Роли, нормы и лидерство как элементы внутригрупповой коммуникации

Три основных фактора внутригрупповой коммуникации: роли, нормы и лидерство.

- Роли – это способ поведения, который считается подходящим для конкретной ситуации; сценарий поведения (написанный родителями, учителями, товарищами по партии и т. п.). Бывают и случаи сопротивления навязываемой роли (подростковый бунт и т. п.). Но и в случае сопротивления, и в случае жертвования частью собственной свободы ради интересов группы (например, тишина в зале во время концерта) мы видим проявление взаимодействия коммуникативной личности и среды, давления среды (в данном случае – группы). Роли проявляются в процессе коммуникации, в дискурсе как речедействии, ведь и сам термин роль заимствован из сферы драмы и означает «отрезок текста».

Индивид исполняет в жизни массу разнообразных ролей. Например, возможные общественные роли коммуниканта-мужчины, исполняемые им в том или ином месте, в то или иное время: семейные, социальные, производственные. Можно выделить и следующие виды ролей:

- возрастные (дитя, подросток, юноша/девушка, взрослый, старик, здесь наблюдается культурно-историческая варьируемость границы между возрастами);

- половые (они ярко проявляются «по контрасту» при нарушении обычных характеристик роли: плачущий мужчина; сравните объятия и поцелуи у мужчин и женщин). С преувеличением или преуменьшением значимости разделения ролей по половому признаку связаны такие общественные движения, как сексизм, феминизм.

- классовые роли (существуют поведенческие стереотипы у высшего, среднего и низшего класса, что выражается в словах: откушать – есть – жрать, хавать, лузгать (семечки).

- Нормы или правила включают принятые модели поведения, допустимую коммуникативную тактику. Сравните разные модели разговора: одновременный разговор за банкетным столом в дружеской компании и поочередный за семейным обедом.

По мнению американского психолога Б. Такмана, коммуникативные процессы в становлении группы проходят четыре стадии:

- формирования (выделение лидера, постановка задач, правил общения),

- протеста (конфликт индивидов и подгрупп, неприятие лидера и установок),

- нормоустановления (появление стабильной структуры группы, ее норм),

- сотрудничества (преодоление межличностных трений, решение общих задач).

Процесс формирования группы происходит в диалоге между личностью и другой личностью, или – личностью и совокупной личность, если коллектив уже сложился и в него вливается новый член. Основа формирования группы – взаимная уступка, здесь формируется консенсуальная сфера интересов и поступков.

Лидерство бывает четырех типов:

- автократия (один человек подчиняет других: семья определенного типа, монархия),

- охлократия (властью толпы, от фр. «позволяйте делать»), ср. анархия – мать порядка,

- демократия,

- коллективизм (формальное равенство, но функционально члены группы неравны; этот подтип критикуют за медленное принятие решений, не зря слово парламент в исходном фр. языке значило «болтовня»).

В любом обществе присутствуют и используются все виды, один из них обычно институционализируется (например, через конституцию в обществе в целом устанавливается подчинение власти царя или президента; через «негласные законы» мафии или семьи – власть крестного отца или матери).
19. Виды ролей во внутригрупповой коммуникации и их характеристика.

Можно выделить и следующие виды ролей:

- возрастные (дитя, подросток, юноша/девушка, взрослый, старик, здесь наблюдается культурно-историческая варьируемость границы между возрастами);

- половые (они ярко проявляются «по контрасту» при нарушении обычных характеристик роли: плачущий мужчина; сравните объятия и поцелуи у мужчин и женщин). С преувеличением или преуменьшением значимости разделения ролей по половому признаку связаны такие общественные движения, как сексизм, феминизм.

- классовые роли (существуют поведенческие стереотипы у высшего, среднего и низшего класса, что выражается в словах: откушать – есть – жрать, хавать, лузгать (семечки).
20. Виды лидерства во внутригрупповой коммуникации и их характеристика.

Лидерство бывает четырех типов:

- автократия (один человек подчиняет других: семья определенного типа, монархия),

- охлократия (властью толпы, от фр. «позволяйте делать»), ср. анархия – мать порядка,

- демократия,

- коллективизм (формальное равенство, но функционально члены группы неравны; этот подтип критикуют за медленное принятие решений, не зря слово парламент в исходном фр. языке значило «болтовня»).


21. Нормы внутригруппового общения.

- Нормы или правила включают принятые модели поведения, допустимую коммуникативную тактику. Сравните разные модели разговора: одновременный разговор за банкетным столом в дружеской компании и поочередный за семейным обедом.

По мнению американского психолога Б. Такмана, коммуникативные процессы в становлении группы проходят четыре стадии:

- формирования (выделение лидера, постановка задач, правил общения),

- протеста (конфликт индивидов и подгрупп, неприятие лидера и установок),

- нормоустановления (появление стабильной структуры группы, ее норм),

- сотрудничества (преодоление межличностных трений, решение общих задач).




Барьеры, возникающие в процессе коммуникации.

Барьеры коммуникации

В руководстве людьми большая часть времени руководителя расходуется на межличностные коммуникации. Существует ряд факторов, снижающих эффективность общения, которые получили название "барьеры межличностных коммуникаций". К ним относятся:

· барьеры восприятия;

· семантические барьеры;

· невербальные барьеры;

· барьеры, возникающие при плохом слушании;

· барьеры, возникающие при некачественной обратной связи.

Барьер восприятия.

Люди реагируют не на события, которые действительно происходят, а на то, что воспринимается как происходящее. Это связано с тем, что имеет место избирательность источников информации, избирательное внимание, искажение, запоминание. Возникают так называемые барьеры восприятия. Это:

· первое впечатление (внешность, речь, манера поведения и т. п.);

· предубеждение в отношении себя и других (недооценка или переоценка);

· стереотипы;

· эффект проекций. Человек склонен приписывать собеседнику те положительные или отрицательные черты, которые имеет сам, но которыми вряд ли обладает собеседник;

· эффект порядка. При общении с незнакомыми людьми больше доверяют и запоминают информацию, поступающую первой (вначале беседы), при общении с друзьями - информацию, поступающую последней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: