Для построения конкурентной карты ранка необходимо классифицировать конкурентов по занимаемой ими позиции по доле рынка.
Для этого надо сделать следующее:
- Рассчитать среднее арифметическое значение рыночных долей;
- Разделить всю совокупность предприятий рассматриваемого рынка на 2 сектора, для которых значения долей больше или меньше среднего значения;
- Рассчитать в каждом из секторов среднеквадратические отклонения, которое совместно с минимальными и максимальными значениями определяют границы представленных групп.
Таблица 8. Рыночные доли конкурентов в 2008 г.[12]
Предприятия | Рыночная доля в 2007 г. (q), % | Рыночная доля в 2008 г. (q), % |
«Нестле» (ТМ «Магги») | 27,1 | 29,3 |
«Юнилевер» (ТМ «Кнорр») | 21 | 21,8 |
«Юроп Фудс» (ТМ «Галлина Бланка») | 23,6 | 24,1 |
ОАО «Русский Продукт» (ТМ «Русский Продукт») | 12,3 | 11,1 |
ООО «Геркулес» (ТМ «Кулинар») | 4,9 | 3,2 |
Другие | 11,1 | 10,5 |
Среднее арифметическое рыночных долей () | 16,67 | 16,67 |
Все предприятия делятся на 2 сектора:
1) Предприятия, для которых значения долей больше среднего значения. К ним относятся «Нестле» (ТМ «Магги»), «Юнилевер» (ТМ «Кнорр»), «Юроп Фудс» (ТМ «Галлина Бланка»).
|
|
Рассчитаем для данного сектора среднеквадратическое отклонение:
2) Предприятия, для которых значения долей меньше среднего значения. К ним относятся ОАО «Русский Продукт» (ТМ «Русский Продукт»), ООО «Геркулес» (ТМ «Кулинар») и другие.
3) Рассчитаем для данного сектора среднеΙквадратическое отклонение:
По показателю рыночной доли выделим четыре группы предприятий:
Ι группа – лидеры рынка. Доля на рынке от 40% и выше. Лидеров на данном товарном рынке нет.
ΙΙ группа – предприятия с сильной конкурентной позицией. Доля рынка от 40% до 20% («Нестле» (ТМ «Магги»), «Юроп Фудс» (ТМ «Галлина Бланка», «Юнилевер» (ТМ «Кнорр»));
ΙΙΙ группа – предприятия со слабой конкурентной позицией. Доля рынка от 20% до 10% (ОАО «Русский Продукт» (ТМ «Русский Продукт»)).
ΙV группа – аутсайдеры рынка. Доля рынка менее 10% (ООО «Геркулес» (ТМ «Кулинар»)).
Таблица 9. Оценка динамики рыночных долей
Предприятия | Прирост рыночной доли в % |
«Нестле» (ТМ «Магги») | 2,2 |
«Юнилевер» (ТМ «Кнорр») | 0,8 |
«Юроп Фудс» (ТМ «Галлина Бланка») | 0,5 |
ОАО «Русский Продукт» (ТМ «Русский Продукт») | -1,2 |
ООО «Геркулес» (ТМ «Кулинар») | -1,7 |
Другие | -0,6 |
По показателю динамики рыночных долей предприятия можно выделить четыре группы предприятий:
Ι группа – предприятия с быстро улучшающейся конкурентной позицией («Нестле» (ТМ «Магги»)).
ΙΙ группа – предприятия с улучшающейся конкурентной позицией. («Юроп Фудс» (ТМ «Галлина Бланка»), «Юнилевер» (ТМ «Кнорр»));
|
|
ΙΙΙ группа – предприятия с ухудшающейся конкурентной позицией. (ОАО «Русский Продукт» (ТМ «Русский Продукт»)).
ΙV группа – предприятия с быстро ухудшающейся конкурентной позицией (ООО «Геркулес» (ТМ «Кулинар»)).
В таблице представлена матрица формирования конкурентной карты предприятий, основанная на перекрестной классификации размера и динамики их рыночных долей по конкретному типу продукции.
Таблица 10. Матрица формирования конкурентной карты предприятий
Темпы прироста рыночной доли | Конкурентные преимущества по рыночной доле | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Лидеры рынка | Предприятия с сильной конкурентной позицией | Предприятия со слабой конкурентной позицией | Ауисайдеры | ||||
Высокие | Низкие | ||||||
Привлекательность рынка | Высокая | 1 | Предприятие с быстро улучшающейся конкурентной позицией | «Нестле» (ТМ «Магги») | |||
2 | Предприятие с улучшающейся конкурентной позицией | «Юроп Фудс» (ТМ «Галлина Бланка»), «Юнилевер» (ТМ «Кнорр») | |||||
Низкая | 3 | Предприятие с ухудшающейся конкурентной позицией | (ОАО «Русский Продукт» (ТМ «Русский Продукт») | ||||
4 | Предприятие с быстро ухудшающейся конкурентной позицией | (ООО «Геркулес» (ТМ «Кулинар») |
Данная матрица позволяет более обоснованно подойти к вопросам разработки стратегии конкуренции, учитывающей конкурентный статус предприятия и особенности его рыночного окружения.
Был выбран следующий состав маркетинговой политики для предприятия «Юроп Фудс» (ТМ «Галлина Бланка») с учетом всех ранее выработанных рекомендаций:
Основное направление – поддерживать рыночную позицию
Доля рынка – поддерживать или наращивать лидерство.
Товар – уделять внимание качеству.
Цена – сохранять.
Продвижение – поддерживать выборочно.
Распределение – сохранять широкую систему распространения.