Педагогическая культура

Педагогическая культура как часть общечеловеческой культуры; типы педагогической культуры. Базовые компоненты педагогической культуры: педагогическая позиция – типология педагогов с учетом личностно-профессиональных качеств; культура педагогического мышления; личностно-профессиональные качества, педагогические знания, профессиональные умения и навыки преподавателя.

Литература

Бенин В. Л. Педагогическая культурология: курс лекций / Башк. гос. пед. ун-т, Урал. отд-ние Рос. акад. образования. – Уфа: Изд-во БГПИ, 2004. – 515 с.

Введение в педагогическую культуру / под ред. Е. В. Бондаревской. – Ростов н/Д., 1995. – 170 с.

Вединяпина В. А. Профессиональная культура учителя: учеб. пособие. – М., 2003. – 163 с.

Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие / Междунар. акад. наук пед. образования. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2004. – 207 с.

Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя. – М.: Высш. шк., 1990. – 120 с.

Педагогическое мастерство

Характеристика педагогического мастерства, стадии его становления, структура. Элементы педагогического мастерства, показатели его эффективности. Критерии педагогического мастерства.

Литература

Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя. – М.: Высш. шк., 1990. – 120 с.

Лобанова Н. Н., Косарев, В. В., Крючатов, А. П. Профессиональная компетентность педагога / Рос. акад. образования, С.-Петерб. ин-т образования взрослых, Самар. экон. лицей. – Самара; СПб.: СамВен, 1997. – 107 с.

Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учеб. пособие / Л. К. Гребенкина [и др.]. – 3‑е изд., испр. и доп. – М.: Пед. о-во России, 2000. – 249 с.

Станкин М. И. Профессиональные способности педагога: акмеология воспитания и обучения. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1998. – 363 с.

Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя: метод. пособие. – М.: Высш. шк., 2000. – 166 с.

4  Педагогическое общение Понятие педагогического общения, его типы и виды, функции. Виды речевой деятельности. Этапы речевого акта. Стили педагогического общения. Модели педагогического общения. Вербальные и невербальные средства общения. Литература Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения.– М.: Наука, 1993. – 171 с. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: Наука, 1980. – 238 с. 5  Педагогическая технология Специфика педагогической технологии. Педагогическое взаи­модействие и воздействие. Педагогическое внушение и убеждение. Технология разрешения педагогического конфликта: педагогический конфликт и тактика его разрешения, особенности конфликтов в детском и юношеском возрасте. Культура и режиссура современного учебного занятия (используя опыт педагогов-нова­торов). Литература Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987.– 208 с. Ильин Е. Н. Искусство общения. – М.: Педагогика, 1982. – 110 с. Щетинин М. П. Объять необъятное: Записки педагога. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с. 6  Технология аргументации
и речевого информативного воздействия
Основные положения теории аргументации в технике ведения спора. Технология ведения дискуссии. Техника полемического мастерства педагога. Технология педагогического требования, педагогической оценки и положительного подкрепления: характерные черты педагогического требования, особенности оценочной деятельности преподавателя, технологические правила оценивания, алгоритм создания ситуации успеха. Литература Ананьев В. Г. Психология педагогической оценки // Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 2. – С. 128–268. Петров А. В. Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации. – СПб.: Речь, 2005. – 80 с. 7  Образование как социокультурный феномен
и педагогический процесс
Понятия образования, воспитания, обучения и развития в свете культурно-гуманистической парадигмы. Социализация. Социокультурные условия развития личности. Педагогический процесс как целостное явление.

Литература

Гриценко Л. И. Теория и методика воспитания. Личностно-со­циальный подход: учеб. пособие. – М.: Академия, 2007. – 240 с.

Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие / под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2007. – 576 с.

Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие. – М.: Академия, 2007. – 192 с.

Сухомлинский В. А. Избранные произведения. В 5 т. Т. 3. Сердце отдаю детям.– Киев: Рад. шк., 1980. – 719 с.

Раздел 13  

Методика преподавания
библиотечно-информационных дисциплин




Информационная компетентность личности

Компетентностный подход в современной педагогике. Информационная компетентность личности как базовая компетентность. «Информационная грамотность», «информационная культура», «куль­тура чтения» – связи и размежевание понятий. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех».

Литература

Машарова Т. В., Ходырева Е. А., Харунжев А. А. Педагогическое моделирование индивидуально-личностного развития школьника в информационно-образовательной среде. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004. – 106 с.

Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности // Науч. и техн. б-ки. – 2007. – № 3. – С. 40–48.

Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учеб.-метод. пособие. – Кемерово, 1999. – Ч. 1. – 143 с.

Головко С. И. Специалист: образование, компетентность, новаторство: науч.-практ. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2005. – 143 с.

Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая компетентность подхода в образовании. – М., 2004. – 38 с.

Библиотечныекадры: пути совершенствования профессиональной и социально-психологической компетентности: материалы регион. науч.-практ. конф., 9 дек. 1998 г. – Улан-Удэ: ВСГАКИ, 1998. – 123 с.

Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: сб. ст. / Кемеров. гос. акад. культуры и искусств; науч. ред. Н. И. Гендина, 1999. – 181 с

Паршукова Г. Б. Компьютерная компетенция библиотекарей: структура, диагностика, формирование // Распределенные информационно-вы­числительные ресурсы (DICR): X Всерос. конф. с участием иностр. ученых (6–8 окт. 2005 г., г. Новосибирск) [Электронный ресурс]. – Новосибирск, 2006. – URL: http://www.ict.nsc.ru/ws/list_doc.dhtml?ru+127+6502+S (дата обращения 16.03.2011).

Паршукова Г. Б. Информационные компетентности личности. Диагностика и формирование / Новосиб. гос. техн. ун-т, Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. техн. ун-та, 2006. – 243 с.

Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. – М.: Когито-центр, 2002. – 395 с.

Сборник методик диагностики педагогического мастерства и профессиональной компетентности учителя / Ин-т повышения квалификации. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2001. – 99 с.

Современныеподходы к компетентностно-ориентированному образованию: материалы семинара / под ред. А. В. Великановой. – Самара: Профи, 2001. – 59 с.

Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие / Н. И. Гендина [и др]. – 2-е изд., перераб. – М.: Шк. б-ка, 2003. – 295 с.

Дополнительная литература

Гендина Н. И. Информационное образование и информационная культура личности как факторы развития информационного общества: Восьмая междунар. конф. «Крым – 2001», Судак // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. – М., 2001. – Т. 2. – С. 987–989.

Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы: межвуз. науч. конф., Краснодар-Новороссийск, 23–25 сент. 1993 г.: тез. докл. – Краснодар, 1993. – 249 с.

Паршукова Г. Б., Бовтенко М. А. Информационно-коммуникацион­ная компетенция преподавателя: учеб. пособие / Новосиб. гос. техн. ун-т. – Новосибирск, 2005. – 146,[2] с.: ил.

Паршукова Г. Б. Информационная компетентность инженера: виртуальное пространство: учеб. пособие / Новосиб. гос. техн. ун-т. – Новосибирск: НГТУ, 2005. – 155 с.

Терехов П. П. Специалист социокультурной сферы: педагогическая компетентность. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. – 143 с.

Формирование информационной культуры личности в условиях образовательных и информационно-библиотечных учреждений: материалы обл. науч.-практ. конф. «Информ. культура в контексте новой парадигмы образования: проблемы, поиски, решения», 26–28 нояб. 2001 г. – Кемерово, 2001. – 150 с.

2  Библиотечно-информационные дисциплины
как объект преподавания

Дидактика. Дидактические принципы преподавания библиотечно-информационных дисциплин. Зависимость педагогической дея­тельности от типа библиотеки.

Педагогические технологии. Проблемно- и проектно-ориенти­рованные технологии в педагогике.


Литература

Михелькевич В. Н., Нестеренко В. М., Кравцов П. Г. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2001. – 87 c.

Никитин А. А. Основы дидактики специализированного образования. – Новосибирск: Изд-во ИДМИ, 2001. – 175 с.

Орлов Ю. М. Принципы обучения. – М.: Импинт-Голфстрим, 1998. – 36 с.

Педагогика. Педагогические теории, системы, технология: учеб. для пед. вузов / И. Б. Котова [и др.]; под ред. С. А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2000. – 510 с.

Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии: учеб.-практ. пособие. – М.: Роспедагентство, 1997. – 174 с.

Черниченко В. И. Педагогика высшей школы: курс лекций по разд. «Дидактика». – М.: МГУКИ, 2002. – 120 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: