Государственные органы в Древней Греции. Общая характеристика древнегреческого права

Подготовка к ОКР по ИГиПЗС

Перечислите общие и особенные характерные черты государственного устройства стран Древнего Востока.

Общие черты государственного устройства стран Древнего Востока

Этапы развития государств:

1 - создание номовых государств.

2 – государственная централизация.

3 – государства-империи.

Государственный аппарат власти

В древневосточных государствах существовали как минимум три основных административных ведомства:

- финансовое (изыскивало средства, необходимые для содержания разветвленного управленческого аппарата, пропитания людей, занятых на работах государственного значения, и т.п.);

- военное (поставляло в страну рабов–иностранцев);

- строительное (обеспечивало строительство, поддержание оросительных систем, прокладку дорог, возведение храмов и пр.).

Коллективные формы производства, незыблемость социальной структуры, огромная роль религии и бюрократии предопределили традиционность древневосточных обществ, а также особую роль государственных институтов. Государство оформилось в восточную деспотию (в переводе с древнегреческого – неограниченная, жестокая власть одного правителя).

Характерные особенности всех деспотических государств:

1) сосредоточение всей полноты власти (законодательной, исполнительной и судебной) у единоличного главы государства;

2) сакральный характер власти правителя или обожествление монарха;

3) наличие подчиненного деспоту разветвленного административного бюрократического аппарата, осуществляющего всеохватывающий надзор за бесправными подданными;

4) постоянный приток рабов как результат завоевательных войн;

5) привлечение в массовом масштабе рабов и крестьян – общинников к работам общегосударственного значения (рытье каналов, возведение дамб и др.);

6) отсутствие гарантированного права собственности;

7) отсутствие свобод, полное подавление личности, безграничная власть человека, ею облеченного, и бездействие закона.

Особенные характерные черты государственного устройства стран Древнего Востока

Древнего Египта

4-й – 3-й тыс. до н.э. в Древнем Египте складывается 40 номов(областей). Во главе каждого – царь, он же верховный жрец.

27-22 вв. до н.э. -- эпоха Древнего царства в Древнем Египте.

Усиление централизации управления.

После царя главным лицом в государственном аппарате был верховный сановник - визирь

21-18 вв. до н.э. – эпоха Среднего царства в Древнем Египте.

Раздробленность страны Почти неограниченная власть номархов Замена независимых правителей областей (номов) новыми, подчиненными царской власти.

16-11 вв. до н.э. -- эпоха Нового царства в Древнем Египте.

Власть фараона абсолютна, его считали посредником между небом и землей.

Главн.чиновник – джати (сердечн.друг), управляющ.царским двором и хоз-вом.

2м главн.сановником гос-ва явл.казначей, управляющ.всем материальным движимым и недвижим.имуществом, осуществл-м надзор за соблюдением всех экономич. указов и контроль за налоговым сбором.

3м по статусу был «начальник работ» - наблюд. за оросительной системой,

4м-управляющ. «домом оружия» - комплектование и обеспечение армии фараона.

Многочисленные чиновники-писцы.

Древнего Вавилона

Вся полнота власти находилась в руках царя. Центр управления — царский двор.

Население делилось на свободных и рабов. Группы населения:

авилум — «сын человека — человек» и

мушкенум — «падающий ниц».

Древнего Китая

Государственный строй Древнего Китая на раннем этапе развития сохранял пережитки военной демократии, а затем вся полнота власти сосредоточилась в руках царя, который был самым крупным рабовладельцем. Должностные лица в государстве делились на

высших гражданских чиновников,

военных чиновников,

советников и

прорицателей.

Древней Индии

а) кастовая (варновая) структура общества;

б) наличие в государственном строе заметных следов военной демократии и республиканских форм правления.

Формы правления в Индии эпохи рабовладения были разнообразными. Наряду с монархическими формами правления в ряде индийских государств существовали республики. Своеобразие рабовладельческих государств в Древней Индии состояло в том, что в них продолжали сохраняться некоторые институты и элементы военной демократии (народные собрания, советы старейшин и т.д.) Царь (раджа или магараджа), хотя и считался представителем бога на земле, но его власть не была безграничной. Брахманы-жрецы влияли на его деятельность.

 

Государственные органы в Древней Греции. Общая характеристика древнегреческого права

Процесс возникновения античных государств имел
очень важную особенность. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, оказались существенным препятствием для политического объединения страны и тем более делали невозможным и ненужным централизованное управление. Таким образом, сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга государств - полисов.

Для истории государства и права наибольший интерес представляют два полиса – Афины и Спарта – как наиболее яркие представители двух государственно-правовых «моделей». В Афинах классического периода преобладал демократический режим, а в Спарте – олигархический.

Примерно к XI-X вв. до н.э. на территории Древней Греции возник
город, названный в честь его богини–покровительницы Афинами.
Управлялись Афины ареопагом – советом старейшин
(предположительно он существовал с VIII в. до н.э.) и девятью ежегодно
избиравшимися из среды аристократов архонтами. Средоточием же
законодательной власти становится народное собрание.

Основными органами власти и управления Афинского государства
являлись: народное собрание; Совет пятисот; гелиэя (суд - 6000 судей), коллегия стратегов; коллегия архонтов.

Верховным органом власти было народное собрание – экклесия,
которая принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала
должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков
полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города,
обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за правильным
воспитанием юношей.

Совет пятисот – булэ – являлся рабочим органом народного собрания.
Он избирался по жребию из числа полноправных мужчин старше 30 лет по
50 человек от филы. Один состав совета функционировал в течение одного
года. Здесь были представлены все разряды афинского населения. По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.

К органам исполнительной власти (магистратам) относились коллегия
десяти стратегов и коллегия девяти архонтов. Основными функциями
коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми
вооруженными силами Афин.

Высшим судебным органом была гелиэя (суд присяжных),
действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6
тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию
архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет.

Древняя Спарта — образец аристократического государства, которое в целях подавления недовольства огромной массы подневольного населения (илотов) сдерживало развитие частной собственности и успешно сохраняло равенство среди самих спартанцев. Организация политической власти у спартанцев была типичной для периода распада племенного строя: два родоплеменных вождя (возможно, как результат объединения ахейских и дорийских племён), совет старейшин, народное собрание. В VI веке до н. э. сложился так называемый «ликургов строй» (укрепление влияния общины Спарты путём уравнивания их в экономическом отношении и политических правах и превращения этой общины в военный лагерь). Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждый год путём гадания по звёздам. Им подчинялось войско, и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах.

Полисная замкнутость каждого из древнегреческих городов-государств предопределила и самостоятельность правовой системы в каждом из них, но в основном они были схожи. Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права, оказавшую заметное влияние на правовые системы других полисов.

 

Источником права в Афинах первоначально был обычай, а в 621 г. до н. э. появилось писаное право - Законы Драконта, запись действующих норм права, и уже с конца VII в. до н.э. основным источником права становится законодательная деятельность верховных органов власти, хотя правовые обычаи продолжают играть важную роль.

Афинское государство представляет собой первый в истории человечества опыт демократической республики. Эта демократия имела ограниченный характер. Она обеспечивала полноправие только свободного населения, распространялась только на тех, у кого родители были афиняне, предупреждая проникновение в ряды афинских граждан чужаков.

 























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: