Природный заповедник

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра биогеоценологии

и охраны природы

ООПТ и экологический туризм.

 

 

Пермь, 2004.
       СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1. Виды особо охраняемых природных территорий 4
1.1 Природный заповедник 4
1.2 Биосферный заповедник 6
1.3 Историко-культурный заповедник 6
1.4 Национальный парк 6
1.5 Природный парк 8
1.6 Природный заказник 8
1.7 Памятник природы 9
1.8 Дендрарий и Ботанический сад 10
1.9 Лечебно-оздоровительные местности и курорты 10
2. Особо охраняемые территории 11
2.1 Йеллоустоунский национальный парк 11
2.2 Национальный парк «Орловское полесье» 11
2.3 Национальный парк «Цаво» 13
2.4 Заповедник «Басеги» 13
2.5 Алма-Атинский заповедник 14
3. Экологический туризм и экологические тропы 16
3.1 Эколого-просветительская деятельность 16
3.2 Туризм и ООПТ 17
3.3 Экологические тропы на ООПТ 18
Заключение 19
Литература 20



ВВЕДЕНИЕ

Заповедное дело находится в очень сложном и противоречивом положении. Оно развивается, завоевывает заслуженное признание во всем мире, увеличиваются число и разнообразие форм охраняемых территорий. И в то же время заповедное дело переживает серьезнейшие финансовые – а в последние годы и организационные – трудности, препятствующие нормальному функционированию заповедников, национальных парков и других категорий ООПТ. Не до конца разработана правовая основа деятельности ООПТ. Среди ученых и специалистов имеются довольно серьезные концептуальные расхождения по вопросам их статуса и функций, нуждающимся в широком обсуждении и согласовании.

Заповедное дело теснейшим образом связано с биологическими науками, и прежде всего с экологией, ботаникой и зоологией, а также со многими прикладными науками: лесоведением, ихтиологией, охотоведением и др.
Издавна ведутся работы по инвентаризации флоры и фауны природных заповедников, по акклиматизации и реакклиматизации растений и животных на ООПТ, по регулированию численности нежелательных компонентов экосистем, по управлению охраняемыми экосистемами. И в этих вопросах необходимы единые методические подходы, основанные на систематизации данных проведенных исследований и экспериментов и на согласованных концептуальных позициях.(1)

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния и представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. По имеющимся оценкам ведущих международных организаций в конце 90-х годов в мире насчитывалось около 10 тыс. крупных охраняемых природных территорий всех видов. Общее число национальных парков при этом приближалось к 2000, а биосферных заповедников – к 350. (4)

Цель этой работы:

- охарактеризовать ООПТ и перспективы экотуризма на ООПТ.

Основными задачами данной работы являются:

- привести определения всех категорий особо охраняемых природных территорий мира.

- рассказать о некоторых ООПТ.

- охарактеризовать экологический туризм как направление эколого-просветительскую деятельность.




ВИДЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ.

            С учетом особенностей режима и статуса природоохранных учреждений обычно различают следующие категории природоохранных территорий:

 

       -  государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

       -    национальные парки;

       -  природные парки;

       -  государственные природные заказники;

       -  памятники природы;

       -  дендрологические парки и ботанические сады;

       -  лечебно-оздоровительные местности и курорты.

       Первые две группы из вышеперечисленных территорий представляют особую значимость для охраны природы. В целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение. ООПТ федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. ООПТ регионального значения являются собственностью субъектов страны и находятся в ведении органов государственной власти субъектов страны. ООПТ местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления. ООПТ неоднородны по своему природоохранному режиму и выполняемым функциям. В иерархической системе каждая категория ООПТ отличается способностью удержать от разрушения и серьезного изменения природный комплекс или отдельные его структурные части. (4)

Природный заповедник.

Государственные природные заповедники (ПЗ) являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и
объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природой среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Земли, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами.

Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью.

Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления.

Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники.

Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).

Задачами  государственных ПЗ являются:

а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

б) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

в) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;

г) экологическое просвещение;

д) участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.

Главной особенностью режима ПЗ является невмешательство человека в ход природных процессов и явлений. Многие ПЗ были созданы как резерваты для сохранения и восстановления ценных видов охотничьих животных, и, стремясь выполнить эту задачу, они широко использовали различные биотехнические мероприятия. Это также соответствовало внедряемому убеждению о недопустимости пассивных методов охраны природы и необходимости всемерно содействовать увеличению природных ресурсов. Согласно первому Положению о заповедниках от 1934 г. им предписывались «охрана и умножение особо ценных в хозяйственном и научном отношении генетических природных фондов и разработка способов обогащения, улучшения и использования природных ресурсов. Такой подход к задачам ПЗ сохранялся длительное время.

ПЗ могут иметь следующие подкатегории:

1. Абсолютные (эталонные, неприкосновенные).Создаются (созданы) на территориях (акваториях), избежавших хозяйственного освоения, в природоохранных, научных и эстетических целях. Представлены коренными экосистемами. Всякое вмешательство в состояние природы и течение природных процессов исключено. Возможно применение санкционированных мероприятий по борьбе с пожарами и – в исключительных случаях – по спасению краснокнижных растений и животных. Биотехнические мероприятия (помимо упомянутых), регуляционные мероприятия и все формы туризма запрещены. Число, размещение и площадь абсолютных ПЗ должны обеспечить зональный репрезентативныймониторингсостояния и динамики естественных экосистем.

2. Сукцессионные.Создаются (созданы) на территориях (акваториях), в определенной мере измененных хозяйственной деятельностью и имеющих значительные включения производных экосистем. В научную программу в числе основных входят задачи по наблюдению за искусственными и естественными сукцессиями и по восстановлению типичных, коренных экосистем. Возможно проведение регуляционных и биотехнических мероприятий в строгом соответствии с экологическими особенностями и научным профилем ПЗ. Может быть разрешен регулируемый экологический туризм, не затрагивающий основные охраняемые природные объекты.

3. Резерватные.Имеют участки территории (акватории), измененные антропогенными воздействиями. Кроме выполнения основных природоохранных и научных программ, специально занимаются охраной и восстановлением ареалов и численности ценных и редких видов растений и животных, в т.ч. и путем их разведения в неволе и полувольных условиях. Регуляционные и биотехнические мероприятия могут включать в себя ограниченные действия по улучшению местообитаний восстанавливаемых организмов и их интродукцию. Возможно сочетание резерватных функций с сукцессионными. Экологический туризм не должен затрагивать основных объектов охраны и воспроизводства. (1)

1.2 Биосферный заповедник

 

Биосферный заповедник(Б.з.)- особо охраняемая природная территория, включенная в международную сеть Программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ), являющуюся инструментом сохранения биологического разнообразия и устойчивого использования его компонентов. Б.з.находится под управлением государства, в котором он расположен, и под контролем соответствующих региональных и местных административных органов.
       Б.з.обеспечивает выполнение следующих функций: охрана ландшафтов, экосистем и видов; демонстрация возможностей и содействие устойчивому социально-экономичекому развитию; осуществление демонстрационных проектов, образовательных программ в области окружающей среды, научных исследований и мониторинга на местном, региональном и глобальном уровнях в целях охраны природы. Б.з. выделяются по следующим критериям: достаточно полная представленность на территории экосистем, характерных для данного биогеографического региона, или экосистем и ландшафтов, отражающих традиционные связи человека и природы; национальное или глобальное значение для сохранения биологического разнообразия; наличие достаточной территории и условий для выполнения своих функций.В структуре Б.з. выделяют три функционально-территориальные части: ядро или ядра – строго охраняемые территории с площадью, достаточной для выполнения функций сохранения биоразнообразия; буферная зона или зоны – территория вокруг ядер, где возможна только ограниченная научная и хозяйственная деятельность, совместимая с функциями Б.р. внеш-няя (транзитная) зона – территория, на которой стимулируется и развивается практическое применение концепции устойчивого развития. Б.з. включаются в международную сеть генеральным директором ЮНЕСКО по представлению национальных комитетов. (1).

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: