Тема 1. Н.К.Крупская – основоположник
Советской педагогики
План
1. Дидактические и философские взгляды Н.К. Крупской:
а) о целях и задачах школы;
б) о содержании, методах и требованиях к ним.
2. Трудовое обучение и политехническое образование в педагогическом наследии Н.К.Крупской.
3. Н.К.Крупская и В.И.Ленин об учителе и детском движении.
4. Проблемы формирования всесторонне развитой личности во взглядах Н.К.Крупской.
5. Н.К.Крупская и В.И.Ленин о чувашском просвещении.
Примерная тематика докладов и рефератов
1. Н.К.Крупская о трудовом воспитании и политехническом образовании.
2. Н.К.Крупская об учителе и детском движении.
3. Н.К.Крупская об общем политехническом образовании.
4. Дидактические взгляды Н.К.Крупской.
5. Н.К.Крупская и становление чувашской школы.
Методические указания
Данная тема посвящена проблеме, затрагивающей основные положения теории воспитания и образования в ХХ веке. Проблемы сочетания умственного и трудового воспитания, политехнического образования занимают важное место и в современной школе. Для дидактики имеет большое значение теория познания как методологическая основа процесса обучения. Особое внимание уделяется политехническому образованию.
|
|
Большую помощь окажут студенту труды Н.К. Крупской “Народное образование и демократия”, “К вопросу о программах”, “К вопросу о целях школы”. Анализируя труды Н.К.Крупской, обосновать, какое значение имеют их идеи для практики современной школы.
Важнейшую роль в разработке содержания и методов обучения в советской школе сыграла Н.К.Крупская. Необходимо рассмотреть вопрос о разработке ею методических проблем преподавания, направленных на развитие активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения. Указать, какие из выдвинутых методов обучения являются актуальными в условиях современной школы.
Для раскрытия вопроса о роли Н.К.Крупской в становлении чувашской школы предлагается изучить сборник “Организация педагогического процесса” (Чебоксары–Канаш, 1991), посвященный этой проблеме.
Обязательная литература
1. Н.К.Крупская. К вопросу о программах // Пед. соч. – Т.3. – С.34–44.
2. Н.К.Крупская. К вопросу о целях школы // Пед. соч. – Т.2. – С.142–143.
3. Н.К. Крупская. О политехническом образовании // Пед. соч. – Т.4. – С.187–193.
4. Н.К. Крупская. Пионеродвижение как педагогическая проблема // Пед. соч. – Т.5. – С.204–207.
5. Н.К. Крупская. Об учителе. – М., 1960.
6. В.И. Ленин. О политехническом образовании. Заметки на тезисы Н.К.Крупской // Полн. собр. соч. – Т.42. – С.319–321.
7. К. Маркс. Инструкция делегатам Временного центрального совета по отдельным вопросам // Соч. – Т.16. – С.197–199.
|
|
8. Педагогические взгляды и деятельность Н.К.Крупской. – М., 1969.
Дополнительная литература
1. Королев Ф.Ф. Ленин и педагогика. – М., 1971.
2. Организация педагогического процесса. – Чебоксары–Канаш, 1991.
3. Руднева Е.И. Педагогическая система Н.К. Крупской. – М., 1968. – Гл.V–VI.
4. Руднева Е.И. Крупская и ее роль в строительстве советской школы. – М., 1958.
5. Черник С.А. Вопросы ученического самоуправления в педагогическом наследии Н.К.Крупской // Сов. педагогика. – 1972. – № 2.
6. Литвинов С.А. Н.К.Крупская. Жизнь, деятельность, педагогические идеи. – М., 1970.
Тема 2. А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский
О проблемах воспитания
План
1. Учение А.С.Макаренко о коллективе и личности:
а) понятие о коллективе и этапы его развития;
б) основные принципы и законы жизни коллектива;
в) взаимодействие личности и коллектива.
2. Трудовое воспитание и политехническое обучение в педагогической системе А.С.Макаренко.
3. А.С.Макаренко о воспитании детей в семье.
4. Идеи А.С.Макаренко сегодня. 1. Развитие теории коллектива в педагогическом творчестве В.А.Сухомлинского.
5. В.А.Сухомлинский о роли школы и учителя в формировании гармонически развитой личности.
6. В.А.Сухомлинский о трудовом воспитании школьников.
7. Педагогическое просвещение родителей и воспитательная работа с общественностью в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского.
8. Влияние педагогического наследия В.А. Сухомлинского на современную воспитательную практику.
Примерная тематика докладов и рефератов
1. А.С.Макаренко о детском коллективе.
2. Проблема дисциплины в педагогической теории А.С.Макаренко.
3. Педагогическое наследие В.А.Сухомлинского.
4. В.А.Сухомлинский о формировании гражданина.
5. Трудовое воспитание и политехническое обучение в произведениях выдающихся советских педагогов.
6. Проблема подготовки учителя в трудах В.А. Сухомлинского.
7. Творческое применение педагогического наследия А.С. Макаренко и В.А.Сухомлинского в современной школе в современной учебно-воспитательной практике.
Методические указания
А.С. Макаренко впервые разработал и проверил на практике систему создания коллектива. Необходимо раскрыть:
– сущность детского коллектива и его отличие от других социальных объединений;
– положение об этапах развития коллектива и их значение;
– принципы и законы жизни коллектива и их характеристики;
– вопросы взаимодействия личности и коллектива, пути создания здорового коллектива;
– вопросы о воспитании сознательной дисциплины.
Изучение основных педагогических трудов А.С.Макаренко позволяет понять поступательное развитие педагогики, характер организации деятельности современного учителя и требования общества к нему.
Сфера разработки В.А.Сухомлинским теоретических вопросов широка, поэтому следует выделить основные темы:
– воспитание гражданственности;
– методика воспитания коллектива учащихся;
– преемственность и развитие идей воспитания в коллективе и через коллектив;
– организация работы учительского коллектива и вопросы семейной педагогики.
Внимательно ознакомиться с основными произведениями В.А.Сухомлинского, обратить внимание на раскрытие специфики работы учителя и его основных качеств, необходимых для этой профессии.
В своих ответах отметить, что нового внесли эти выдающиеся советские педагоги, и какое влияние оказывает творческое применение их новаторских идей на учебно-воспитательный процесс современной школы.
Обязательная литература
1. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: В 7 т. – М., 1958. – Т.5. – С.9–87.
2. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта // Там же – С.227–250 или “Хрестоматия по истории советской школы и педагогики”. – М., 1972. – С.271–283.
|
|
3. Макаренко А.С. Проблема школьного советского воспитания // Там же. – Т.5. – С.109–133 или “Хрестоматия советской школы и педагогики”. – С.255–270.
4. Макаренко А.С. Воспитание детей в семье и школе // Там же. – Т.4. – С.482–514. 1. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М., 1975.
5. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1985.
6. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. – М.: Просвещение, 1982. – С.67–148.
7. Сухомлинский В.А. Книга о любви. – М., 1996.
Дополнительная литература
1. Макаренко А.С. Трудовое воспитание. – М., 1964.
2. Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко и современность. – М., 1980.
3. Сокольников Ю.П. Применение педагогического наследия А.С.Макаренко в школе. – Чебоксары, 1958.
4. Соловейчик С. Час ученичества. – М., 1972.
4. Волков Г.Н. Поездка в Павлыш // Созвездия земли. – Чебоксары, 1979. – С.168–216.
5. Лбицина М.И. В.А.Сухомлинский о воспитании детей. – Л., 1974.
6. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. – М. – 1983.
7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1971.
8. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. – М., 1969.
9. Тартаковский Б. Повесть об учителе Сухомлинском. – М., 1972.
10. Григорьев К., Хандрос Е. Павлыш – продолжение легенды. – М., 1976.
11. Мухин М.И. В.А.Сухомлинский: человеческая личность неповторима. – Курск, 1991.