Преподавание библиотечно-информационных дисциплин как составная часть профессиональной подготовки

Сравнительный анализ форм и методов обучения библиотечно-информационным дисциплинам (БИД). Роль самостоятельной работы в обучении БИД. Общая и частная методики преподавания БИД. Тематика БИД, ее связи и размежевания.

Литература

Александров В. А. Человек в информационном пространстве цивилизации: культура, религия, образование // Библиография. – 2001. – № 3. – С. 106–109.

Высшие библиотечные курсы: учеб.-метод. материалы / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук; сост. Е. Б. Артемьева. – Новосибирск, 2003. – 123 с.

Ефремов О. Ю. Педагогика. – СПб. [и др.]: Питер, 2009. – 256 с.

Каптерев А. И. Применение активных методов обучения как фактор совершенствования профессиональной подготовки студентов библиотечных факультетов к общению с юными читателями // Активные методы преподавания специальных дисциплин на библиотечных факультетах вузов культуры. – М., 1987. – С. 79–87.

Кунце Х. О профессии библиотекаря // Избранное: пер. с нем. – М., 1983. – С. 130–137.

Паршукова Г. Б., Бовтенко М. А. Информационно-коммуникацион­ная компетенция преподавателя: учеб. пособие / Новосиб. гос. техн. ун-т. – Новосибирск, 2005. – 148 с.

Черниченко В. И., Христидис Т. В. Основы профессионально-педаго­гической деятельности библиотекаря: материалы к курсу «Педагогика». – М.: МГУК, 1998. – 280 c.

Чижакова Г. И., Коваль С. А. Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы: курс лекций. – Красноярск: СибГТУ, 2009. – 196 с.

Дополнительная литература

Иванова Г. А. Библиотекарь-педагог: проблемы специализации // Вестн. Библ. ассамблеи Евразии. – 2003. – № 1. – С. 74–76.

Локтюшин Н. Н. Философия педагога: учеб. пособие. – Изд. 2-е, перераб. – М.: МИОО, 2009. – 383 с.

Паршукова Г. Б. Информационное поведение библиотекарей: проблемы и пути формирования // Библиосфера. – 2007. – № 2. – С. 13–15.

Черниченко В. И. Методика профессионально-педагогической подготовки детских библиотекарей в вузе культуры: учеб. пособие. – М.: МГИК, 1993. – 164 с.

Библиотечная педагогика

История становления библиотечной педагогики. Образовательная функция библиотеки как феномена культуры. Н. А. Рубакин, Н. К. Крупская. Теория руководства чтением. Развитие библиотечной педагогики библиотековедами А. Я. Айзенбергом, М. П. Гаст­фером, В. И. Терешиным, а также признание этой дисциплины ведущими учеными в этой области (К. И. Абрамовым, А. Н. Ванеевым, Н. С. Карташовым, О. С. Чубарьяном). Организация работы библиотеки общеобразовательного учреждения:педагогическаядеятельность школьных библиотек. Университетские библиотеки как организаторы чтения студентов и преподавателей. Зарубежный опыт преподавания БИД. Опыт Американской библиотечной ассоциации в преподавании БИД.

Литература

Андреева Н. Е. Библиотечное образование в США // Библиография. – 2001. – № 2. – С. 146–152.

Збаровская Н. В. Библиотечная педагогика (к проблеме «Библиотека и образование») // Библиотечное дело – 2000: проблемы формирования открытого информационного общества: тез. докл. 5-й Междунар. науч. конф. (Москва, 25–26 апр. 2000 г.). – М., 2000. – Ч. 2. – С. 89–90.

Крупская Н. К. Выступление на Всероссийском совещании работников детских библиотек // Педагогические сочинения: в 6 т. – М.: Педагогика, 1980. – Т. 5. – C. 415–423.

Михальченко Е. П. Школьная библиотека как компонент педагогической системы // Шк. б-ка. – 2002. – № 8. – C. 10–12.

Паршукова Г. Б. Библиотека в образовательном пространстве // Место и роль библиотеки в инфраструктуре образовательного пространства: Сибирь и Дальний Восток. – Новосибирск, 2003. – С. 11–23.

Паршукова Г. Б. Информационная педагогика: участие библиотек в образовательном процессе // Информ. бюл. РБА. – 2004. – № 32. – С. 31–35.

Дополнительная литература

Иванова Г. А. Ю. В. Григорьев – теоретик и практик библиотечного образования: 100 лет со дня рождения // Библиотековедение. – 2000. – № 1. – С. 84–88.

Паршукова Г. Б. Информационно-библиотечная среда образовательного пространства региона (на примере Новосибирской области) / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук; науч. ред. Е. Б. Ар­темьева. – Новосибирск, 2004. – 224 с.

Рубин Ю. Б. Современное образование: качество, стандарты, инструменты. – 2-е изд. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2009. – 331 с.

Голубева Н. Л. Семейное чтение в детской библиотеке: учеб.-метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2006. – 88 с.

Симонов В. П. Педагогический менеджмент: ноу-хау в образовании: учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2009. – 357 с.

Подготовка библиотечных специалистов

Система непрерывного образования библиотекарей России. Дополнительное профессиональное образование. Профессиональное библиотечное образование за рубежом. Дистанционное образование. Применение новых информационных технологий в библиотечном образовании. Деятельность Сибирского библиотечного центра непрерывного библиотечного образования.

Литература

Ванеев А. Н. Взгляды на библиотечную профессию в конце ХVII – начале ХIХ века // Науч. и техн. б-ки. – 1992. – № 5. – С. 17–25.

Высоцкая Е. К. Непрерывное образование библиотекарей России: состояние и проблемы // Непрерывное библиотечное образование. – М., 2002. – № 5. – С. 5–10.

Гудаковска И. Последипломное образование сотрудников – залог развития библиотеки // Непрерывное библиотечное образование. – М., 2001. – № 3/4. – С. 63–66.

Коновалова М. П. Дистанционное образование? Это возможно! // Биб­лиотека. – 2005. – № 1. – С. 22–23.

Кузнецова Т. Я. Дополнительное профессиональное образование: научно-организационные основы формирования системы // Библиотека и закон. – М., 2004. – № 17. – С. 343–352.

Лиховид Т. Ф. Библиотечное образование за рубежом // Мир библиогр. – 2004. – № 5. – С. 9–11.

Макул Д. Л. Библиотечное образование и библиотеки США: отражение в глобальной сети Интернет // Библиотечное дело – 2000: проблемы формирования открытого информационного общества. – М., 2000. – Ч. 2. – С. 107–109.

Мартынова Л. С. Непрерывное профессиональное библиотечное образование: «точки роста» // Библиотековедение. – 2003. – № 6. – С. 34–40.

Мелентьева Ю. П. Высшее библиотечное образование: поиск новой концепции и неотвратимость перемен // Информ. бюл. РБА. – 2002. – № 22. – С. 190–196.

Мильчакова Т. В. Непрерывное профессиональное образование – условие эффективного развития библиотеки // Информ. бюл. РБА. – СПб., 2004. – № 32. – С. 46–48.

Паршукова Г. Б. Методы обучения в системах дистанционного образования: учеб. пособие. – Новосибирск, 2003. – 94 с.

Профессиональное библиотечное образование // Библиотека и закон. – М., 2004. – № 17. – С. 16–35.

Соболева Е., Артемьева Е. Непрерывное образование: от методики к жизни // Библиотека. – 2001. – № 9. – С. 73–75.

Сукиасян Э. Р. Библиотечное образование в США. Ч. 1. Учебные заведения: сеть, структура, организация работы // Библиотековедение и библиография за рубежом. – М., 1993. – Сб. 132. – С. 3–19.

Сукиасян Э. Р. Непрерывное образование. Как оно понимается в США // Науч. и техн. б-ки. – 2006. – № 5. – С. 52–60.

Терёшин В. И. Среднее библиотечное образование // Библиотека и закон. –М., 2004. – Вып. 16. – С. 231–239.

Дополнительная литература

Андреева Н. Е. Библиотечное образование в условиях становления и развития новых информационных технологий: тез. докл. // Перспективы непрерывного образования библиотекарей и информационных специалистов. – М., 2000. – С. 59–60.

Артемьева Е. Б., Паршукова Г. Б. Информационно-коммуникативная компетентность библиотекарей // Непрерывное образование специалистов как стратегия развития профессиональной карьеры: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар участием, 22–23 нояб. 2006 г., г. Кемерово. – Кемерово, 2006. – Ч. 1. – С. 87–89.

Артемьева Е. Б. Образовательные ресурсы Сибирского регионального библиотечного центра непрерывного образования Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук // Библиотека как центр сохранения, развития и продвижения культурных ценностей: материалы межрегион. науч.- практ. конф., Новосибирск, 9-12 нояб. 2009 г. – Новосибирск, 2010. – С. 131–133.

Артемьева Е. Б. Сетевые ресурсы по библиотечно-информационной деятельности и возможность их использования в учебном процессе вузов и учреждений дополнительного профессионального образования // Инфор­мационно-коммуникационные технологии в системе культурно-циви­лизованных преобразований: материалы всерос. науч. конф. (Челябинск, 21 окт. 2010 г.). – Челябинск, 2010. – С. 238–244.

Артемьева Е. Б., Калюжная Т. А. Электронные ресурсы ГПНТБ СО РАН в помощь образовательному процессу в вузах // Электронные ресурсы библиотек вузов: проблемы формирования и использования: докл. участников Всерос. науч.-практ. конф. (18–19 нояб. 2009 г., Новосибирск). – Новосибирск, 2010. – С. 20–28.

Артемьева Е. Б.,Паршукова Г. Б. Электронная библиотека по проблемам библиотековедения, библиографоведения, книговедения и информатики [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ict.nsc.ru/ws/show_ abstract.dhtml?ru+127+9272(дата обращения 16.03.2011).

Бакулина Г. В. Непрерывное образование библиотекарей. Комп­лекс­ная многоуровневая программа дифференцированного обучения библиотечных сотрудников в системе повышения квалификации на 2004–2005 годы «Лестница успеха» // Современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей. – Новоуральск, 2005. – Ч. 1. – С. 4–21.

Библиотечные кадры за рубежом: непрерывное образование: выбороч. список лит. // Библиотечные кадры: статус, использование, непрерывное образование. – М., 1996. – С. 153–162.

Каптерев А. И. Профессиональная культура студента: от системы понятий к системе технологий // Московский государственный университет культуры и искусств: 70 лет. – М.: МГУКИ, 2000. – С. 94–103.

Паршукова Г. Б. Технология дистанционного обучения как организация специфической образовательной информационной среды // Библиотечно-информационные ресурсы в научно-образовательном комплексе территории. – Новосибирск, 2001. – С. 58–63.

Паршукова Г. Б., Кулёва О. В. Образовательные возможности Интернет для библиотекарей // Информ. бюл. РБА. – 2004. – № 32. – С. 39–43.

Ричардс П. Обучение стоит дорого: библиотечное образование в США // Библиотека. – 1994. – № 9. – C. 86–88.

Роес Г. Электронные библиотеки и образование: возможности и перспективы // Науч. и техн. б-ки. – 2002. – № 10. – С. 77–89.

Руководитель библиотеки: непрерывное образование в условиях перемен: материалы I Сибирского семинара по непрерывному библиотечному образованию. – Новосибирск, 2001. – 195 с.

Создание ресурсной базы Сибирского регионального библиотечного центра непрерывного образования при ГПНТБ СО РАН: методические подходы и технологические решения / Е. Б. Артемьева [и др.] // Электронные ресурсы региона: проблемы создания и взаимоиспользования: материалы регион. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 25–28 окт. 2004 г.). – Новосибирск, 2005. – С. 106–115.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: