Воспользуйтесь поиском на сайте www.mydisser.com

Хозяйствующие субъекты самостоятельно выбирают вид деятельности, место размещения, способы и степень минимизации отрицательного воздействия на окружающую среду. Задача местных органов управления состоит в создании нормативно-правового поля, под воздействием которого выбор предприятия не будет противоречить стратегии развития региона. При этом они руководствуются принципами, определяемыми едиными для всей территории Украины положениями экологической политики.

Несмотря на возникающую на мезоуровне дифференциацию регионов по приоритетным направлениям развития, на макроуровне будет соблюдаться определенная взаимозависимость между условиями и результатами функционирования предприятий, которые влияют на природно-ресурсный потенциал, а также зависящих от его качества [147].

Так, снижение объемов промышленного производства приведет к сокращению загрязнения в масштабах страны, однако уменьшатся и доходы населения, что формирует предпосылки к снижению прибыли, например, рекреационных объектов и, соответственно, невозможности выкупа ими разрешений на загрязнение. В этом случае промышленным предприятиям также нецелесообразно выкупать лицензии на загрязнение окружающей среды даже по ценам, которые снизились под влиянием рыночного механизма. В итоге наблюдается нарушение баланса социальных, экономических, экологических интересов, что следует признать отрицательным явлением.

В то же время, при развитии промышленного производства доходы населения возрастают, и оно согласно тратить больше средств на отдых и оздоровление. Это увеличит прибыльность предприятий рекреационного профиля и позволит выкупать дополнительные лицензии на загрязнение. Однако промышленные предприятия должны предпринимать действия по совершенствованию производственных процессов на инновационной основе при условии обеспечения необходимой прибыльности, что в конечном итоге будет сопровождаться сохранением баланса интересов

Для наиболее полного использования природно-ресурсного потенциала необходимо создание эффективного механизма расходования средств, получаемых от продажи квот на выбросы. Целесообразно предусмотреть целевое использование этих поступлений для проведения мероприятий по сокращению нагрузки на окружающую среду.

Следует отметить, что предложенный вариант не сводится к простому переносу предприятий в соответствующие функциональные зоны. Выделение территорий, в которых загрязнение недопустимо, не приведет к увеличению нагрузки в промышленных зонах сверх существующей. Как показано в докладе Римского клуба «Фактор четыре. Удвоение богатства, двукратная экономия ресурсов» [148], можно одновременно с ростом производства уменьшать площади промышленных зон и снижать интенсивность антропогенного воздействия. Авторы доклада утверждают, что возможно улучшение качества жизни при уменьшении нагрузки на окружающую среду, причем большинство технологических решений для этого уже существует в настоящее время. Это дает основание предполагать, что и в Украине на уровне отдельных областей может происходить экономический рост при снижении объема выбросов загрязняющих веществ.

Для некоторых видов источников загрязнения, например, для ТЭЦ, размещение которых невозможно сконцентрировать в промышленных зонах, допустимо установление лимита выбросов не для конкретной функциональной зоны, а для всей территории населенного пункта.

Торговлю эмиссионными квотами следует осуществлять для наиболее распространенных и небезопасных загрязняющих веществ, установив лимиты таким образом, чтобы ни отдельные вещества, ни их смеси не наносили ущерба среде. В настоящее время к веществам, выбросы которых в атмосферный воздух подлежат регулированию, относятся: оксиды азота, бензапирен, диоксид и другие соединения серы, оксид углерода, микрочастицы и волокна, свинец и его соединения, формальдегид, металлы и их соединения, органические амины, летучие органические соединения, стойкие органические соединения, хлор, бром и их соединения, фтор и его соединения, цианиды, фреоны, мышьяк и его соединения.

В результате реализации предложенных мероприятий происходит оптимизация использования природно-ресурсного потенциала, в частности – ассимиляционных свойств окружающей среды. При этом финансовый эффект может быть отложен во времени и проявляться косвенно, путем создания предпосылок повышения прибыльности отдельных видов деятельности, улучшения качества жизни населения региона и т.д. Поэтому для оценки эффективности предложенных мероприятий представляется целесообразным использовать систему сбалансированных показателей (BSC).

Традиционные финансовые индикаторы отображают результаты деятельности в предшествующие периоды, и принятие решений только на их базе может вызвать действия, не отвечающие стратегическим ориентирам развития региона. Также могут быть отклонены проекты, направленные на формирование условий для сбалансированного экономического роста, не происходит параллельно решение двух взаимосвязанных задач – сохранение стабильности и умение адаптироваться к изменяющимся внешним условиям.

Для обеспечения согласованности долгосрочных и краткосрочных экономических целей представляется целесообразным использование концепции стратегических карт, разработанных Р.Капланом и Д.Нортоном [149]. Стратегические карты предназначены для оперативного управления предприятием с учетом его миссии и стратегии на базе определения четырех основных аспектов деятельности: финансового, организации внутренних процессов, отношений с потребителями, обучения и развития. Отсюда, усилия компаний могут быть сосредоточены на достижении ограниченного количества приоритетных целей, что позволяет контролировать влияние текущих операций на перспективы развития организации.

Вырезано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: