общем политехническом образовании.

4. Дидактические взгляды Н.К.Крупской.

5. Н.К.Крупская и становление чувашской школы.

Методические указания

Данная тема посвящена проблеме, затрагивающей основные положения теории воспитания и образования в ХХ веке. Проблемы сочетания умственного и трудового воспитания, политехнического образования занимают важное место и в современной школе. Для дидактики имеет большое значение теория познания как методологическая основа процесса обучения. Особое внимание уделяется политехническому образованию.

Большую помощь окажут студенту труды Н.К. Крупской “Народное образование и демократия”, “К вопросу о программах”, “К вопросу о целях школы”. Анализируя труды Н.К.Крупской, обосновать, какое значение имеют их идеи для практики современной школы.

Важнейшую роль в разработке содержания и методов обучения в советской школе сыграла Н.К.Крупская. Необходимо рассмотреть вопрос о разработке ею методических проблем преподавания, направленных на развитие активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения. Указать, какие из выдвинутых методов обучения являются актуальными в условиях современной школы.

Для раскрытия вопроса о роли Н.К.Крупской в становлении чувашской школы предлагается изучить сборник “Организация педагогического процесса” (Чебоксары–Канаш, 1991), посвященный этой проблеме.

Обязательная литература

1. Н.К.Крупская. К вопросу о программах // Пед. соч. – Т.3. – С.34–44.

2. Н.К.Крупская. К вопросу о целях школы // Пед. соч. – Т.2. – С.142–143.

3. Н.К. Крупская. О политехническом образовании // Пед. соч. – Т.4. – С.187–193.

4. Н.К. Крупская. Пионеродвижение как педагогическая проблема // Пед. соч. – Т.5. – С.204–207.

5. Н.К. Крупская. Об учителе. – М., 1960.

6. В.И. Ленин. О политехническом образовании. Заметки на тезисы Н.К.Крупской // Полн. собр. соч. – Т.42. – С.319–321.

7. К. Маркс. Инструкция делегатам Временного центрального совета по отдельным вопросам // Соч. – Т.16. – С.197–199.

8. Педагогические взгляды и деятельность Н.К.Крупской. – М., 1969.

Дополнительная литература

1. Королев Ф.Ф. Ленин и педагогика. – М., 1971.

2. Организация педагогического процесса. – Чебоксары–Канаш, 1991.

3. Руднева Е.И. Педагогическая система Н.К. Крупской. – М., 1968. – Гл.V–VI.

4. Руднева Е.И. Крупская и ее роль в строительстве советской школы. – М., 1958.

5. Черник С.А. Вопросы ученического самоуправления в педагогическом наследии Н.К.Крупской // Сов. педагогика. – 1972. – № 2.

6. Литвинов С.А. Н.К.Крупская. Жизнь, деятельность, педагогические идеи. – М., 1970.

Тема 2. А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский

О проблемах воспитания

План

1. Учение А.С.Макаренко о коллективе и личности:

а) понятие о коллективе и этапы его развития;

б) основные принципы и законы жизни коллектива;

в) взаимодействие личности и коллектива.

2. Трудовое воспитание и политехническое обучение в педагогической системе А.С.Макаренко.

3. А.С.Макаренко о воспитании детей в семье.

4. Идеи А.С.Макаренко сегодня. 1. Развитие теории коллектива в педагогическом творчестве В.А.Сухомлинского.

5. В.А.Сухомлинский о роли школы и учителя в формировании гармонически развитой личности.

6. В.А.Сухомлинский о трудовом воспитании школьников.

7. Педагогическое просвещение родителей и воспитательная работа с общественностью в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского.

8. Влияние педагогического наследия В.А. Сухомлинского на современную воспитательную практику.

Примерная тематика докладов и рефератов

1. А.С.Макаренко о детском коллективе.

2. Проблема дисциплины в педагогической теории А.С.Макаренко.

3. Педагогическое наследие В.А.Сухомлинского.

4. В.А.Сухомлинский о формировании гражданина.

5. Трудовое воспитание и политехническое обучение в произведениях выдающихся советских педагогов.

6. Проблема подготовки учителя в трудах В.А. Сухомлинского.

 

7. Творческое применение педагогического наследия А.С. Макаренко и В.А.Сухомлинского в современной школе в современной учебно-воспитательной практике.

Методические указания

А.С. Макаренко впервые разработал и проверил на практике систему создания коллектива. Необходимо раскрыть:

– сущность детского коллектива и его отличие от других социальных объединений;

– положение об этапах развития коллектива и их значение;

– принципы и законы жизни коллектива и их характеристики;

– вопросы взаимодействия личности и коллектива, пути создания здорового коллектива;

– вопросы о воспитании сознательной дисциплины.

Изучение основных педагогических трудов А.С.Макаренко позволяет понять поступательное развитие педагогики, характер организации деятельности современного учителя и требования общества к нему.

Сфера разработки В.А.Сухомлинским теоретических вопросов широка, поэтому следует выделить основные темы:

– воспитание гражданственности;

– методика воспитания коллектива учащихся;

– преемственность и развитие идей воспитания в коллективе и через коллектив;

– организация работы учительского коллектива и вопросы семейной педагогики.

Внимательно ознакомиться с основными произведениями В.А.Сухомлинского, обратить внимание на раскрытие специфики работы учителя и его основных качеств, необходимых для этой профессии.

В своих ответах отметить, что нового внесли эти выдающиеся советские педагоги, и какое влияние оказывает творческое применение их новаторских идей на учебно-воспитательный процесс современной школы.

Обязательная литература

1. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: В 7 т. – М., 1958. – Т.5. – С.9–87.

2. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта // Там же – С.227–250 или “Хрестоматия по истории советской школы и педагогики”. – М., 1972. – С.271–283.

3. Макаренко А.С. Проблема школьного советского воспитания // Там же. – Т.5. – С.109–133 или “Хрестоматия советской школы и педагогики”. – С.255–270.

4. Макаренко А.С. Воспитание детей в семье и школе // Там же. – Т.4. – С.482–514. 1. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М., 1975.

5. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1985.

6. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. – М.: Просвещение, 1982. – С.67–148.

7. Сухомлинский В.А. Книга о любви. – М., 1996.

Дополнительная литература

1. Макаренко А.С. Трудовое воспитание. – М., 1964.

2. Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко и современность. – М., 1980.

3. Сокольников Ю.П. Применение педагогического наследия А.С.Макаренко в школе. – Чебоксары, 1958.

4. Соловейчик С. Час ученичества. – М., 1972.

4. Волков Г.Н. Поездка в Павлыш // Созвездия земли. – Чебоксары, 1979. – С.168–216.

5. Лбицина М.И. В.А.Сухомлинский о воспитании детей. – Л., 1974.

6. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. – М. – 1983.

7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1971.

8. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. – М., 1969.

9. Тартаковский Б. Повесть об учителе Сухомлинском. – М., 1972.

10. Григорьев К., Хандрос Е. Павлыш – продолжение легенды. – М., 1976.

11. Мухин М.И. В.А.Сухомлинский: человеческая личность неповторима. – Курск, 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: