Разработка и предложения развития этнографического туризма в Хабаровском крае

В Хабаровском крае множество уникальных явлений (памятников истории и природы, редких животных, архитектурных сооружений). Каждое из них может быть названо «чудом», но о большей части из них знают сейчас только жители близлежащих населенных пунктов. Между тем такие «чудеса» могут служить предметом гордости для всех дальневосточников.

Гора Шаманка - два пика белого известняка и мрамора отражаются в глади озера. С белой каменной породой эффектно контрастирует ярко-красный лишайник. Эту гору иначе называют Бурханом – Богом. Если верить нанайской легенде, эта скала на берегу- на самом деле - окаменевшая под воздействием магии великая шаманка. Если вглядеться, можно увидеть ее лицо, а, если прикоснуться к камню- можно почувствовать, что он теплый. Скала теплее остальных камней примерно на 10 градусов, и научного объяснения этому пока не найдено. На Шаманке растут цветы, каких нет больше нигде в округе, и точно установлено: стоит сорвать хоть один цветок- погода обязательно поменяется: Шаманка при жизни была кокеткой и до сих ни с кем не хочет делиться украшениями. Гора Шаманка – это мыс острова Ольхон, самого большого на Байкале. Красивейшая легенда гласит, что мыс Бурхан – земная резиденция великого духа Хан Хутэ-баабая. Два других его призрачных дворца находятся один – на небесах, другой – под землею. Мыс соединен с островом узким перешейком, а внутри того пика, что ближе к берегу, есть сквозная просторная пещера. Необыкновенная красота мыса внушала трепет бурятам, с давних пор селившимся на Ольхоне, и Шаманка так и названа потому, что являла собой важнейший центр шаманизма. Только шаману дозволено было заходить в пещеру, и внезапное его появление с другой стороны на самом пике горы потрясало свидетелей этого чуда. Возможно, прохождение через пещеру было частью обряда инициации, в котором вход и выход символизируют смерть и возрожденье[9]. Священная пещера, обиталище древних духов, вызывала такое почтение, что даже проходящим мимо коням обвязывали копыта кожей, чтобы приглушить цокот. Можно было проехать мимо горы только на санях или лыжах, но никак не на транспорте на колесах. Особенно строго был запрещен доступ к пещере женщинам и детям. В роще неподалеку от мыса было кладбище шаманов, тоже почитавшееся как святыня. Другое название мыса – Бурхан – связано с более поздней его историей, когда остров стал большим буддистским центром, оставаясь при этом и оплотом шаманизма. Археологические находки говорят о древней богатой истории Шаманки. Здесь найдены и наскальный рисунок, похожий на бубен, и надпись на языке, близком к языкам Тибета. Время, когда были созданы эти надписи и рисунки, ученым пока неизвестно. Особенно много следов былых цивилизаций скрыто на перешейке, соединяющем остров с мысом[2].

Согласно еще одной легенде, неподалеку от горы Шаманки находится и могила Чингисхана, однако вряд ли эти сведения надежны.

Северный олень - это не просто домашнее животное, это- основа жизни всех северных народов. Каждому эвенку при рождении дарили молодую оленицу, и, когда ребенок вырастал, у него уже было целое небольшое стадо. Эвенки жили там, где было много оленьего корма - ягеля, они мерили богатство оленями, и представить свою жизнь без оленей эвенки просто не могли. Когда северные народы пытались приучить к оседлой жизни, ничего хорошего не вышло: оторванные от своего спутника и покровителя- северного оленя- эвенки быстро спивались и опускались. Сейчас в тундре снова растут оленьи стада: эвенки возвращаются к своему привычному образу жизни.

Николаевские останцы - невозможно поверить, но эти крепости- просто остатки вулканической лавы, которые “обтесал” суровый ветер Николаевского района. Такие “останцы” частенько встречаются в местах прошлых извержений вулканов, но они всегда единичны, а чтобы их было так много. Целый древний город[23].

Петроглифы Сикачи-Аляна - когда-то вся Земля была очень горячая, и камни плавились от жары. Боги забавлялись этим и рисовали пальцами на расплавленных камнях забавные рожицы. Потом великий охотник спас Землю от нестерпимого жара, а рисунки богов так и остались. Так гласит нанайская легенда. На самом деле никто не знает, как появились рисунки на камнях- они гораздо более древние, чем самая старая нанайская сказка. Петроглифы Сикачи-Аляна появились в то же время, что и древнейшие египетские пирамиды, и они еще более загадочные.

Горный хребет Дуссэ-Алинь - это “затерянный мир” посреди Хабаровского края. Район представляет собой труднодоступное горное плато, на котором скрыта от человеческих глаз горная страна: чистейшие озера, красивейшие водопады, уникальные животные. Так называемый “ленок пучеглазый” водится только там, в озере ледникового происхождения Карбахон. Как и книжный “затерянный мир”, Дуссэ-Алинь покоряется только самым отважным. Путь туда далек, труден и опасен, но тот, кто все-таки доберется до горного плато, будет вознагражден зрелищем сказочной красоты[13].

Река Амур - в общемировом рейтинге рек она занимает девятое место по протяженности, 4444 км и десятое – по площади бассейна, 1,85 млн. кв. км. Образуется в результате слияния рек Шилка и Аргунь на территории Читинской области. Наиболее крупные водные объекты бассейна - реки Зея, Бурея, Сунгари, Уссури, Амгунь, озеро Ханка.

Пространственно бассейн располагается на территории трех государств – России (53 % площади бассейна), Китая, Монголии (47 %). С этой точки зрения Амур имеет трансграничное и международное значение. В бассейне р. Амур на территории России, Китая и Монголии проживает свыше 75 млн. человек, более 90 % населения приходится на долю КНР. Это предопределяет сложности в установлении согласованного режима охраны и использования водных, биологических и иных ресурсов, не говоря о проектах хозяйственного развития. Амурский бассейн характеризуется высоким ландшафтным разнообразием: это, прежде всего, дальневосточные прерии Ханкайской низменности и богатые кедрово-широколиственные леса Сихотэ–Алиня, альпийские тундры Станового хребта и Даурские степи. Ценнейшими Амурскими ландшафтами являются водно-болотные угодья широким зеленым поясом тянущиеся вдоль всего Амура и крупных притоков. Амурский водно-болотный комплекс является местом воспроизводства рыбных стад и важнейшим миграционным коридором для миллионов птиц. Как объект общемировой ценности водно-болотный комплекс Амура был признан одним из самых приоритетных пресноводных экорегионов Планеты[12].

Хэй-лун-дзян (река Черного дракона) - так называют Амур китайцы, справедливо подметившие когда-то ее темные воды и извилистость русла. Существует одна оригинальная теория, объясняющая происхождение слова "амур". Она уволит нас в глубину человеческой истории. По мнению некоторых исследователей, слово "амур" могло произойти от имени первобога Ура (эллинский вариант - Уран). Бог Ур присутствует и в названии проторусской столицы - Ура, и в победном кличе русских "ура", и в названии самого народа - урусы (то есть русские). Вошел "ур" и в название реки Амур.

Древние жители считали, что Амур- это огромный дракон, заснувший на песке. Прибрежные ивы- его чешуя, поэтому шаманы делали из ивовых веток свои магические украшения. Амур- и в самом деле особенная река, не похожая ни на какую другую. Он постоянно чуть-чуть меняет русло, как будто дракон поворачивается во сне. Дракон дарит несметные богатства- уникальные виды рыб. Во время Великой Отечественной войны амурские жители не голодали так, как жители более западных областей страны- исключительно благодаря амурской рыбе. До сих пор в амуре водится дракон настоящий- доисторическая рыба калуга (самая крупная в мире речная рыба- до тонны весом). Люди, конечно, вели себя плохо, пока дракон Амур спал: рыбы осталось в реке мало, вода грязная, но, если мы возьмемся за ум, восстановим поголовье калуги и уменьшим количество вредных отбросов, Амур останется таким же величественным, каким был тысячи лет[21].

Киинские писаницы (петроглифы) - один из шести памятников “письменного творчества” древних жителей Приамурья. Писаницы менее “раскручены”, чем петроглифы Сикачи-Аляна, но не менее ункальны. Выдолбленные на скалах рисунки поражают точностью линий. Ученые ДВ отделения Академии наук даже “поставили эксперимент”: фотографии киинских петроглифов они превратили в компьютерную модель. Так вот, модель оказалась такой правильной, что практически невозможно предположить, что рисунки делались без применения точных измерительных приборов. Это- несколько тысяч лет назад (“древность” рисунков доказана)! Выходит, жители Приамурья были не менее цивилизованны, чем строители египетских пирамид!

Раскопки на Хехцире - Хехцирский археологический район - все равно что раскопки Древнего Рима посредине Рима современно: это совсем рядом с шумным Хабаровском, в двух шагах от заброшенного дачного поселка, и каждый метр вглубь земли- это один шаг вглубь веков. Почва здесь буквально напичкана остатками Осиповской культуры. Видимо, это и есть самая древняя цивилизация на Амуре, а названа она Осиповской в честь расположенной неподалеку Осиповки. Такое вот смешение прошлого и настоящего. И всё - у нас под ногами.

Ледяная пещера Кодзяма. Спуститься в пещеру Кодзяма- это совершить экскурсию в загробный мир. Естественно, что такая экскурсия совершается не торопясь, обстоятельно, с совершением множества обязательных ритуалов. Экскурсоводы из числа местных жителей по сложившейся традиции ведут любителей экстрима сначала к одной священной скале, потом к другой: если по дороге их не посетить, возвращение из-под земли не гарантируется.

Амурские столбы. находится около пос. Нижнетомбовский, расстояние между ними около 25 километров, и главное препятствие – их разделяет река Амур. Подойти или подьехать к Амурским столбам можно или по дороге, или по реке на судне «Комета». Рядом с поселком проходит дорога с регулярным автобусным сообщением. По реке постоянное движение рейсовых теплоходов. Ветка для поездов заканчивается в этом направлении в городе Комсомольск на Амуре. Активное движение с рюкзаком нужно начинать после переправы на катере на другую сторону Амура. Место называется "Опытное поле". Дома, есть колодец. Удобная поляна для размещения лагеря на берегу Амура. Точно не известно: то ли это природа сотворила такое чудо, то ли древние амурские люди- совсем как древние египтяне- умудрились установить таких колоссов. Нанайцы считали, что это окаменевшая семья великого шамана. О том, как именно она окаменела, рассказывает множество легенд.

Болоньский заповедник. Государственный природный заповедник "Болоньский" был создан 18 ноября 1997 года постановлением Правительства РФ от 18 ноября 1997 года № 1444. Заповедник находится в наиболее низкой части Средне-Амурской низменности и охватывает низовья (устьевую часть) бассейна р. Симми и ряда других, впадающих с запада в оз. Болонь. Заповедник расположен в Амурском и Нанайском районах Хабаровского края. Заповедник создан в первую очередь с целью охраны ценных водно-болотных угодий Приамурья - мест гнездования и пролетных скоплений многих видов птиц. Охраняются малонарушенные широколиственные леса и болота с ценной, во многом эндемичной флорой. Заповедник расположен вокруг заповедного озера Болонь, в котором, если верить нанайским сказкам, водятся водяные драконы- пуймуры. Пуймуров, правда, давно уже в этим местах не видели, зато в заповеднике сохранилось великое множество редких растений и животных. Чтобы до них добраться, съемочной группе пришлось ехать на вездеходе: другой вид транспорта через таежные дебри не пройдет[27].

Гора Ко (Ведьмина гора) высотой 2003 метра находится на юге Хабаровского края и образует наивысшую точку хребта, формирующего северную границу бассейна реки Катэн в ее верховьях. С горы Ко берет начало река Ко — правый приток Катэна. На топографической двухкилометровой карте юго-востока Хабаровского края вершина Ко и близлежащие вершины отмечены обширными пятнами гольцов. Гора удалена от населенных пунктов и посещается туристами редко. Экспедиции на Ко в прошлом столетии обычно забрасывали вертолетом. Из картографического обеспечения экспедиции в наличии была только вышеупомянутая двухкилометровая карта. Более подробные километровые карты района в период подготовки экспедиции достать не удалось. GPS-приемника на тот момент в распоряжении участников экспедиции также не было, так что задачи навигации пришлось решать классическими методами. Древние люди считали, что на этой горе живут злые духи, и обходили ее стороной. Прошли тысячи лет, но гору все так же обходят стороной. И правильно делают: на ее склонах регулярно гибнут смельчаки, все-таки рискнувшие ее покорить. Склоны усеяны каменными “шипами”, погода меняется в течение нескольких секунд, чаще всего висит густой туман, ориентироваться на местности очень сложно. Заблудиться и “попасть к злым духам”- пара пустяков. Тем не менее ученые считают гору Ко “жемчужиной Сихоте-Алиня”. А уфологи уверены, что гора Ко- это стартовая площадки инопланетных кораблей, которые замаскировали свой космодром среди каменистых вершин и кедрового стланника. Опровергнуть это или, наоборот, найти доказательства пребывания на Ведьминой горе Чужих - пока никому не удалось[26].

Маяк в Советской Гавани. Маяк был установлен по Указу государя-императора - после того, как в Императорской Гавани потерпел крушение корабль, заблудившийся в тумане и налетевший на скалы. Маяк был сделан по последнему слову техники конца 19 века: хрустальные линзы заказали в Париже (луч света, проходящего через хрусталь, был равен свету 15000 свечей), а рядом с маяком поставили колокол, чтобы в туманную погоду предупреждать капитанов о близости скал не только светом, но и звуком. Сейчас есть и более совершенные навигационные системы, но маяк в Советской Гавани все равно постоянно находится в рабочем состоянии, у него даже хрустальные линзы все те же - из Парижа. Едва ли где-то в мире сохранился в таком отличном состоянии маяк 19 века.

Вяземские теплые ключи. Как рассказывают местные жители, это чудо обнаружили зэки, которые в сталинские времена работали неподалеку от этих мест. “Заключенные каналоармейцы” приходили к источнику напиться и освежиться- и таежный ключ восстанавливал им силы и здоровье. В чем секрет этой воды- так и не выяснено: ученые не нашли в ней ничего особенно полезного, рыба, которая водится в этом озерце, горькая и невкусная, но жители окрестных сел рассказывают про чудеса исцеления от всевозможных хворей благодаря этим ключам. Сами они предпочитают использовать теплые ключи как джакузи и советуют приезжать купаться зимой, когда эффект исцеления особенно силен[4].

Большехехцирский заповедник - расположен в Хабаровском районе Хабаровского края, в 15-20 км южнее Хабаровска, в пределах хребта Большой Хехци́р. Западная граница охраняемой территории проходит по берегу Уссури, рядом с государственной границей России; юго-западная и южная — по руслу Чирки, притока Уссури; восточная и северо-восточная обходят освоенные земли, протягивающиеся вдоль железной дороги и примыкающие к пригородам Хабаровска. Легенда гласит, что Хехцир образовался из-за падения на землю звезды. После столкновения с поверхностью планеты гигантского метеорита земная кора вздыбилась- так и образовались эти горы. Еще одна легенда гласит, что Хехцир получил свое имя от нанайского охотника Хехчира, который промышлял в этих местах. Хехчир был великим охотником, и именно ему принадлежали право ловить зверей в этих горах, богатых и кабанами, и медведями. Сейчас Хехцир- один из уникальнейших уголков сохранившейся природы: разнообразие видов здесь намного превосходит средние показатели по Дальнему Востоку, причем среди растений и животных много тропических. Хехцир совсем рядом с Хабаровском, но здесь можно встретить и тигра, и косулю, и даже такое животное, которое науке пока неизвестно[25].

Амурский мост. Из истории первые изыскания по строительству железнодорожного моста в районе Хабаровска были проведены в 1895 году, но в связи со строительством КВЖД были прекращены. Вновь вопрос о сооружении Амурской железной дороги и моста был поставлен в связи с поражением Российской империи в русско-японской войне. С 1906 года изыскания моста почти не прерывались вплоть до окончательного выбора направления. Был объявлен конкурс на лучший проект Амурского моста, в нем приняли участие ведущие инженеры-мостостроители, рассматривались варианты строительства тоннеля под Амуром. Окончательно самым подходящим был признан проект, «привязанный» к деревне Осиповка, находившийся в 8 км от Хабаровска. Лавр Дмитриевич Проскуряков — автор проекта Амурского моста, а Григорий Петрович Передерий — спроектировал железобетонную арочную эстакаду (западный проход к мосту). Постройкой моста заведовал инженер путей сообщения Б. И. Хлебников, старшим производителем работ был инженер В. А.Пинус, его помощником — М. И. Малышев. Торжественная закладка моста состоялась 30 июля (12 августа) 1913 года в присутствии приамурского генерал-губернатора Н. Л. Гондатти. По проекту срок ввода в эксплуатацию был назначен 1 октября 1915 года, то есть на строительство было отведено всего 26 месяцев. Металлические фермы для моста изготавливались в Варшаве, затем в разобранном виде доставлялись в Одессу, оттуда морским путем во Владивосток, где их перегружали на железнодорожные платформы и везли в Хабаровск. Сборка 18-ти ферм происходила на месте. Сдать мост в срок помешала Первая мировая война — осенью 1914 года в Индийском океане германский крейсер «Эмден» потопил пароход с двумя последними фермами, которые затем пришлось заказывать в Канаде. Кроме того на войну были мобилизованы опытные рабочие. 5 (18) октября 1916 года мост был освящен и открыт для постоянного движения. Стоимость его сооружения составила 13,5 млн рублей. Его конструкция получила золотую медаль Парижской выставки одновременно с конструкцией Эйфелевой башни. Его построили в рекордно-короткие сроки, всего за 4 года (причем в условиях Первой мировой войны, когда германский флот топил пароходы, на которых пролетные строения сплавляли из Европы на Дальний Восток). Во время его строительства клепальщики получали по рублю золотом (бешеные деньги в то время) за каждую клепку. Его взрывали во время гражданской войны (два восстановленных пролета потом отличались от остальных). Его сбросили с опор, чтобы построить заново, и одна из его старых полукруглых ферм теперь- самый крупный в мире экспонат музея. Его и называли всегда так - Амурское чудо[24].

Шантарские острова - расположены в юго-восточной части Охотского моря на территории Тугуро-Чумиканского района. Это заказник федерального значения, привлекающий туристов уникальностью ландшафтов, заросшими хвойным лесом скалами, сотнями водопадов на горных речках. Только на 1,5-2 месяца очищаются их прибрежные воды ото льда. Ещё в июле здесь плавают огромные айсберги, а уже в октябре выпадает снег, хотя находятся они на широте Москвы. Частые туманы на островах чередуются с редкими, но сильными штормами. На островах бесчисленное количество скал и кекуров, десятки водопадов низвергаются с обрывистых Шантарских берегов. Неповторимы реки и озера. Самое крупное из которых – озеро Большое с впадающей в него рекой Оленьей. Когда-то на Шантарах жили люди, сейчас же кроме работников метеостанции на островах никого нет. Зато в реках и озёрах обилие рыбы, по берегам бродят медведи, стоит гвалт от птичьих базаров, а в море плавают киты, касатки и огромное количество тюленей. Шантарские острова являются не только жемчужиной Охотоморья, но и невероятно интересны для туристов и путешественников со всего мира. Шантарский Архипелаг находится вдали от населённых пунктов: в 100 км. к западу находится пос.Чумикан, на таком же расстоянии к Югу вымирающий пос.Тугур, в 400-х километрах к Северу - г. Николаевск-на-Амуре. Этим и объясняется то, что на Шантарах сохранилась девственно чистая природа и животный мир. Это - один из самых труднодоступных уголков Хабаровского края. Добираться туда очень трудно и долго, путешествовать по Шантарам - просто опасно для жизни, но сотни хабаровчан ежегодно отправляются на далекие острова, потому что, по их же словам, только там живут по-настоящему. Это - кусочек дикой природы, не испорченной человеком. Оказавшись на Шантарах, человек живет так, как жили его предки - охотники, путешественники, первооткрыватели земель. Это настоящая драгоценность (в буквальном смысле): некоторые скалы на Шантарах - из полудрагоценных камней (например, из яшмы)[4].

Озеро Амут - горное озеро Амут расположен в центральной части хребта Мяо-Чан (Мяочан) на высоте около 740 метров. Озерная котловина образовалась в тектоническом разломе между двумя крупными базальтовыми плато. Вершины, окружающие озеро, достигают высоты 900-1100 метров. С высоты около 880 метров начинается исток реки Амут. Она впадает и вытекает из < озера. Длина озера 450 метров, ширина 130 метров. Характерная черта Амута - это его неоднородность по термическому режиму. В летний период наблюдается непостоянство температурных показателей (до 5-6°С) в верхних слоях воды из-за сгононагонных явлений. В целом в характерны низкие температуры. Прозрачность воды различна и определяется интенсивностью водообмена и степенью развития планктона. Это самое чистое и прозрачное озеро в Амутской котловине[21]. Это- уникальное горное озеро в Солнечном районе. Уникальность его прежде всего в том, что оно как бы “появилось ниоткуда”: озеро неожиданно заметили и описали во время экспедиции, возможно, что оно образовалось совсем недавно, а может- миллионы лет назад (как озеро возникло, ученые не выяснили). Амут очень глубокий и напоминает Байкал в миниатюре. Вокруг озера уникальный микроклимат, туда приезжают лечиться, отдыхать, тренироваться (зимой там готовятся лыжники) и даже молиться (для представителей самых разных конфессий Амут- объект паломничества, они утверждают, что там невероятная концентрация благодати). Дно озера пока не изучено, и там может оказаться все что угодно[22].

Шереметьевские камни – это наскальные изображения, сделанные жителями Приамурья еще до начала строительства египетских пирамид. По некоторым предположениям, они отмечали границы древних царств. Среди рисунков можно разглядеть лотос (возможно, герб одного из царств). В отличие от широко-известных Петроглифов Сакичи-Аляна, Шереметьевские камни не стали объектом паломничества туристов, так как находятся в непосредственной близости от пограничной заставы. Зато они прекрасно сохранились[29].

 

 

Заключение

Хабаровский край входит в число крупнейших по размерам административно-территориальных образований Российской Федерации, расположен в центральной части российского Дальнего Востока. Граничит с регионами Дальневосточного Федерального округа, а так же с КНР. Туристский потенциал Хабаровского края один из самых богатых и разнообразных в стране, что позволяет развивать туризм всех видов, ориентированный на внутренний и внешний рынок. Среди туристических ресурсов в крае преобладают природные. Хабаровский край отличается своим биологическим и этнографическим богатством, своими историческими памятниками. Практически в каждом районе края найдется то, что может привлечь даже искушенного туриста. Это и всемирно известные петроглифы Сикачи-Аляна (Хабаровский район), и озеро Амут (Комсомольский район), и Чукчагирское озеро (район им. Полины Осипенко), и царская дорога (Верхнебуреинский район) и многое другое. Для России аборигенный и экологический туризм – явление относительно новое, но хорошие примеры успешной реализации проектов уже имеются на Камчатке и Алтае. Теперь очередь Хабаровского края, располагающего уникальным природным потенциалом, национальная культура которого представлена восемью этносами. В завершении семинара его участники посетили выставку «Спорт, туризм, отдых», проходившую в краевом центре. Особый этнографический ареал образуют коренные народы Приамурья: нанайцы, удэгейцы, ульчи, нивхи, орочи. На берегу р. Амур в 75 км от г. Хабаровска открыт единственный в своем роде археологический памятник «Сикачи-Алянские петроглифы» (наскальные рисунки древних жителей, относящиеся к 12 тысячелетию до н.э.). Познакомиться с национальной культурой и обычаями коренных малочисленных народов Севера, проживающих в крае, можно в национальных селах, где созданы этнографические музеи, мастерские народных художественных промыслов. Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов представляют интерес для развития этно-экологического туризма. Наиболее перспективными направлениями развития туризма в крае являются: культурно -познавательный, экологический, приключенческий, этнографический и круизный. Самобытность культур, национальные кухни, вымирающие традиции, шаманство- вся эта экзотика манит и завораживает. Коренные малочисленные народы становятся популярнейшим средством для привлечения туристов.

 

Список использованной литературы

1. Токарев С.А. «Этнографический туризм» учеб. Пособие: высш. Шк. 1978г.

2. Под научной редакцией Б.А. Воронова «Потенциал и перспективы развития туризма Дальнего Востока» (Сборник материалов V международной научно- практической конференции, г.Хабаровск) 2002г.

3.  Н.А. Томилов «Проблемы этнографического изучения народной городской культуры» 2008г.

4. Официальный сайт Хабаровского края http://www.khabkrai.ru

 5. «Дальневосточный федеральный округ. Шаг в XXI век» В. Смирнов 2001г. стр. 54

6. Журнал «Печатный двор Дальний восток» Иванцова С.Н. – зав. Отделом краеведческой библиотеки ПГПБ им. А.М. Горького. №1, 2001г. стр. 26-27

 7. «Путеводитель по приморью-2001. Камчатка. Хабаровский край» 2001г. стр. 142-146

8. Газета «Время новостей» 17 февраля 2009г. №365 стр 37-40

9. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главы администрации Хабаровского края от 26.12.1997 N 552 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ НА 1998-2000 ГОДЫ". Стр 60-64

10. Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии «Rata news» Три составляющих и три надежды хабаровского туризма shttp://www.ratanews.ru/news/news_26032010_4.stm

11. Амурский областной краеведческий музей им.Г.С Новикова-Даурского http://www.museumamur.ru/eksposition/id3.html

12. Сайт Хабаровского края «Путешествия и отдых в Хабаровском крае» http://www.adm.khv.ru/invest2.nsf/Tourism/EthnographicalRus

13. Единая информационная система Туризм в России «Хабаровский край» http://www.rostur.ru/russia/habarovskiy

14. Ольга Винайкина ИПЦ КМНС «Мэдэ-Центр», Хабаровский край 09г.

15. «Народы дальнего Востока XVII-XX вв.» Крейнович Е.А. 2004г. стр. 347-390

16. «Дальний Восток России» - Институт Истории, 1997г. Стр.17

17. «Архив» - №4 2006г., Вараксина Л.А., стр 18-20

18. Журнал «Экспертиза» №3 2009г. Голобкова Я.А., к.и.н., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Хабаровского пограничного института ФБС России стр.43-45

19. Википедия – «Хабаровский край» http://ru.wikipedia.org/wiki/Хабаровский_край

20. издание "Хабаровский край" ИД "Приамурские ведомости" стр 4

21. «Святой источник» Гаврилов Б.А. 2006г. стр. 8-9

22. «AQVA expert» Данилов Л.Д. 2009г. стр.78

23. «Чудеса России» http://www.ruschudo.ru/miracles/250/

24. Викепедия «Хабаровский мост» http://ru.wikipedia.org/wiki/Хабаровский_мост

25. Викепедия - «Большехехцирский заповедник» http://ru.wikipedia.org/wiki/Большехехцирский_заповедник

26. «Экспедиция на гору Ко»2001-2010 ООО "ПК Лимонник"

27. «Болоньский заповедник» ООПТ России. Информационно-справочная система Тягунин В.А. http://oopt.info/bolon/

28. «Восхождение на столб «Шаман» (массив «Амурские столбы»)» Mountain.RU http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1400

29. «1001 чудо света» Оксана 2007г. стр. 265

30. «Далёкое прошлое Приморья и Приамурья» Окладников А.П., Деревянко А.П. Владивосток: Дальневосточное К.Н. Изд-во 1973г. стр.377-381

 

 

Приложение А

Карта Хабаровского края

 

Приложение В

Река Амур

 

Приложение С

Петроглифы Сикачи-Аляна

 

Приложение D                              

Нанайцы

 

Приложение Е

Ульчи

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: