Три основных фактора внутригрупповой коммуникации: роли, нормы и лидерство.
- Роли – это способ поведения, который считается подходящим для конкретной ситуации; сценарий поведения (написанный родителями, учителями, товарищами по партии и т. п.). Бывают и случаи сопротивления навязываемой роли (подростковый бунт и т. п.). Но и в случае сопротивления, и в случае жертвования частью собственной свободы ради интересов группы (например, тишина в зале во время концерта) мы видим проявление взаимодействия коммуникативной личности и среды, давления среды (в данном случае – группы). Роли проявляются в процессе коммуникации, в дискурсе как речедействии, ведь и сам термин роль заимствован из сферы драмы и означает «отрезок текста».
Индивид исполняет в жизни массу разнообразных ролей. Например, возможные общественные роли коммуниканта-мужчины, исполняемые им в том или ином месте, в то или иное время: семейные, социальные, производственные. Можно выделить и следующие виды ролей:
- возрастные (дитя, подросток, юноша/девушка, взрослый, старик, здесь наблюдается культурно-историческая варьируемость границы между возрастами);
|
|
- половые (они ярко проявляются «по контрасту» при нарушении обычных характеристик роли: плачущий мужчина; сравните объятия и поцелуи у мужчин и женщин). С преувеличением или преуменьшением значимости разделения ролей по половому признаку связаны такие общественные движения, как сексизм, феминизм.
- классовые роли (существуют поведенческие стереотипы у высшего, среднего и низшего класса, что выражается в словах: откушать – есть – жрать, хавать, лузгать (семечки).
- Нормы или правила включают принятые модели поведения, допустимую коммуникативную тактику. Сравните разные модели разговора: одновременный разговор за банкетным столом в дружеской компании и поочередный за семейным обедом.
По мнению американского психолога Б. Такмана, коммуникативные процессы в становлении группы проходят четыре стадии:
- формирования (выделение лидера, постановка задач, правил общения),
- протеста (конфликт индивидов и подгрупп, неприятие лидера и установок),
- нормоустановления (появление стабильной структуры группы, ее норм),
- сотрудничества (преодоление межличностных трений, решение общих задач).
Процесс формирования группы происходит в диалоге между личностью и другой личностью, или – личностью и совокупной личность, если коллектив уже сложился и в него вливается новый член. Основа формирования группы – взаимная уступка, здесь формируется консенсуальная сфера интересов и поступков.
Лидерство бывает четырех типов:
|
|
- автократия (один человек подчиняет других: семья определенного типа, монархия),
- охлократия (властью толпы, от фр. «позволяйте делать»), ср. анархия – мать порядка,
- демократия,
- коллективизм (формальное равенство, но функционально члены группы неравны; этот подтип критикуют за медленное принятие решений, не зря слово парламент в исходном фр. языке значило «болтовня»).
В любом обществе присутствуют и используются все виды, один из них обычно институционализируется (например, через конституцию в обществе в целом устанавливается подчинение власти царя или президента; через «негласные законы» мафии или семьи – власть крестного отца или матери).
19. Виды ролей во внутригрупповой коммуникации и их характеристика.
Можно выделить и следующие виды ролей:
- возрастные (дитя, подросток, юноша/девушка, взрослый, старик, здесь наблюдается культурно-историческая варьируемость границы между возрастами);
- половые (они ярко проявляются «по контрасту» при нарушении обычных характеристик роли: плачущий мужчина; сравните объятия и поцелуи у мужчин и женщин). С преувеличением или преуменьшением значимости разделения ролей по половому признаку связаны такие общественные движения, как сексизм, феминизм.
- классовые роли (существуют поведенческие стереотипы у высшего, среднего и низшего класса, что выражается в словах: откушать – есть – жрать, хавать, лузгать (семечки).
20. Виды лидерства во внутригрупповой коммуникации и их характеристика.
Лидерство бывает четырех типов:
- автократия (один человек подчиняет других: семья определенного типа, монархия),
- охлократия (властью толпы, от фр. «позволяйте делать»), ср. анархия – мать порядка,
- демократия,
- коллективизм (формальное равенство, но функционально члены группы неравны; этот подтип критикуют за медленное принятие решений, не зря слово парламент в исходном фр. языке значило «болтовня»).
21. Нормы внутригруппового общения.
- Нормы или правила включают принятые модели поведения, допустимую коммуникативную тактику. Сравните разные модели разговора: одновременный разговор за банкетным столом в дружеской компании и поочередный за семейным обедом.
По мнению американского психолога Б. Такмана, коммуникативные процессы в становлении группы проходят четыре стадии:
- формирования (выделение лидера, постановка задач, правил общения),
- протеста (конфликт индивидов и подгрупп, неприятие лидера и установок),
- нормоустановления (появление стабильной структуры группы, ее норм),
- сотрудничества (преодоление межличностных трений, решение общих задач).
Барьеры, возникающие в процессе коммуникации.
Барьеры коммуникации
В руководстве людьми большая часть времени руководителя расходуется на межличностные коммуникации. Существует ряд факторов, снижающих эффективность общения, которые получили название "барьеры межличностных коммуникаций". К ним относятся:
· барьеры восприятия;
· семантические барьеры;
· невербальные барьеры;
· барьеры, возникающие при плохом слушании;
· барьеры, возникающие при некачественной обратной связи.
Барьер восприятия.
Люди реагируют не на события, которые действительно происходят, а на то, что воспринимается как происходящее. Это связано с тем, что имеет место избирательность источников информации, избирательное внимание, искажение, запоминание. Возникают так называемые барьеры восприятия. Это:
· первое впечатление (внешность, речь, манера поведения и т. п.);
· предубеждение в отношении себя и других (недооценка или переоценка);
· стереотипы;
· эффект проекций. Человек склонен приписывать собеседнику те положительные или отрицательные черты, которые имеет сам, но которыми вряд ли обладает собеседник;
|
|
· эффект порядка. При общении с незнакомыми людьми больше доверяют и запоминают информацию, поступающую первой (вначале беседы), при общении с друзьями - информацию, поступающую последней.