Специфика предмета философии: общие черты философии и религии и различие между ними

Специфика предмета философии. Философия и наука: общие черты и различие между ними

Философия- (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, philosophia — любовь к мудрости) — особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия.

Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

· онтология (учение о бытии – это теория, изучающая объекты в их взаимодействии. Главный вопрос онтологии: «Что именно фактически существует?»

· гносеология (учение о познании) – это раздел философских знаний (философская наука, философская дисциплина), в которой исследуется возможность познания человеком мира, а также познание человека самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию; исследуется природа знаний самих по себе и в соотношении с теми предметами, которые в этих знаниях отражаются.

· человек;

· общество.

В настоящее время философия – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Осознание философией своего предмета, целей и задач связано с именем Аристотеля (4 век), который выделяет ВСЕОБЩЕЕ как предмет философии в отличие от частных наук, имеющих дело с отдельными сторонами бытия. Вторым критерием специфики философии является то, что она, в отличие от всех других наук, ДАЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МИРЕ В ЦЕЛОМ.

Сходства:

· есть исходная цель — у обоих сходная цель — дать знания (знания — совокупность убеждений (доказанные положения) о существовании и несуществоавнии тех или иных предметов).

· есть объект и предмет изучения. Объект изучения — направленность на что мы изучаем. Любое знание имеет предмет изучения — наиболее существенные свойства, выделенные в изучаемом предмете.

· Методы — способ получения знаний. Сходство — рациональность (разум) — требуют аргументы, обоснованность, доказательность. Если мысль высказана, она должна быть доказана.

· Метод абстрагирования — мысленное отвлечения от свойств, которые исследователь считает несущественными. Не наблюдаем на чувственном опыте. (на высшем образовании цель — научиться отвлекаться от чувств).

Различия:

для науки:

· объект — объективная реальность, окружающий мир, природа и общество (в первобытке такого не было, появление позже, может быть с возникновением цивилизации или религии). Естественные и социальные науки.

· Предмет — поиск и формулировка законов, (законы — всеобщие необходимые связи между какими — либо объектами). (если А, то Б, при условии С). история законы не ищет, но использует (из серии- всегда есть исключения). Матан тоже искл- не изучает окружающий мир.

· Метод науки — типичные методы — теоретическая часть (совокупность абстракций- понятие классы, общины, структура общества) и эмпирическая часть (от греч. Опыт. Отвечает за доказательства достоверности или недостоверности каких-нибудь знаний). Специфика науки — эмпирическая часть — доказательство по средствами опытов, экспериментов, наблюдений, фактов. Если учёный выдвигает гипотезы, то он должен доказать. Наука возникает в 17-18 веках. Наука — систематическое доказательство знаний, путём опытов.

Вывод — если интерес чела или общ-ва направлен на изучение внешнего мира, выявлении закономерности, если интерес предполагает эмпирическую проверку получаемого знания, то это — наука.

Объект философии — не мир, а человеческие представления (наши знания (наука, обыденность), ценности (представления о желаемом) и продукты человеческой деятельности).

Синоним к философии — метафизика. Возникло в древней греции в 1 в д.н.э. - нечто, за пределами физики.

Значения:

· знания о мире, за пределами физического мира — трансцендентный;

· род знания, выходящий за пределы знания о физическом мире.

 

Специфика предмета философии: общие черты философии и религии и различие между ними

принято считать, что время возникновения сер 1 тыс д н э. Время «Осевое время». Карл Ясперс в 1948 году «истоки истории и её цель». Сущность — время возникновении учений (религии, философии, полурелигии и полуфилософии), которые лежат в основе современного мировоззрения или повлияли на него. «время возникновение современности» в духовном плане, возникновение идей. Христианство повлияло на нас, а вот религии древнего Египта -нет. Некоторые философы — современная философия — комментарии к Платону (нового ничего не было потом создано). Территории от Китая до Греции. Конфуцианство, даосизм, буддизм, раньше возникает религия откровения (религия книги) — иудаизм (время не как цикл, а как линия). В Греции возникает философия 7-6 в д н э. Первые мудрецы. В 1-2 возникает христ-во, в 7 в н э возникает ислам (лекция Мучника).

Общие черты:

· предполагают обращение к личности и человеку, а не к группе

· не слепое подчинение традиции, а к принятию осознанного решения. Личная ответственность. Осмысленное следование традиции.

· Открытие морального измерения человеческого бытия. Появление этических систем. Правил и предписаний к человеческому поведению. Призыв к следованию морали, а не ритуала. Правила требуют выработку от людей специфического умения — применять общие принципы к определённой уникальной ситуации. Применить общий принцип к каждой конкретной ситуации. Моральные правила требуют отказа от бытового рационализма. Пример: жертва Авраама Исаака — просто принеси в жертву ради веры. Показать пределы своей веры. Важная черта в морали — просто выполнять требования. В этом новизна учений.

· Знаменуют появление новых форм сообществ- возникают на основе общности идей (религиозная община). Не на основе территорий и деят-ности как в традиционных обществах.

Осевое время — расцвет (развитие) цивилизации (более сложно организованные общества, возникновение города, социальной стратификации). Общества, где возникает история и люди болезненно реагируют на её проявления. События невозможно забыть, смириться с ними. 1 тыс период возникновение больших цивилизаций. Период, где ярко проявляются неожиданные последствия такого образа жизни. Приходят на смену первобытных обществ. Мифологическое мировоззрение сменяется религией. Миф — более-менее связанные рассказы о деятельности прошлых значимых людей. Скрытый смысл мифов — что должен делать индивид- повторяй действия предков. Повторение = архетипы, первообразы, первообразцы. Пример: Ленин сходил на субботник — теперь все должны сходить на субботник. Ленин — мифологический герой, он дал архетип, мы должны выполнять.

Возникновение цивилизации породило проблемы, которые не могли представить носители мифологического сознания, и эти проблемы надо было решать. Миф не мог решить данные проблемы (пр: социальное неравенство, как относиться к другим- чужим).

Общая черта:

· у религии и философии формируется общая задача: сформировать психологическую и интеллектуальную готовность человека к сложности и многообразию мира, идейно адаптировать к этому миру и его изменениям, превратить в ценность. Сформировать новое мировоззрение (учение о некоторых целях, на которые должен опираться чел и общества). Религия и наука должны сформировать мировоюззрение (но в науке такого нет, наука говорит о том, что есть и чего нет. Не говорит о том, что должно быть). Сходство в попытке формулировать мировоззрение. (твой мир теперь будет таким, научись в нём жить).

· Критикуют житейский опыт человека (здравый смысл) и задача — показать границы житейского опыта. Задача философии и религии — показать ограниченность жизненного опыта. Критика эгоцентризма — убеждение, что все видят мир также, как и я. С другими формами культуры тоже надо налаживать контакты. Неспособность посмотреть на мир глазами других. Также и во времени — тип все так жили и так будут жить. Критика за скептицизм и пессимизм — сомнения в надёжности любых знаний и ценностей. Абсолютизация изменчивости. Всё относительно. Идея меры — не впадать в крайность- умение руководствоваться определёнными учениями или взглядами на мир. Пример: Виктор Франко — создатель гуманистической психологии- в концлагере могли выжить: комунисты, аристократы и верующие. У них были идеи (ну по сути можно вспомнить Гроссмана и Иконников, Мостовский). Концепция давала ответы на вопросы, модели ответов на все возможные ситуации. В христ-ве идея испытаний, коммунизм — Мостовский.

Различия:

· определяющая способность в религии — умение верить. Без доказательств фактами и рассуждениями. Религия вводит особый объект веры — Бог. То, что нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Пытается нашу логику применить к другой логике- вне наших человеческих способов мышления.

Для философии определяющей способностью человека является разум. Все основные положения достигаются путём рассуждения и доказательности. Философ не получает истину в готовом виде (как пророк). Философ должен уметь доказывать. В основе лежит принцип рациональности. Следствие: с точки зрения религии, там, где разум не может ответить на вопросы- он должен уступить место вере. С точки зрения философии — если разум не может ответить на вопрос, значит, этот вопрос не имеет смысла или неправильно сформулированы. Особенности философской рефлексии: разум возлагает определённые требования. Нужно различать вопросы: осмысленные (есть положит и отриц ответы) и бессмысленные вопросы (их существование с точки зрения разума оспаримо или вообще не существует). - пример: есть ли цель у истории? Историю создаём мы. История — специфический способ осмысления деяний. Смысл зависит от нас. Возможность ставить вопросы и получать овтеты вытекает из осознания границ человеческого знания. Задача философии — рефлексия, что нам по силам, как человеческим существам. Если люди или культура задаёт вопросы, выходящие за пределы человеческой возможность — следует искать не ответы, а причины, побуждающие людей задавать такие вопросы. Люди выстраивают свою картину мира, забывают об этом авторстве и думают, что мир так и устроен. Потом начинают задавать вопросы и искать на них ответы, но забыли, что сами создали систему на мир. пр- есть ли цель у мироздания? Цели есть только у людей. Вопрос бессмысленный.

Место возникновения философии — древняя греция 7-6 в д н э. В средние века философия — служанка религии. Была для религии. В европе начиная с 17 в философия освобождается от религии- секуляризация сознания. С этого времени философия — основа мирооззрения западной цивилизации.

 Специфика философии — условия возникновения:

· возникновение в городской среде- все мировоззрения возникают в городах. Торговцы, ремесленники, протоинтеллигенция. Особенности социальной жизни- постонное возникновение нестандартных ситуаций, разработка методологии решения, а не опред решение. Особый политический строй — республики,и которые построены на условиях демократии. Пример: Аристотель «риторика», «логика». Ораторское искусство возникает в республиках и умирает в империях.

Религия опирается на веру. Философия опирается на разум и не вводит недоказуемые объекты.

Отличия философии и религии:

· религия — учение о 2х мирах: имманентный (есть чувственный опыт) и мир трансцендентный (находится за пределами человеческого опыта). Т. Мир сегда выше, чем имманентный мир, провозглашение иерархии миров. Философия приходит к отрицанию Т. Мира. И провозглашает идею единства мира. Вводит разум как единственную доказательную силу. Религия как базис вводит идею спасения смысла человеческого существования (христ-во и будд), идея посмертного существования. Имманентный мир как средство к спасению. Философия отрицает Т. Мир — все возможные цели чела лежат в имманентном мире. 18-20 века — мучительные поиски целей чела в этом мире.

· Европ философия — основные инструменты для достижения чел целей является рост знаний и рост технологий. Все цели человека лежат в это мире- вот почему рефлексия по поводу знания и техники являются одной из задач светской философии и общ-ва. Философия провозглашает идею свободы как хар-ку, опред человеческое существование. Чем больше философия отрицает получение полное окончат знания, тем больше обосновывает идею свободы. Свобода — право выбора человека. История — осмысление опыта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: