Тема № 26. Коммуникации и деловое общение

Коммуникации - это способ общения и передачи информации от человека к чело­веку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров ре­чи.

Виды коммуникаций. Общение людей осуществляется с помощью вербальных и невербальных коммуникаций. Вербальные коммуникации реализуются посредством устных и письменных сообщений.

Невербальные коммуникации осуществляются посредством языка телодвижений и параметров речи. Язык телодвижений - главный компонент невербальных коммуника­ций, оказывающих воздействие на другого человека (до 55% всех коммуникаций). К нему относятся одежда, осанка, выражение лица,, расстояние между говорящими.

Язык тела - единственный язык, используемый все­ми людьми, но понимаемый лишь немногими. Хорошее представление о языке тела можно получить, посмотрев немое кино, или выключив звук у телевизора, или когда Вы находитесь в другой стране, не владея языком. "Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым", - очень метко подметил Р. Эмерсон.

Язык тела включает: движения, осанку, манеру сидеть, положение рук, выражение лица, жесты, собственно телодвижения, фигуру человека, позу, контакт глазами, размер зрачков, движение глаз, рукопожатие, походку, расстояние (пространство) между гово­рящими, одежду и т.д. Сюда же относятся и незначительные, обычные жесты и сиг­налы, которые почти не фиксируются сознанием, но имеют в процессе общения очень большое значение.

После определенной тренировки научиться правильно истолковывать язык тела других людей может практически каждый. Знание этого языка позволит Вам лучше понимать тех, с кем Вы общаетесь: лгут ли они; скучают ли; проявляют ли нетерпе­ние; чувствуют ли по отношению к Вам симпатию или наоборот, находятся в оборо­не и ждут момента, чтобы Вас "закопать"; согласны ли они с Вами или нет; открыты ли они, нервничают ли; оценивают; подозревают; сердятся; огорчаются; ощущают неуверенность. Знать все это работнику сферы управления совершенно необходимо.

Положение плеч, головы дает много важной информации о том, открыт человек или замкнут, владеет ситуацией или нет, напряжен или удовлетворен. Как правило, человек поднимает плечи, когда он напряжен, и опускает, когда расслаблен.

Поза (положение тела). Если человек говорит то, что думает, его тело посы­лает сигналы, которые мы будем называть однозначными. В таких ситуациях по­за, как правило, бывает прямой, без особых изгибов, и может быть описана пря­мой линией, соединяющей голову со ступнями. Когда же соответствие между мыслями и словами нарушается, тело начинает посылать двойственные сигналы, и линия, соединяющая голову и ступни, становится ломаной.

Лицо не случайно называют зеркалом души человека. Положение рта, бровей и глаз прекрасно передает эмоциональное состояние и такие чувства, как печаль, ро­бость, злобу, враждебность, скепсис и т.д. Посмотрите на нарисованные здесь лица. На каждом из них написано, какое чувство или состояние души это лицо выражает Но помните, настроение человека нельзя определить только по отдель­ным признакам! Например, размер зрачка и положение глаз могут иметь много раз­личных значений.

Зрачки. Величина зрачков - очень важный элемент языка тела. Давно известно, что величина зрачков меняется в зависимости от силы света: когда светло, зрачки сужаются, а когда темно - расширяются. В последние годы было проведено много интересных исследований, посвященных зависимости размеров зрачков от мыслей и чувств человека.

 Активно применяя невербальные коммуникации, Вы сможете значительно улуч­шить Ваши способности поддерживать людей вокруг Вас, создавать хорошее настрое­ние, избегать конфликтов и быть чаще победителем в решении жизненных проблем, чем неудачником.

Рисунок 13. Виды выражений лица

Деловое общение.

Общение – это процесс взаимодействия двух и более людей с целью организации и осуществления того или иного вида предметной деятельности, обмена между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера.

В структуре общения можно выделить три взаимосвязанные стороны:

1. коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

2. интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями;

3. перцетивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

Условно общение можно подразделить на стихийное, без которого невозможно существование самого общества и целенаправленное, осуществляемое учреждениями, организациями и индивидуальными лицами. Целенаправленное общение бывает прямым и косвенным. Косвенное общение – это не прямой контакт человека с человеком, а общение через посредство материальных и духовных продуктов деятельности людей, т.е. опосредованное общение. Прямое общение - это непосредственный контакт между участниками общения, которое осуществляется вербально и невербально.

В зависимости от эмоционально-нравственной окраски прямое общение может быть духовным, эмоциональным, социальным и деловым.

Деловое общение – контакты, имеющие целью выполнение какого-то дела, организации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д. Оно предполагает решение разнообразных задач, требующих гибкости, слаженности, инициативы, а также воздействие на участников с целью убеждения в разумности совместного дела, побуждая их к полной включенности в него.

Функции общения:

1. обмен информацией между общающимися;

2. обмен знаниями, идеями, действиями;

3. восприятие и познание участниками общения друг друга и установление на этой основе взаимопонимания;

4. обслуживание предметной деятельности людей, приобщение их к ценностям друг друга.

Принципы, построения общения:

а. доверие, доброжелательность и уважение к другому человеку;

б. терпимость, откровенность и правдивость;

в. бескорыстие, доброта и сопереживание;

г. чувство долга, равенство и верность слову.

Навыки общения:

1. умение выслушать других с пониманием и целенаправленно;

2. умение слышать то, что скрыто за словами;

3. умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для анализа и оценки ситуации;

4. умение создавать и развивать отношения;

5. умение добиваться доверия партнера;

6. умение обсуждать острые проблемы в позитивном эмоциональном настрое;

7. умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение.

Деловое общение предполагает, прежде всего, умение говорить и умение слушать. Умение говорить – это способность точно формулировать свои мысли, излагать их доступным для партнера языком и ориентироваться на его реакцию. Умение слушать – это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь партнера и умение расшифровать смысл сообщения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: