Методика реализации соответствующих нормативных правовых актов федеральными государственными органами

 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1054-р (в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.06.2002 № 832-р) был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации, предусмат­ривающий разработку ряда законопроектов, принятие которых способствует в целом решению проблемы адаптации нормативной правовой базы России к обязательным требованиям ВТО.

При вступлении в ВТО Россия присоединяется к целому ряду соглашений, которые составляют правовую базу членства в ВТО. При этом российское законодательство должно соответствовать стандартам ВТО. Это касается положений таможенного, инвестиционного и внешнеторгового законодательства, законодательства в области интеллектуальной собствен­ности, применения санитарных и фитосанитарных мер, мер валютного контроля, импортного лицензирования, действий по противодействию демпингу, правил определения происхождения товаров и их предотгрузочной инспекции, по государственным субсидиям и компенсационным мерам, законодательства в сфере закупок для государственных нужд.

Основополагающим документом в процессе реализации Плана Правительства РФ по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО является Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в редакции от 11.07.2011 № 200-ФЗ). Данный нормативно-правовой акт закрепляет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, принципы внешнеэкономи­ческой и торговой деятельности государства, перечисляет полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере внешнеторговой деятельности, называет федеральные органы исполнитель­ной власти, ответственные за государственное регулирование внешне­торговой деятельности, формулирует методы государственного регулирова­ния внешнеторговой деятельности, уделяет внимание вопросам межгосу­дарственных отношений в рассматриваемой сфере, определяет правовой статус участников внешнеэкономической деятельности, предусматривает возможность введения защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей, определяет основные правила и сроки осуществления предотгрузочной инспекции импортируемых в Россию товаров, предусмат­ривает ответственность за нарушение российского законодательства о внешнеторговой деятельности.

Необходимо отметить, что План мероприятий, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 8 августа 2001 г. № 1054-р, в настоящее время в целом выполнен. Помимо основополагающего Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в редакции от 11.07.2011 № 200-ФЗ) приняты и вступили в силу:

- Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств, от 27.11.2009 № 17 (в редакции от 16.04.2010) вместо Таможенного кодекса Российской Федерации (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ);

Примечание – в соответствии с пунктом 1 Протокола от 3 июня 1997 года «О международных торговых переговорах государств-участников Соглашений о Таможенном союзе при вступлении во Всемирную торговую организацию» участники Таможенного союза самостоятельно (независимо друг от друга) оформляют документы о вступлении в ВТО. Хотя в 2009 году звучали заявления первых лиц государства (В. В. Путин, И. И. Шувалов) в средствах массовой информации о том, что Россия будет вступать в ВТО в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. В ВТО, согласно Договору о создании ВТО (WTO Agreement), могут вступать как страны, так и отдельные таможенные территории (так, ЕС является членом ВТО, как и все страны по отдельности, входящие в его состав). Однако данная позиция России не встретила одобрения во Всемирной торговой организации.

- Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (в редакции от 11.07.2011);

- Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в редакции от 18.07.2011);

- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в редакции от 28.09.2010);

- Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе» с учетом изменений Федеральным законом от 8 ноября 2005 г. № 144-ФЗ в части таможенной оценки товаров и введения особых (специальной, антидемпинговой и компенсационной пошлин);

- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая), утвержденный Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ, регулирующий вопросы, связанные с охраной прав интеллектуальной собственности, результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;

- Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», вступающий в силу 3 ноября 2011 года за исключением некоторых положений.

В настоящее время специалисты соответствующего экспертного совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации продолжают экспертизу ведомственных актов и регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО.

Особое внимание Всемирная торговая организация уделяет развитию электронной торговли (e-commerce). В мае 1998 года на второй сессии министров торговли стран-участниц ВТО в Женеве была одобрена Декларация о глобальной электронной торговле, в которой было заявлено о том, что в рамках ВТО создается рабочая группа по всестороннему изучению всех аспектов электронной торговли, включая выработку общих принципов, регламентирующих и регулирующих электронную торговлю в глобальных масштабах[21]. Одновременно с принятием указанной Декларации ВТО было принято решение освободить от обложения таможенными пошлинами импорт программного и аппаратного обеспечения, необходимого для развития электронной торговли. Впоследствии номенклатура товаров, в отношении которых действовала эта рекомендация, была расширена.

На четвертой сессии министров торговли стран-участниц ВТО, состоявшейся в Дохе в ноябре 2001 года, в разделе, посвященном электрон­ной торговле, прямо говорилось о том, что «проделанная к настоящему времени работа свидетельствует о том, что электронная торговля порождает новые вызовы и возможности для торговли между странами-членами ВТО, находящимися на различных уровнях социально-экономического развития, и поэтому мы осознаем важность создания и сохранения внешней среды, которая будет благоприятна для развития электронной торговли в будущем»[22].

Следует отметить, что Государственная Дума РФ, понимая важность регулирования электронной торговли в России, неоднократно предпринимала попытки изменить ситуацию, в частности, проект федерального закона «Об электронной торговле» за период с 2001 г. по февраль 2008 г. рассматривался Государственной Думой РФ пять раз, но каждый раз отклонялся и отправлялся на доработку[23].

В настоящее время нет четкого определения электронной торговли, не решены пока применительно к электронной торговле вопросы охраны прав интеллектуальной собственности, налогообложения сделок, обеспечения частного и конфиденциального характера информации. В этом направлении законодателям Российской Федерации еще предстоит поработать и принять соответствующие дополнения в законодательстве Российской Федерации.

Также России предстоит взять на себя обязательства в области внутренней и внешней экономической политики: установить предельный размер импортных таможенных пошлин; установить размер экспортных субсидий сельскому хозяйству; предоставить государствам-членам ВТО информацию о мерах государственного регулирования внешнеторговой деятельности и об уровне государственного контроля цен; участвовать в многосторонних переговорах, направленных на дальнейшую либерализацию правил международной торговли.

В целом, проблемы методики реализации нормативных правовых актов федеральными органами государственной власти требуют дополнительного исследования с учетом ограниченного объема научно-исследовательской работы, и с учетом того, что Министерство здравоохранения и социального развития РФ конкретно не указало какие-либо российские нормативные правовые акты, которые представляют для него особый интерес.

Заключение

В настоящем учебно-методическом пособии рассмотрены история создания и структура ВТО, цели, задачи, функции ВТО, основные соглашения и принципы ВТО, порядок и условия вступления в ВТО, порядок урегулирования споров, на основе которых можно определить основные проблемы и перспективы вступления России в ВТО.

В целом на этапе присоединения России к ВТО должен возобладать взвешенный, прагматичный подход по отношению к соблюдению принимаемых международных обязательств. Это означает, что России не могут навязываться дополнительные обязательства, не вытекающие из соглашений ВТО, а также завершающий этап переговоров о вступлении России в ВТО не может проходить под знаком оказания какого-либо давления извне на Россию. Следовательно, чрезвычайно важно определиться с содержанием принимаемых государством обязательств, которые предстоит добросовестно выполнять после вступления в ВТО.

Каждое государство на этапе вступления в ВТО имеет возможность выбора того, насколько либеральным будет торговый режим данного государства в рамках общих правил ВТО. Например, некоторые государства постсоветского пространства (Эстония, Латвия, Грузия) избрали стратегию либеральной торговой политики, которая выразилась, кроме прочего, в низком уровне тарифов, широкого доступа на внутренний рынок продукции сельского хозяйства иностранного происхождения, подписании соглашения по государственным закупкам, что обеспечивает прозрачность и конкуренцию на внутреннем рынке.

Вступление России в ВТО – вопрос на сегодняшний день преиму­щественно политический, поскольку все основные вопросы с рабочей группой по вступлению России в ВТО уже решены, практически все необходимые изменения в законодательство Российской Федерации внесены. Исключительно политическая позиция Грузии препятствует вступлению России в ВТО. Представители Грузии официально заявляют, что позиция Грузии по вопросу вступления России во Всемирную торговую организацию остается «неизменной» и она не сможет поддержать это решение «до тех пор, пока не будут выполнены те условия, которые выдвигают власти Грузии, в том числе, это касается темы таможенно-пропускных пунктов и целого спектра тех вопросов и проблем, которые существуют между Грузией и Россией». Основным требованием Грузии в связи с принятием России в ВТО является то, чтобы были легализованы два нелегальных, по мнению Грузии пограничных контрольно-пропускных пункта в конфликтных зонах Грузии – Псоу (Абхазия) и Роки-Нижний Заромаг (Цхинвальский регион).

Целями вступления Российской Федерации в ВТО являются: обеспечение доступа российской продукции на внешний рынок в условиях отсутствия дискриминации; возможность обращения к международному механизму разрешения торговых споров; создание необходимого инвестиционного климата в стране в результате приведения законодательства в соответствие со стандартами ВТО; стимулирование повышения качества российской продукции и ее конкурентоспособности в результате стабильного доступа импортных товаров, услуг и иностранных инвестиций на российский рынок; учет национальных интересов при разработке новых правил международной торговли в рамках ВТО; проведение внутригосударственной торговой политики с учетом правил, разработанных в рамках ВТО; улучшение имиджа Российской Федерации как полноправного игрока в сфере международных торговых отношений.

Представляется важным изучение и понимание последствий вступле­ния России в ВТО. Во-первых, принятие международных обязательств в области изменения таможенных тарифов не вызовет резких изменений защитных функций тарифного барьера. Во-вторых, с точки зрения социальных аспектов присоединение России к ВТО будет способствовать на повышение спроса на рабочую силу более высокой квалификации. В-третьих, повышение конкуренции с зарубежными производителями вынудит отечественные компании активнее внедрять новые технологические схемы, более эффективно управлять производством и персоналом. В-четвертых, принцип запрета дискриминации позволит сделать комфортными условия доступа российских товаров и услуг на внешние рынки и одновременно развивать конкуренцию на внутреннем рынке. В-пятых, стабильные и предсказуемые условия предпринимательской деятельности в стране способны повысить авторитет государственной власти и привести к росту инвестиционной активности.

Вместе с тем, наряду с позитивными моментами присоединения России к ВТО существует и ряд спорных. В качестве вероятных негативных последствий возможны: ущемление интересов отечественных предприятий в результате экспансии иностранного производителя; обострение бюджетных проблем из-за сокращения налоговых поступлений в связи с упадком ряда производств; увеличение налогов в связи с необходимостью пополнения доходной части бюджета.

В течение первого года после вступления России в ВТО ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1% до 8,2%. Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви). В то же время, будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Государство сможет оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9 млрд. долл. в год (сейчас объём помощи составляет 3,5 млрд. долл. в год, однако размер субсидий ещё будет обсуждаться на многосторонних переговорах).

Согласно критической статье в журнале «Эксперт» в ноябре 2006 года, «максимальная теоретически возможная выгода отечественных предприятий от присоединения России к ВТО равна 23 млрд. долларов в год», при этом, как пишут авторы статьи, «можно прикинуть», что Россия «отдаст часть своего рынка, эквивалентную примерно 90 млрд. долларов в год.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время Россия находится на заключительной стадии 18-летних переговоров по вступлению в ВТО. Присоединение России к данной международной органи­зации повлечет за собой необходимость специальной профессиональной подготовки как федеральных государственных гражданских служащих соответствующих органов государственной власти, так и представителей бизнес-сообщества, поскольку вступление России в ВТО будет означать коренное изменения многих экономических процессов и правовых процедур. Данное учебно-методическое пособие поможет реализовать образовательные программы повышения квалификации и переподготовки как федеральных государственных гражданских служащих соответствующих органов госу­дарственной власти Российской Федерации, так и других лиц, интересующихся вопросами организации деятельности Всемирной торговой организации.



Библиография

 

1. Акопян Е.А. Основные проблемы присоединения стран с переходной экономикой к Всемирной торговой организации. М., 2002.

2. Арбатов А.А., Мухин А.В., Тропко Л.А. Политика России в области природопользования и охраны окружающей среды в свете вступления во Всемирную торговую организацию. М.: Геоинформмарк, 2001.

3. Бородулина Л.П., Кудряшова И.А., Юрга В.А. Международные экономические организации: учебное пособие. М.: Экономистъ, 2005.

4. Бурмистров В.Н., Холопов К.В. Внешняя торговля Российской Федерации. М.: Юристъ, 2001.

5. Васильев И.А. Россия и Всемирная торговая организация: проблемы и перспективы присоединения. М.: Аспект-Пресс, 2002.

6. Васильева Н. В. Международно-правовое и национально-правовое регулирование электронной торговли. Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. юр. наук. М.: 2008.

7. Волков Г.Ю., Солодков Г.П. Международная торговля. М.: Феникс, 2008.

8. Всемирная торговая организация: документы и комментарии в 2-х томах. Составители: Н.М. Васильев, Ю.А. Васятин, А.А. Давыдов. М.: АНО «Издательский дом налоговой полиции», 2001.

9. Всемирная торговая организация и Россия. Справочный материал. Комитет РСПП по торгово-таможенной политике и ВТО (Рабочая группа по вступлению России в ВТО и реформе таможенной политики). М.: 2011.

10. ВТО: угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок / под общей редакцией С.Ф. Сутырина. М.: Эксмо, 2008.

11. Всемирная торговая организация. Краткое пособие для бизнеса. Подготовлено Центром торговой политики и права. М., 2004.

12. Вступление России в ВТО: проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. С.Ф. Сутырина. СПб.: ОЦЭиМ, 2003.

13. Гагаринов В.И. Россия в международной торговле. М.: издательство «АСА», 2007.

14. Герчикова И.Н. Международные экономические организации. М., 2000.

15. Гильдеминова И.А. О некоторых возможностях адаптации российских предприятий к условиям ВТО. М.: изд-во МГУ, 2002.

16. Глобализация: Россия и ВТО / под общ. ред. В.А. Михайлова, В.И. Кушлина, В.С. Буянова. М.: издательство РАГС, 2005.

17. Горбунова О.А., Минченкова И.В. ВТО. Основы функционирования и проблемы присоединения России. Учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2008.

18. Григорян С.А. Всемирная торговая организация: правовые проблемы вступления России: научно-практическое пособие. М., 1998.

19. Григорян С.А. Всемирная торговая организация и Россия: правовые аспекты. Ростов-на-Дону, 2000.

20. Григорян С.А. Всемирная торговая организация и интересы России. М.: Международные отношения, 2005.

21. Гринберг Р.С., Татаркин А.И. Оценка социально-экономических последствий присоединения России к ВТО. М.: Экономика, 2007.

22. Данилова Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами. М.: Академкнига, 2003.

23. Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования. М.: Издательский дом «Деловая литература», 2004.

24. Данильцев А.В., Данилова Е.В., Медведков М.Ю. Основы торговой политики и правила ВТО. М.: Международные отношения, 2005.

25. Долгов С.И. Внешняя торговля России на рубеже веков. М.: Экономика, 2001.

26. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: Торгово-промышленная палата Российской Федерации, 1997.

27. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: Экономика, 2003.

28. Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. М.: Экономика, 2003.

29. Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М.: ВАВТ, 2004.

30. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация: экономика, политика, право. М.: издательство «Монография», 2008.

31. Забелин В.Г. Внешняя торговля России. М.: Экономистъ, 2007.

32. Зенкин И.В. Всемирная торговая организация в схемах. М.: Центральный издательский дом, 2003.

33. Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации: Учебное пособие М.: Международные отношения, 2003.

34. Иванов И.Д. Хозяйственные интересы России и её экономическая дипломатия. М.: РОССПЭН, 2001.

35. Иванова С.В. Всемирная торговая организация. М.: Экономистъ, 2007.

36. Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. Научный редактор В.М. Шумилов. М.: Международные отношения, 2002.

37. Кистерский Л.Л. Международная экономическая безопасность: внешнеторговый, валютно-финансовый и энергетический аспекты, инст-т социальных и экономических проблем зарубежных стран. М., 1991.

38. Кобушко Т.В. Вступление России в ВТО и роль региональных властей в выполнении условий членства. М.: ИМЭМО РАН, 1999.

39. Кравец Л.Г. Всемирная торговая организация: новые условия охраны интеллектуальной собственности: тематический выпуск по материалам отечественной и зарубежной литературы за 96-98 г. М., 1998.

40. Крылатых Э.Н. Аграрные аспекты вступления стран СНГ в ВТО. Вып. 6 (Научные труды всероссийского института аграрных проблем и информации). М., 2002.

41. Ливенцев Н.Н., Лисоволик Я.Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. М.: Экономика, 2002.

42. Лисоволик Я.Д. Конкурентная Россия в мире «конкурентной либерализации». Монография. М.: Экономика, 2007.

43. Мазурова Е.К. Международные и региональные экономические организации. М., 2002.

44. Мантусов В.Б. Процесс вступления стран СНГ в ВТО: опыт, проблемы, перспективы. М., 2002.

45. Минаев С.В. Всемирная торговая организация и развивающиеся страны: научно-аналитический обзор. М., 1997.

46. Минкова К.В. Международная многосторонняя торговля: от античности до ВТО. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006.

47. Мисакян М.Н., Попова Л.П., Постика К.Д. и др.; под ред. Сутырина С.Ф. Страны с переходной экономикой в системе ВТО. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005.

48. Новиков Р.А., Никитина Е.Н. Природоохранительные аспекты деятельности ВТО. М.: ИМЭМО РАН, 2003.

49. Овчарова Л.Н., Рыбалкин В.Е., Зубаревич Н.В. Вступление России в ВТО: мнимые и реальные социальные последствия / Независимый институт социальной политики. М.: издательство «Поматур», 2004.

50. Портанский А.П. Многосторонняя торговая система и Евросоюз: Монография. М.: Деловая литература, 2005.

51. Практическое руководство по Уругвайскому раунду. Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО, 1996.

52. Развитие регионов и предприятий в условиях вступления России в ВТО. Уфимский институт РГТЭУ, 2003.

53. Результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Правовые тексты. М.: МАИК «Наука/Интерпериодика», 2002.

54. Ремчуков К.В. Россия и ВТО. Правда и вымыслы. М.: Международные отношения, 2002.

55. Роль Всемирной торговой организации в глобальном управлении / Под ред. Гэри П. Сэмпсона. М.: издательство «Весь Мир», 2004.

56. Россия и ВТО. К. Барыш, Р. Коттрелл, Ф. Фраттини, П. Хэр, П. Лами, М. Медведков и Е. Ясин. Центр европейских реформ, 2002.

57. Россия и ВТО // Труд и право. 2002. № 11.

58. Руководство по вступлению в ВТО. URL: http://www.wto.ru [Электронный ресурс. Дата обращения: 12.10.2011].

59. Сельское хозяйство, ВТО и устойчивое развитие в новых независимых государствах. М.: Эко-Согласие, 2004.

60. Ситников В.О. Интеграция России в глобальную систему ВТО. М.: Канонъ, 2003.

61. Ситников В.О., Цыкало В.В., Черный В.В. Россия на пути во Всемирную торговую организацию. М.: Научная книга, 2000.

62. Скурко Е.В. ВТО: введение в правовую систему / Под ред. В.М. Шумилова. М.: Финансы и статистика, 2003.

63. Смирнов П.С. Национальная безопасность: вопросы торговой политики. М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2001.

64. Смирнов П.С., Хребтов В.А. Россия на пути в ВТО: рынок финансовых услуг. М.: издательство АО «Консалтбанкир», 2000.

65. Совершенствование системы регулирования ВЭД в свете присоединения РФ к ВТО. Материалы научно-практического семинара из серии «Процесс присоединения РФ к ВТО и проблемы подготовки и переподготовки кадров». М.: ГУУ, 2004.

66. Стариков Н. Что такое, в чьих интересах и чем опасна ВТО? [Электронный ресурс]. URL: http://stop-vto.ru/2011/04/08/chto-takoe-vto/ (дата обращения: 11.10.2011).

67. Торговля в России. 2009: Статистический сборник / Росстат. М.: 2009.

68. Трофименко О.Ю.Процесс присоединения России к ВТО и проблемы подготовки и переподготовки кадров // Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2003. Вып. 4 (№ 29).

69. Трухачев В.И., Лякишева И.Н., Ерохин В.Л. Международная торговля. М.: издательство «СтГАУ АГРУС», 2008.

70. Управление международным обменом товаров, услуг, капитала / Под общ. ред. проф. Э.Э. Батази. М.: Издательский Дом «Высшее образование и наука», 2004.

71. Фролов В.Ф. Всемирная торговая организация: краткая информация / С.-Пб. ТПП, 2002.

72. Фролов В.Ф. Всемирная торговая организация: меры в отношении иностранных инвестиций, затрагивающие торговлю товарами (соглашение по ТРИМс) / С.-Пб. ТПП, 2002.

73. Фролов В.Ф. Всемирная торговая организация: предотгрузочный контроль, используемый странами-членами ВТО при импорте (соглашение по предотгрузочной инспекции) / С.-Пб. ТПП, 2002.

74. Фролов В.Ф. Всемирная торговая организация: разрешение споров между странами-членами ВТО (договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров) / С.-Пб. ТПП, 2002.

75. Халевинская Е.Д., Вавилова Е.В. Всемирная торговая организация и российские интересы. М.: издательство «Магистр», 2009.

76. Чернышева Н.А. Россия и ВТО. Актуальные проблемы присоединения и перспективы сотрудничества. М.: МГИМО-Университет, 2007.

77. Шипович Л.Ю. Особенности циклического развития экономики Рос­сии. Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 2 (140). Экономика. Вып. 18.

78. Шорников А.В. ВТОржение в Россию: последствия для бизнеса. М.: издательство «Вершина», 2008.

79. Шумилов В.М. Международное экономическое право. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

80. Шумилов В.М. Всемирная торговая организация. Право и система. Учебное пособие. М., 2006.

81. Шумилов В.М. Всемирная торговая организация (ВТО) и междуна­родное право // Международное публичное и частное право. 2003. № 1(5).

82. DOHA WTO Ministerial 2001: Ministerial Declaration on global electronic commerce. Declaration on global electronic commerce. Adopted on 14 November 2001. WT/MIN(01)/DEC/1. 20 November 2001.

83. Final Act of the United Nations Conference on Trade and Employment: Havana Charter for an International Trade Organization.

84. The WTO in Brief. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/inbrief_e/inbr02_e.htm (дата обращения: 10.10.2011).

 

 


[1] The WTO in Brief. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/inbrief_e/inbr02_e.htm (дата обращения: 10.10.2011).

[2] Торговля в России. 2009: Статистический сборник / Росстат. М.: 2009. С. 266 – 270.

[3] См.: Трофименко О.Ю. Процесс присоединения России к ВТО и проблемы подготовки и переподготовки кадров // Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2003. Вып. 4 (№ 29). С. 124.

[4] Усилиями США и Великобритании в 1944 году на Конференции в Бреттон Вуде были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). СССР не был приглашен к участию в Гаванской Конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволит в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций. Тем не менее, текст Хартии был представлен, в том числе и на русском языке.

[5] Article 1. Final Act of the United Nations Conference on Trade and Employment: Havana Charter for an International Trade Organization. P. 6.

[6] См.: URL: http://www.wto.org (дата обращения 05.10.2011).

[7] См.: Всемирная торговая организация и Россия. Справочный материал. Комитет РСПП по торгово-таможенной политике и ВТО (Рабочая группа по вступлению России в ВТО и реформе таможенной политики). М.: 2011. С. 11.

[8] Подробнее об этом см.: Шипович Л.Ю. Особенности циклического развития экономики России. Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 2(140). Экономика. Вып. 18. С. 29.

[9] Всемирная торговая организация и Россия. Справочный материал. Комитет РСПП по торгово-таможенной политике и ВТО (Рабочая группа по вступлению России в ВТО и реформе таможенной политики). М.: 2011. С. 11.

[10] См.: Всемирная торговая организация и Россия. Справочный материал. Комитет РСПП по торгово-таможенной политике и ВТО (Рабочая группа по вступлению России в ВТО и реформе таможенной политики). М.: 2011. С. 14 – 16.

[11] Раздел подготовлен с использованием официальных материалов, размещенных на сайте http://www.wto.org [Электронный ресурс. Дата обращения 12.10.2011].

[12] Раздел подготовлен с использованием официальных документов ВТО, размещенных на сайте http://www.wto.org [Электронный ресурс. Дата обращения: 09.10.2011].

[13] См.: Стариков Н. Что такое, в чьих интересах и чем опасна ВТО? [Электронный ресурс]. URL: http://stop-vto.ru/2011/04/08/chto-takoe-vto/ (дата обращения: 11.10.2011).

[14] Всемирная торговая организация и Россия. Справочный материал. Комитет РСПП по торгово-таможенной политике и ВТО (Рабочая группа по вступлению России в ВТО и реформе таможенной политики). М.: 2011. С. 15 – 16.

 

[15] См. об этом более подробно: Герчикова И.Н. Международные экономические организации. М., 2000; Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М., 2003; Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М., 2002; Россия и международная торговая система / Под ред. Э. Ван Дузера, С.Ф. Сутырина, В.И. Капусткина. СПб., 2000; Скурко Е.В. ВТО: введение в правовую систему / Под ред. В.М. Шумилова. М.: Финансы и статистика, 2003; Шумилов В.М. Всемирная торговая организация (ВТО) и международное право // Международное публичное и частное право. 2003. № 1(5) и др.

[16] Источник: официальный сайт http://www.wto.ru [Электронный ресурс. Дата обращения 10.10.2011].

[17] См.: Всемирная торговая организация и Россия. Справочный материал. Комитет РСПП по торгово-таможенной политике и ВТО (Рабочая группа по вступлению России в ВТО и реформе таможенной политики). М.: 2011. С. 15 – 16.

 

[18] См.: Руководство по вступлению в ВТО. URL: http://www.wto.ru [Электронный ресурс. Дата обращения: 12.10.2011].

[19] См.: Пункт 7 статьи 3 Марракешской Декларации 1994 года.

[20] При подготовке данного раздела учебно-методического пособия использовались Приложение 2 к Марракешской Декларации 1994 года и справочный материал, подготовленный Комитетом РСПП по торгово-таможенной политике и ВТО (Рабочая группа по вступлению России в ВТО и реформе таможенной политики). Всемирная торговая организация и Россия. М.: 2011.

 

[21] См.: Васильева Н. В. Международно-правовое и национально-правовое регулирование электронной торговли. Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. юр. наук. М.: 2008. С. 6.

[22] См.: DOHA WTO Ministerial 2001: Ministerial Declaration on global electronic commerce. Declaration on global electronic commerce. Adopted on 14 November 2001. WT/MIN(01)/DEC/1. 20 November 2001.

[23] См.: Васильева Н. В. Международно-правовое и национально-правовое регулирование электронной торговли. Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. юр. наук. М.: 2008. С. 6.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: