Софисты и Сократ в решении проблем человека исходили из проблем гносеологии и их установки были, скорее всего, рационально ориентированы на космоцентризм. Но что же делать человеку, если он теряет космоцентричность античного полиса? Ответы были даны в разных вариантах античной философии.
Эпоха античности была периодом перехода от мифологического состояния человека к рациональному и ей постоянно сопутствовала идея трагичности бытия (сравни с современной эпохой перехода от рационального к мифологическому состояния сознания). И эту трагичность выразили античные трагики Эсхил, Еврипид и Софокл.
Как человеку сохранить себя в мире, где каждый остается один на один со своей судьбой? Как оставаться спокойным и невозмутимо взирать на происходящие вокруг несчастья?
В философии ответы на эти были выражены в учениях стоицизма, Эпикура, киников и скептиков.
Стоици́зм -- направление в античной философии, основателем которого считают Зено́на из Китиона. В учении о природе стоики принимали идеи закономерности всего происходящему. Коль скоро - человек есть её часть, то и он должен следовать заданной ему судьбе, какой бы она ни была. Но как быть - если человек оказался рабом? Нужно следовать этой судьбе и стойко переносить её тяготы. Судьбы ведут того - кто хочет и тащат того - кто не хочет! «Ничтожен и жалок тот, - писал Сенека, - кто вечно ропщет и, находя неудовлетворительным мировой порядок, хочет исправить Богов, вместо того, чтобы исправиться самому». К чему же призывали стоики? К невозмутимости и спокойствию разума. Для того чтобы следовать своей судьбе необходимо обладать мужеством и этому мужеству может обучать философия.
|
|
Иное решение темы судьбы выразил Эпикур.
В учении о природе он разделял идеи атомизма Левкиппа и Демокрита. Отличие в том, что траектория движения (падения в пустоте) атомов в физике Эпикура не имеет заданного направления и может изменяться. На языке этики это означало признание возможности человека отклониться от заданной судьбы.
Познавательные возможности человека определяются чувственными восприятиями. Ничего сверхчувственного нет. Человек живет в мире своих чувств и в нем заложено стремление к атараксии (душевное спокойствие, невозмутимость, безмятежность).
Атараксия Эпикура выражала стремление человека к удовольствию. Эпикур определял удовольствие как отсутствие телесной боли и душевных страданий. Но что же стоит на пути достижения этого состояния? Это беспокойство ложных мнений о богах и смерти, которые вызывают у людей страх. Это пороки человека: жадность, глупость и т.д. Избавлению от ложных мнений помогает трезвое рассуждение, осознание никчемности страхов и пороков человека.
|
|
Вывод. По оценке Ф. Энгельса в античной философии были заложены все позднейшие типы философствования. Учение о первоосновах бытия стало основой научных программ в исследовании природы.
На интуицию античности обращали свое внимание такие мыслители как А.Ф. Лосев.
Сходство идей античной философии и идей постнеклассической физики нашел и В. Гейзенберг, который напрямую, минуя, новоевропейскую науку и философия обратился к программам Демокрита, Платона и Аристотелю. В разные периоды истории науки доминировали какие - то из названных программ.
Задания для семинарских занятий:
Фрагменты текстов философов античного периода привлекают наше внимание научной искренностью созерцания первооснов бытия. Их выводы стали классическими для последующих эпох философствования.
Фалес (ок. 640 - ок. 546 до н. э.) – один из семи древнегреческих мудрецов, считается первым философом досократовского периода.
Диоген Лаэртский I 24, 27. [Фалес], как [сообщают] некоторые, первый стал рассуждать о природе... Началом всего он положил воду.
Аристотель Metaph. 13. Из первых философов большинство полагало в виде материи единое начало всего: то, из чего все сущее состоит, из чего как первого оно рождается и в чем как последнем оно гибнет; то, сущность чего сохраняется, а состояния изменяются; говорят, что оно и есть основа и начало сущего и что поэтому ничто не рождается и не уничтожается, так как такая природа сохраняется вечно... При этом о числе и виде такого начала не все говорят одно и то же. Фалес — родоначальник этой философии — говорит, что это вода (поэтому и земля из воды появилась); сделал он это предположение, вероятно наблюдая, что все питается влагой и что сама теплота из нее рождается и ею живет... а еще потому, что семена всего [сущего] имеют влажную природу.
Аристотель de caelo II 13. Другие же [считают], что [земля] лежит на воде. Об этом мы имеем древнейшее учение, которое, говорят, высказал Фалес Милетский: будто бы земля держится благодаря своей плавучести
подобно дереву или чему-то в этом роде…
Сеида. Изречения Фалеса весьма многочисленны, среди них и общеизвестное: «Познай самого себя».
Антология мировой философии в 4-х тт.
Т.1.Ч.1. – М.: Мысль,1969.С.268-270.
Вопросы для размышлений
1. Какие основания позволили Фалесу признать первоначалом всего сущего воду?
Аристотель Metaph. 15. Так называемые пифагорейцы, занявшись математическими науками, впервые двинули их вперед и, воспитавшись на них, стали считать их начала началами всех вещей. Но в области этих наук числа занимают от природы первое место, а у чисел они усматривали, казалось им, много сходных черт с тем, что существует и происходит, — больше, чем у огня, земли и воды, например такое-то свойство чисел есть справедливость, а такое-то — душа и ум, другое — удача, и, можно сказать, в каждом из остальных случаев точно так же. Кроме того, они видели в числах свойства и отношения, присущие гармоническим сочетаниям. Так как, следовательно, все остальное явным образом уподоблялось числам по всему своему существу, а числа занимали первое место во всей природе, элементы чисел они предположили элементами всех вещей и всю Вселенную [признали] гармонией и числом. И все, что они могли в числах и гармонических сочетаниях показать согласующегося с состояниями и частями мира и со всем мировым устройством, это они сводили вместе и приспособляли [одно к другому]; и, если у них где-нибудь того или иного не хватало, они стремились [добавить это так], чтобы все построение находилось у них в сплошной связи. Так, например, ввиду того что десятка (декада), как им представляется, есть нечто совершенное и вместила в себе всю природу чисел, то и несущихся по небу тел они считают десять, а так как видимых тел только девять, поэтому на десятом месте они помещают противоземлю...
|
|
Во всяком случае и у них, по-видимому, число принимается за начало и в качестве материи для вещей, и в качестве [выражения для] их состояний и свойств, а элементами числа они считают чет и нечет, из коих первый является неопределенным, а второй определенным; единое состоит у них из того и другого, оно является и четным, и нечетным; число [образуется] из единого, а [различные] числа, как было сказано, — это вся Вселенная. Другие из этих же мыслителей принимают десять начал, идущих [каждый раз] в одном ряду — предел и беспредельное, нечет и чет, единое и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьму, хорошее и дурное, четыреугольное и разностороннее...
Пифагорейцы указали и сколько противоположностей, и какие они. И в том и в другом случае мы, следовательно, узнаем, что противоположности суть начала вещей; но сколько их — узнаем у одних пифагорейцев, и также — какие они. А как можно [принимаемые пифагорейцами начала] свести к указанным выше причинам, это у них ясно не расчленено, но, по-видимому, они помещают свои элементы в разряд материи; ибо, по их словам, из этих элементов, как из внутри находящихся частей, составлена и образована сущность.
Аристотель Metaph. 16. Пифагорейцы утверждают, что вещи существуют по подражанию числам.
Аристотель Metaph. XIV 3. Пифагорейцы, видя в чувственных телах много свойств, которые есть у чисел, заставили вещи быть числами, — только это не были числа, наделенные самостоятельным существованием, но, по их мнению, вещи состоят из чисел. А почему так? Потому что свойства, которые присущи числам, даны в музыкальной гармонии, в строении неба и во многом другом. Между тем для тех, кто принимает однотолько математическое число, нет возможности в связи с их предпосылками утверждать что-либо подобное... И ясно, что математические предметы не обладают отдельным существованием: если бы они им обладали, их свойства не находились бы в [конкретных] телах. Если взять пифагорейцев, то в этом вопросе на них никакой вины нет; однако, поскольку они делают из чисел физические тела, из вещей, не имеющих тяжести и легкости, — такие, у которых есть тяжесть и легкость, получается впечатление, что они говорят о другом небе и о других телах, а не о чувственных. Гармония чисел, музыкальная гармония и закономерности в устройстве вещей?...
|
|
Стобей Eel. 118,1 с. В первой же книге [сочинения] «О философии Пифагора» [Аристотель] пишет, что небо (Вселенная) едино, что оно втягивает в себя из беспредельного время, дыхание и пустоту, которая постоянно разграничивает места, занимаемые отдельными вещами….
Аристотель de caelo II 9. Как очевидно из сказанного, учение, что от движения [светил] возникает гармония, так как-де [от этого] происходят гармонические звуки, свидетельствует об остроумии и большой учености высказавших его, однако истина не такова. А именно некоторые считают необходимым, чтобы возникал звук от движения столь великих тел, так как [звук бывает] при движении у нас тел, не имеющих равных масс и не несущихся с такой быстротой. Когда же несутся солнце, луна и еще столь великое множество таких огромных светил со столь великой быстротою, невозможно, чтобы не возникал некоторый, необыкновенный по силе звук. Предположив это и [приняв], что скорости [движения их, зависящие] от расстояний, имеют отношения созвучий, они говорят, что от кругового движения светил возникает гармонический звук…
Антология мировой философии в 4-х тт.
Т.1.Ч.1. – М.: Мысль,1969.С.282-286.
Вопросы для размышлений
1. Какие основания позволили пифагорейцам признать первоначалом всего сущего число?
2. Что общего в закономерном порядке вещей и чисел нашли пифагорейцы?
3. Допускает ли пифагорейское учение признание единого центра Вселенной?
Платон (428/429-348/347 до н.э.) в объяснении основ бытия выделял мир бестелесных форм («идеи») и мир вещей. Обратите внимание на то, как он выразил связь этих миров.
— После этого,— сказал я,— ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности вот какому состоянию... Представь, что люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная, представь, невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.
— Это я себе представляю,— сказал Главкон.
— Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.
— Странный ты рисуешь образ и странных узников!
— Подобных нам. Прежде всего, разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?
— Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?
— А предметы, которые проносят там, за стеной? Не то же ли самое происходит и с ними?
— То есть?
— Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят?
— Непременно так.
— Далее. Если бы в их темнице отдавалось эхом все, что бы ни произнес любой из проходящих мимо, думаешь ты, они приписали бы эти звуки чему-нибудь иному, а не проходящей тени?
— Клянусь Зевсом, я этого не думаю.
— Такие узники целиком и полностью принимали бы за истину тени проносимых мимо предметов.
— Это совершенно неизбежно.
— Понаблюдай же их освобождение от оков неразумия и исцеление от него, иначе говоря, как бы это все у них происходило, если бы с ними естественным путем случилось нечто подобное.
Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх — в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд? Да еще если станут указывать на ту или иную проходящую перед ним вещь и заставят отвечать на вопрос, что это такое? Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь?
— Конечно, он так подумает.
— А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза и не отвернется он поспешно к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают?
— Да, это так.
— Если же кто станет насильно тащить его по крутизне вверх, в гору и не отпустит, пока не извлечет его на солнечный свет, разве он не будет страдать и не возмутится таким насилием? А когда бы он вышел на свет, глаза его настолько были бы поражены сиянием, что он не мог бы разглядеть ни одного предмета из тех, о подлинности которых ему теперь говорят.
— Да, так сразу он этого бы не смог.
— Тут нужна привычка, раз ему предстоит увидеть все то, что там, наверху. Начинать надо с самого легкого: сперва смотреть на тени, затем — на отражения в воде людей и различных предметов, а уж потом — на самые вещи; при этом то, что на небе, и самое небо ему легче было бы видеть не днем, а ночью, то есть смотреть на звездный свет и Луну, а не на Солнце и его свет.
— Несомненно.
— И, наконец, думаю я, этот человек был бы в состоянии смотреть уже на самое Солнце, находящееся в его собственной области, и усматривать его свойства, не ограничиваясь наблюдением его обманчивого отражения в воде или в других ему чуждых средах.
— Конечно, ему это станет доступно.
— И тогда уж он сделает вывод, что от Солнца зависят и времена года, и течение лет, и что оно ведает всем в видимом пространстве, и оно же каким-то образом есть причина всего того, что этот человек и другие узники видели раньше в пещере.
— Ясно, что он придет к такому выводу после тех наблюдений.
— Так как же? Вспомнив свое прежнее жилище, тамошнюю премудрость и сотоварищей по заключению, разве не сочтет он блаженством перемену своего положения и разве не пожалеет своих друзей?
— И даже очень.
— А если они воздавали там какие-нибудь почести и хвалу друг другу, награждая того, кто отличался наиболее острым зрением при наблюдении текущих мимо предметов и лучше других запоминал, что обычно появлялось сперва, что после, а что и одновременно, и на этом основании предсказывал грядущее, то, как ты думаешь, жаждал бы всего этого тот, кто уже освободился от уз, и разве завидовал бы он тем, кого почитают узники и кто среди них влиятелен? Или он испытывал бы то, о чем говорит Гомер, то есть сильнейшим образом желал бы
...как поденщик, работая в поле,
Службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный
и скорее терпеть что угодно, только бы не разделять представлений узников и не жить так, как они?
— Я-то думаю, он предпочтет вытерпеть все что угодно, чем жить так.
— Обдумай еще и вот что: если бы такой человек опять спустился туда и сел бы на то же самое место, разве не были бы его глаза охвачены мраком при таком внезапном уходе от света Солнца?
— Конечно.
— А если бы ему снова пришлось состязаться с этими вечными узниками, разбирая значение тех теней? Пока его зрение не притупится и глаза не привыкнут — а на это потребовалось бы немалое время,— разве не казался бы он смешон? О нем стали бы говорить, что из своего восхождения он вернулся с испорченным зрением, а значит, не стоит даже и пытаться идти ввысь. А кто принялся бы освобождать узников, чтобы повести их ввысь, того разве они не убили бы, попадись он им в руки?
— Непременно убили бы.
— Так вот, дорогой мой Главкон, это уподобление следует применить ко всему, что было сказано ранее: область, охватываемая зрением, подобна тюремному жилищу, а свет от огня уподобляется в ней мощи Солнца. Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине,— это подъем души в область умопостигаемого. Если ты все это допустишь, то постигнешь мою заветную мысль — коль скоро ты стремишься ее узнать,— а уж богу ведомо, верна ли она. Итак, вот что мне видится: в том, что познаваемо, идея блага — это предел, и она с трудом различима, но стоит только ее там различить, как отсюда напрашивается вывод, что именно она — причина всего правильного и прекрасного. В области видимого она порождает свет и его владыку, а в области умопостигаемого она сама — владычица, от которой зависят истина и разумение, и на нее должен взирать тот, кто хочет сознательно действовать как в частной, так и в общественной жизни.
Платон. Государство //Сочинения в 3-х тт. – Т. 3.Ч.1. М.,1971. – С. 318-324.
Вопросы для размышлений
1. По учебнику и лекции разберитесь, в чем состоит смысл учения Платона о мире идей и мире вещей?
2. Непросвещенный человек, по Платону, находится в пещере в добровольных оковах спиной к свету и смотрит на тень, принимая их за истину. Раскройте смысл этих образов на основе философии Платона.
3. Кто из философов писал позже об «идолах пещеры»?
4. По Платону познание истины – это припоминание. Объясните, как это надо понимать. Что это значит - выйти из пещеры?
5. Почему при познании истины человек испытывает боль как от яркого сияния? Что именно в процессе познания затруднительно для человека?
6. Почему человек, вышедший из пещеры, хочет вернуться в нее? Что это значит?
7. Сравните модели восприятия «пещерного человека» и человека в системе современных СМИ. «Пещерный узник» Платона прикован цепями. Какие же цепи «привязывают» современного человека к СМИ?