Тема: Виды работ по предупреждению ошибок чтения и письма у детей дошкольного возраста.
Цель:
1. Развивать пространственные ориентировки, используя зеркальные буквы.
2. Развивать зрительное внимание и память, тактильные ощущения
3. Развивать мышление, наблюдательность, концентрацию внимания
4. Развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов, фонематические представления.
5. Формировать связную речь детей на примере словосочетаний
6. Закрепить понятие "родственные слова", составляя предложения с разными словами из разных групп.
7. Закрепить знание о предлоге, как отдельном слове, используя ребусы.
8. Закрепить понятие детей о слогообразующей роли гласных проверить умение детей загадывать самостоятельно слова, состоящие из двух слогов, данных в обратном порядке.
9. Уточнить понятие детей о словосочетании, учить согласовывать существительные с прилагательными.
10. Закрепить представление о предложении, проверить умение составлять предложение из слов, данных в ложном порядке.
|
|
11. Учить чтению слов, написанных разными шрифтами.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра с мячом "Цепочка слов".
Какой сейчас идет месяц? (март).
Это будет первое слово в нашей цепочке. (Мяч передается от ребенка к ребенку, по мере называния слова на заданный звук ребенок садится). Конечный звук предыдущего слова — начало следующего. Например: март — такси — игла — апельсин — нос —
При возможных затруднениях у одного ребенка, обращаются за помощью к остальным детям, а затем вновь предлагается ответить не справившемуся с заданием.
На столе слева и справа разложены карточки с буквами. Дети, перед которыми лежит карточка с верной буквой, молча поднимают руки.
2. Развитие зрительного внимания, пространственных ориентировок, уточнение правильного написания печатных букв русского языка, имеющих "зеркального" двойника.
Игра "Внимательные глазки".
Игра-соревнование проводится по колонкам.
Часть карточек показываются всем сразу, а остальные раздаются индивидуально.
Необходимо назвать верную букву.
Выделение букв из геометрических фигур, развитие мелкой моторики рук.
При проверке дети выходят к доске и указкой обводят контур найденной буквы, а также называют слова, которые ее содержат:
И — индюк, М — муха, У — укроп и т.д.
Фишки в качестве награды за выполнение задания получают дети, не допустившие ошибок в выкладывании букв.
3. Работа с предложениями и союзами, отгадывание слов по ребусам, развитие зрительной памяти.
На доске — картинки с ребусами.
Задание: отгадать слово, выделить предлог и составить с ним предложение:
|
|
Например: Ваня — в первом ребусе предлог "В". Мы ходим в цирк. Слова: Ваня, Наташа, дуб, поле, кот.
Все картинки с ребусами по мере отгадывания переворачиваются, а в конце дети должны вспомнить, какое слово было зашифровано в этом ребусе и составить с ним предложение.
Составление предложений с предлогами, данными на схемах:
4. Чтение и отгадывание слов с пропущенной буквой. Учить выполнять серию заданий.
Задание: отгадать, какая буква потерялась, назвать слово, подобрать к нему родственные слова и составить предложение с данным словом:
гла... | ду... | зу... | су... |
5. Составление слов по заданному звуку. Например, по второму звуку из названий картинок: улитка, тигр, крокодил, банан.
лира — что такое лира? Музыкальный струнный инструмент.
6. Поэтическая пауза. Чтение лирического стихотворения Б.Заходера "Что красивей всего?"
Вопрос детям после прочтения стихотворения: что они считают самым красивым?
Уточнить правильное произношение слова "красивей".
7. Составление слов по заданной букве. Чтение слов, составленных из букв разного шрифта.
Детям предъявляются изографы:
Дети читают слова, показывая указкой буквы. Затем опускают головы на сложенные руки, вспоминают с закрытыми глазами только что прочитанные слова и выделяют новое слово по третьей букве:
часы, слониха, лампа — сом.
8. Определение букв "на ощупь".
Вызываются дети сразу по несколько человек, необходимо с закрытыми глазами по картонному контуру определить букву, придумать с этой буквой слово:
, К, У, Н, Ш, Б, 3
9. Чтение слова по пол-буковке:
лиса заяц волк
Что общего между этими словами? (Обозначают диких животных наших лесов).
10. Подбор слов на обобщающие понятия (игра с мячом) Игра "Добавь словечко"
трамвай, автобус — лимон, апельсин — Лена, Катя — среда, четверг — синий, красный — четыре, пять — кровать, шкаф —...
11. Работа со словосочетаниями (существительное + прилагательное): НОВЫЙ КНИГИ НОВАЯ УТЮГ НОВОЕ ШАПКА НОВЫЕ ПАЛЬТО
Соединить стрелками слова, чтобы получились верные словосочетания.
12. Работа с предложением.
Из написанных на карточках слов, расположенных в неопределенном порядке, составить предложение:
ПТИЦЫ ЖАРКИХ ЛЕТЯТ СТРАН ИЗ (Из жарких стран летят птицы. Птицы летят из жарких стран).
13. Подведение итогов.
Необходимо вспомнить, чем занимались, какие задания выполняли.
ИЗОГРАФЫ
1. Дом | 10. Пенал | 19. Трактор |
2. Аист | 11. Курица | 20. Слониха |
3. Гусь | 12. Сорока | 21. Вертолет |
4. Маяк | 13. Яблоко | 22. Пистолет |
5. Часы | 14. Страус | 23. Парашют |
6. Утюг | 15. Фонарь | 24. Велосипед |
7. Лист | 16. Колокол | 25. Телевизор |
8. Лампа | 17. Луноход | 26. Экскаватор |
9. Сумка | 18. Паровоз | 27. Автомобиль |
Литература
1. Аксенова Э.В., Якубовская А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. — М.: Просвещение, 1991.
2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. — М.: Аурис, Айсберг, 1991.
3. Бурмако В.М. Русский язык в картинках. — М.: Просвещение, 1991.
4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. — М.: Просвещение, 1991.
5. Грушевская М.С. Дисграфия у младших школьников: автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. — М.: 1982.
6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1990.
7. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. "Занимательно о русском языке"" — Л.: Просвещение, 1990.
8. Ильин А.М., Ильина Л.П. "Букварь XXI века" — СПб.: АО "Сфера", 1992.
9. Комарова В.В., Милостивенко Л.Г., Сумченко Г.М. "Соотношение дисграфических и орфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи", сборн. "Патология речи", — СПб.: Образование, 1992.
|
|
10. Корнев А.Н. "Методика раннего выявления дислексии у детей". — СПб., 1991.
11. Пехливанова К.И., Лебедева М.Н. "Грамматика русского языка в иллюстрациях" — М.: Русский язык, 1990.
12. Потапова Е.Н. "Радость познания" — М.: Просвещение, 1990.
13. "Превращения слов", сост. А.В. Полякова — М.: Просвещение, 1991.
14. Садовникова И.Н." Нарушение письменной речи у младших школьников" — М.; 1983.
15. Шибаев А." Язык родной, дружи со мной!" — Л.:Детская литература, 1991.
16. Шкатова Л.А. "Подумай и ответь (занимательные задачи по русскому языку)" — М.: Просвещение, 1989.
17. Ястребова А.В. "Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы" — М.; 1984.
18. Все наоборот: Небылицы и нелепицы в стихах / Сост. Г.Кружков — М.: Просвещение, 1992.
19. "Речевые секреты", под ред. Ладыженской Т.А. — М.: Просвещение, 1992.