Развитие способности говорить более ясно

Способность говорить более ясно требует от нас создания своего собственного рабочего словаря и подбора слова из нашего активного словаря.

Создание словаря. Чем больше ваш словарный запас, когда вы говорите, тем большим выбором слов вы располагаете, чтобы подобрать именно то слово, которое вы хотите. Чем больше ваш словарный запас, когда вы слушаете, тем больше вероятности, что вы поймете слова, использованные другими.

Один из путей увеличения вашего словарного запаса — это изучение одного из многих руководств по созданию словарей, стоящих на полках в большинстве книжных магазинов. Изучая незнакомые слова, вы сможете увеличивать свой словарный запас не менее чем на 20 слов в месяц. Другой путь — записывать слова при чтении или употребляемые в беседах с вами другими людьми. Например, предположим, вы прочли или услышали «Сегодня я был завален телефонными звонками». Если вы сначала запишете «завалить», а потом заглянете в словарь, вы обнаружите, что это слово означает засыпать сверху, покрыть. Если вы затем скажете себе «Сегодня я был завален — засыпан — телефонными звонками» — вы, вероятно, вспомните его значение и примените его в следующий раз, услышав это слово. Если вы последуете этой практике, вы скоро заметите увеличение вашего словарного запаса.

Мозговой штурм. Даже имея большой словарный запас, вы не станете изъясняться лучше, если у вас не отработана методика его использования. Один из путей подхода к использованию на практике содержимого вашей памяти — это мозговой штурм, применяемый в учебе и общении.

Мозговой штурм — это некритичный, не содержащий оценки процесс выработки альтернативы. Предположим, что некто спрашивает вас, насколько удобно использовать предварительную запись. Вы можете сказать: «Предварительная запись организована отвратительно». Если вы не считаете, что слово отвратительно выбрано верно, вы можете попытаться употребить слова ужасно или из рук вон плохо. Тогда вы должны сказать: «Я имел в виду, что предварительная запись была организована из рук вон плохо».

Ясная формулировка наших вербальных сообщений — тяжелая работа, но вы создаете свой словарь и учитесь находить идеи; постепенно вы обнаруживаете, что подбираете самые точные слова, даже не окончив предложения, если вам это нужно. Например, описывая чье-то поведение, вы можете сказать: «Он был так резок вчера — ну, я имею в виду, что он поступил необдуманно». Или когда вы обсуждаете способности сотрудницы, то можете сказать: «Я согласен, Полина сильный менеджер, но я думаю, что она так хороша, потому что всегда вежлива — она обращается с каждым именно так, как тому нравится».

Когда вы спокойны и уверены в себе, ваша беседа течет гладко, и это наиболее эффективный путь общения. Когда на вас давят, ваша способность выбирать наилучшую форму для передачи мыслей, вероятно, ухудшается. Люди иногда думают об одном, а говорят диаметрально противоположное. Например, учитель математики заявляет: «Все мы помним, что числитель находится внизу, а знаменатель дроби наверху, тогда, если мы делим число...» «Учитель, — прерывает голос из третьего ряда. — Вы говорили, что числитель находится внизу и...» «Я так сказал? — недоумевает учитель. — Ну, вы ведь знаете, что я имел в виду!» Каждый ли в классе знал? Вероятно, нет.

Вы действительно поймете, что сделали успехи в усилении определенности, точности и конкретности, когда увидите, что можете создавать ясные сообщения даже под давлением обстоятельств.

Датировка информации Поскольку почти все меняется со временем, валено датировать сообщаемую информацию, указывая время, когда она была истинной. Отсутствие датировки ведет к опасным последствиям. При датировке информации: 1) рассматривают или выясняют, когда информация была истинна; 2) вербально подтверждают это. Мы не можем предотвратить изменение. Все, что мы можем, — увеличить эффективность наших сообщений через вербальное подтверждение реальности изменения, когда мы его датируем.

Индексация обобщений

Обобщение — вывод на основе отдельных фактов — позволяет людям использовать полученные на собственном опыте знания и применять их в других случаях. Например, узнав, что помидоры и тыквы растут лучше, если удобрить землю, можно сделать вывод, что внесение удобрений поможет расти лучше всем овощам. Воспользовавшись тем, чему научились на одном опыте, мы применяем это в другом случае.

Однако интеллектуальная и вербальная практика показывает, что отдельные случаи могут отличаться от общих тенденций и мы не всегда можем сделать обобщения. При индексации: 1) указывают, идет ли речь об определенном объекте, лице или месте или это обобщение относится к классу, к которому принадлежат данные объект, лицо или место; 2) если вы хотите использовать обобщение через класс, квалифицируйте его соответственно тому, чтобы ваше утверждение не шло вразрез с фактами, а поддерживало их. Все люди обобщают время от времени, но, индексируя утверждения, мы можем избежать проблем, которые иногда создает поспешное обобщение.



Культурные различия в вербальной коммуникации

Культуры отличаются по тому, как много значений вкладывается в язык и сколько значений зависит от контекста коммуникации.

В культурах с низким уровнем контекста — типа Северной Европы или Соединенных Штатов — значение содержится главным образом в самих переданных сообщениях. В культурах с низким уровнем контекста люди говорят, что они думают, и приступают прямо к сути (Gudykunst & Matsumoto, 1996). Так, в культуре с низким уровнем контекста «да» означает «подтверждаю, я соглашаюсь с тем, что вы сказали».

В культурах с высоким уровнем контекста — типа азиатских или стран Ближнего Востока — значение сообщения основано на физическом и социальном контексте. Люди, принадлежащие к культурам с высоким уровнем контекста, ожидают от других косвенной интерпретации значений слов. В результате они передают значение опосредствованно. В культуре с высоким уровнем контекста «да» может означать: «Подтверждаю, я согласен с тем, что вы сказали» или: «В этой ситуации мне было бы неловко перед вами, если бы я сказал «нет», так что я скажу «да», это будет более вежливо, но на самом деле я не согласен, и вы должны знать это, чтобы в будущем вы не ожидали, что я буду действовать так, как будто я согласился с тем, что вы сказали». Люди из культур с высоким уровнем контекста ожидают, что другие поймут скрытые чувства и намеки, выраженные жестами, которые люди культур с низким уровнем контекста даже не улавливают. В результате часто происходят недоразумения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: