Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учёте состоит из Федерального закона «О бухгалтерском учёте» № 129-ФЗ от 23 ноября 1996 г., устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.
Основными задачами, согласно законодательству РФ о бухгалтерском учёте являются: обеспечение единообразного ведения учёта имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчётности.
Горячеводское ГорПО ведет бухгалтерский учёт, руководствуясь Законом «О бухгалтерском учёте», а именно:
· принимает к учёту объекты бухгалтерского учёта;
· проводит регулирование бухгалтерского учёта;
· организует бухгалтерского учёта;
· определяет функции, выполняемые главным бухгалтером;
· предъявляет основные требования к ведению бухгалтерского учёта;
· оформляет первичные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учёт;
· определяет регистры бухгалтерского учёта;
· осуществляет оценку имущества и обязательств;
· инвентаризация имущества и обязательств;
· составляет бухгалтерскую отчётность;
· осуществляет хранение документов бухгалтерского учёта.
На основании Федерального закона «О бухгалтерском учёте» разработано «Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации» № 34н от 30 декабря 1999 г., которое определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учёта, составления и представления бухгалтерской отчётности по законодательству РФ независимо от их организационно-правовой формы, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской отчётности.
Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учёта соответствия с международными стандартами финансовой отчётности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283, и распоряжения Правительства РФ от 21 марта 1998 г. № 283-р, Министерством финансов РФ были утверждены следующие Положения по бухгалтерскому учёту, применяемые в торговой организации: учётная политика организации, ПБУ 1/98, которое устанавливает основы формирования учётной и раскрытия учётной политики организации.
Согласно ПБУ 1/08 под учётной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
На основании Положения по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» Горячеводское ГорПО в ходе своей деятельности осуществляет:
· формирование учётной политики – формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации, при этом утверждаются: рабочий план счетов, формы первичных документов, применяемых для осуществления хозяйственной деятельности, порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации, методы оценки активов и обязательств, правила документооборота и технология обработки учётной информации, порядок контроля за хозяйственными операциями;
· раскрытие учётной политики – о необходимости организации раскрывать принятые при формировании учётной политики способы бухгалтерского учёта, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчётности. Существенными являются способы ведения бухгалтерского учёта без знания, о применении которых невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации;
· изменение учётной политики, может производиться в случаях: изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учёту, разработкой организацией новых способов ведения бухгалтерского учёта, существенного изменения условий деятельности.
Положение по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации», ПБУ 4/99, которое устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчётности организации. В настоящем положении даны определения: бухгалтерской отчётности, отчётному периоду, отчётной дате, а также определение – кто является пользователем отчётности. В ПБУ определены требования к составу бухгалтерской отчётности, содержание бухгалтерского баланса, отчёта о прибылях и убытках, содержание пояснительной записки к бухгалтерскому балансу и отчёту о прибылях и убытках. Так же даны пояснения к правилам оценки статей бухгалтерской отчётности, проведению аудиторской проверки, публичности бухгалтерской отчётности.
Положение по бухгалтерскому учёту «Доходы организации», ПБУ 9/99 – устанавливает правила формирования в бухгалтерском учёте информации о доходах. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением взносов пайщиков. ПБУ 9/99 определяет доходы от обычных видов деятельности, операционные доходы, внереализационные доходы, чрезвычайные доходы, прочие поступления, а также признание выручки в бухгалтерском учёте.
Положение по бухгалтерскому учёту «Расходы организации», ПБУ 10/99 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учёте информации о расходах. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и погашения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов участников. В ПБУ 10/99 определены виды расходов: от обычных видов деятельности, операционные расходы, внереализационные расходы, чрезвычайные расходы, прочие расходы.
Положение по бухгалтерскому учёту 6/01 «Учёт основных средств» ПБУ 6/01 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учёте информации об основных средствах организации. ПБУ 6/01 является элементом системы регулирования бухгалтерского учёта в РФ оценки основных средств, амортизации основных средств, восстановления и выбытия основных средств.
Положение по бухгалтерскому учёту 5/01 «Учёт материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, устанавливает основы формирования в бухгалтерском учёте информации о материально-производственных запасах, находящихся в организации на праве собственности. В ПБУ 5/01 дано определение материально-производственных запасов, их оценка, отпуск, и отражение в бухгалтерском учёте.
Положение по бухгалтерскому учёту 14/2007 «Учёт нематериальных активов», ПБУ 14/2007 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учёте информации о нематериальных активах организаций находящихся у них на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. В положении отражены требования к ведению бухгалтерского учёта нематериальных активов: оценка нематериальных активов, амортизация и списание.
Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/08, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учёте информации о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам (в том числе товарному и коммерческому кредиту), включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, Положение не применяется к беспроцентным договорам займа и договорам государственного займа. В ПБУ 15/08 отражен порядок учёта задолженности по полученным займам, кредитам, выданным заемным обязательствам, состав и порядок признания затрат по займам и кредитам.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
· Виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
· Основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
· Принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;
· Права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
· Формы и методы налогового контроля;
· Ответственность за совершение налоговых правонарушений;
· Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Действие Налогового кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Налоговым кодексом.
Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на территориях субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчётности по региональному налогу.
При установлении регионального налога законодательными органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчётности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом.
Горячеводское ГорПО является плательщиком следующих налогов и сборов:
федеральные налоги:
· налог на добавленную стоимость;
· налог на прибыль (доход);
· налог на доходы физических лиц;
· единый налог на вмененный доход;
· взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
· государственная пошлина;
· федеральные лицензионные сборы и др.
региональные налоги и сборы:
· налог на имущество;
· региональные лицензионные сборы и др.
местные налоги и сборы:
· налог на имущество физических лиц;
· налог с продаж;
· местные лицензионные сборы и др.
Трудовой кодекс РФ принят 30.12.2001 г. № 197-ФЗ, введен в действие с 1 февраля 2002 г.
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
При осуществлении контроля за кооперативной собственностью и проведении ревизий товарных операций Горячеводское ГорПО руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон от 21.11.96 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте».
2. Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» от 06.12.91 №1992-1 (с изменениями и дополнениями).
3. Закон Российской Федерации от 07.12.91 г. №1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (с изменениями и дополнениями).
4. Закон Российской Федерации от 18.06.93 г №5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением».
5. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г. №522 с последующими изменениями и дополнениями).
6. Положение по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфин России от 06.05.99 г. №33н.
7. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфин России от 29.07.98 г. №34н.
8. Положение по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99 г. №32н.
9. Основные положения по учёту тары на предприятиях, в производственных объединениях и организациях, утвержденные Минфином СССР 30.09.85 г. №166.
10. План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по применению.
11. Методические рекомендации по бухгалтерскому учёту затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (утверждены Роскомторгом и Минфином России 20.04.95 г. 1-550/32-2).
12. Методические рекомендации по учёту и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утверждены письмом Комитета Российской Федерации по торговле от 10.07.96 г. №1-794/32-5).
13. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина России от 13.06.95 г. №49).
14. Методические рекомендации по использованию данных учёта выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки, уплаты налогов и других поступлений в бюджеты Российской Федерации (письмо Банка России №51 и Госналогслужбы России №ВЗ-6-13/272 от 18.08.93 г.).
15. Порядок отражения в бухгалтерском учёте товарообменных операций, осуществляемых на бартерной основе (письмо Минфина России от 30.10.92 г. №16-05/4).
16. Постановление Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации №230-7/431, Комитета Российской Федерации по торговле №1-1177/32-7, Государственного комитета Российской Федерации санитарно-эпидемиологического надзора от 07.09.95 г.
Основным документом, определяющим порядок проведения инвентаризации, является Приказ Министерства Финансов РФ №49 от 13.06.95г «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых результатов».