Особенности межличностных отношений в коллективе старших дошкольников

Содержание.

Введение ……………………………………………………………………………….. 2

 Глава1. Теоретические аспекты влияния стилей педагогического

Общения на межличностные отношения старших дошкольников.

Особенности межличностных отношений в коллектив

старших дошкольников………………………………………………………4

       1.2. Классификация стилей педагогического общения……………………9

       1.3. Зависимость межличностных отношений старших

дошкольников от характера общения воспитателя с ними………………………14

Выводы…………………………………………………………………………..19

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния стилей

Педагогического общения на межличностные отношения в

Коллективе старших дошкольников.

Исследование зависимости межличностных отношений от

 стиля педагогического общения………………………………………………20

Выводы…………………………………………………………………………..26

Заключение………………………………………………………………………………27

Список использованной литературы…………………………………………………29

 

Введение.

Личность ребёнка-дошкольника формируется не только через общение с родителями. Правила поведения и личностные качества детей во многом определяется характером педагогического общения воспитателя детского сада с дошкольниками.

А.Н.Леонтьев не случайно воспитателя детского сада включает в «малый, интимный круг» общения ребёнка-дошкольника. «Известно, как своеобразны отношения детей этого возраста к воспитательнице, - пишет он, - как необходимо для ребёнка её внимание к нему и как часто он прибегает к её посредству своих отношений со сверстниками».

Проблема становления и развития межличностных отношений в коллективе дошкольников привлекает внимание как психологов, так и педагогов. Этой же теме посвящено значительное число экспериментальных и теоретических исследований (Г.А.Репина, Я.Л.Коломенский, В.К.Котырм).

Общение с окружающими взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором развития ребёнка и становления личности (Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин).

Анализ современных психологических исследований (Т.И.Комиссаренко, С.Е.Кулачковская, А.Б.Николаева, В.О.Перевярзева, С.П.Тищенко) и данные педагогической науки (Р.С.Буре), изучение педагогического опыта дают возможность утверждать, что от установления правильных отношений педагога с воспитанниками зависит, от особенностей его общения с ними во многом зависит эффективность педагогического воздействия на детей. В частности, характер общения воспитателя с дошкольниками во многом определяет формирующиеся межличностные отношения в группе сверстников, как показали исследования (Т.В.Антонова, Т.А.Репина, А.А.Рояк и др.).

Проблема особенностей стилей руководства, стилей общения педагога с детьми была впервые представлена за рубежом в 30-х г.г. К.Левиным. Им же была представлена классификация стилей общения – авторитарный, демократический, либеральный.

Формированию определённых межличностных отношений в коллективе дошкольников способствует благоприятный психологический климат, создание которого является одним из критериев продуктивного педагогического общения.

Заметим, что эта проблема эффективности общения приобрела в последнее время большое значение. Она интенсивно разрабатывается в трудах многих известных психологов (А.Л.Бодалев, В.В.Знаков, В.Н.Куницина, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.А.Реан и др.), постепенно специализируясь и разделяясь на самостоятельные подвиды. Среди них одно из центральных занимает проблема эффективного педагогического общения (И.А.Зимняя, Я.Л.Коломенский, С.В.Кондратьева, Н.В. Кузьмина, А.А.Леонтьев и др.)

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений.

Проблема исследования:

Каким образом стили педагогического общения влияют на межличностные отношения в коллективе старших дошкольников.

Объект исследования:

Межличностные отношения в коллективе старших дошкольников.

Предмет исследования:

Стиль педагогического общения как фактор, влияющий на межличностные отношения в коллективе старших дошкольников.

Цель исследования:

Выявление зависимости межличностных отношений в коллективе старших дошкольников от стиля педагогического общения.

 

Гипотеза исследования:

Мы предполагаем, что в коллективе старших дошкольников существуют менее благоприятные условия для формирования гуманных доброжелательных взаимоотношений при авторитарном стиле общения педагога. При демократическом стиле общения уровень межличностных отношений детей будет более высоким.

 

Задачи исследования:

1.Подбор и изучение психологической литературы.

2. Рассмотреть межличностные отношения в коллективе старших дошкольников.

3. Проанализировать стили педагогического общения.

4.Эксперементально изучить влияние стилей педагогического общения на межличностные отношения в коллективе старших дошкольников.

 

Методы исследования: анализ психологической литературы, проведение социометрических методик и диагностики на определение стилей педагогического общения.

 

  

Глава 1. Теоретические аспекты влияния стилей педагогического общения на межличностные отношения старших дошкольников.

Особенности межличностных отношений в коллективе старших дошкольников.

Приход ребенка в детский сад – очень важный момент в его жизни: меняется «социальная ситуация» (Л.С.Выгодский) его психического развития. С того момента, как ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать в отрыве от взаимоотношений с другими членами группы. Именно здесь, на основе общения со сверстниками закладываются основы нравственных качеств личности.

Наблюдения показывают, что нередко уже в группе детского сада между детьми возникают взаимоотношения, которые не вырабатывают у ребенка гуманных чувств друг к другу, но, наоборот, воспитывают нечто прямо противоположное. Не всем детям хорошо «дышится» в среде сверстников, не для всех здесь благоприятный «эмоциональный климат». В дошкольной группе обычно выделяется некоторое ядро, состоящее из нескольких чрезвычайно активных детей, которые пользуются постоянной поддержкой наставников и служат для них опорой в воспитательной работе. Одновременно в группе есть дети, которые находятся в подчинении у более активных. Такая поляризация вредно отражается на личных качествах и тех и других У представителей ядра развивается повышенная самооценка, стремление во что бы то ни стало быть впереди всех, жесткость по отношению к более пассивным детям. У тех, кто не  входит в ядро, развивается либо угодничество, стремление любой ценой заработать расположение «главного», либо замкнутость, недоверие к людям и т.д. Такие дети чувствуют себя неловко в группе сверстников и часто с большой неохотой идут в детский сад. Иногда они просят дома игрушку, конфеты и т.д. для того, чтобы преподнести подарок кому-либо из ядра группы.

Подлинные мотивы выбора товарища часто лежат в эмоциональной сфере ребёнка и всегда отчётливо осознаются. В то же время и мы, взрослые, не всегда чётко осознаём, почему мы стремимся к общению с теми или иными людьми. Легко ли нам самим ответить на вопрос, который так часто ставится детям: почему тебе нравится тот или иной человек?

Преобладающие мотивы для детей и старших, и младших групп – общая положительная оценка сверстника («он хороший»), указание на совместную деятельность (чаще игровую), а т.ж. на отсутствие отрицательных форм поведения («не дерётся», «не отнимает игрушки»).

Дети старших дошкольных групп нередко указывают на успехи товарищей («хорошо дежурит», «хорошо рисует», «хорошо танцует»), на особенности внешности дошкольника и т.д. В ходе исследований выяснилось, что прежде всего дети осознают те качества и особенности поведения сверстников, которые оцениваются воспитателем и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе.

В то же время некоторые факты говорят о том, что старшие дошкольники уже вполне готовы к самостоятельной оценке сверстников, не всегда совпадающей с мнением воспитателей. Важно отметить, что эти дети уже способны разграничить отношения к сверстнику со стороны товарищей по группе: «Вова для воспитателя хороший, а для нас плохой», «Вася для воспитателя плохой, а для нас хороший». Это свидетельствует о наличии в старшей дошкольной группе не только личных, но и деловых отношений, которые возникают среди дошкольников в процессе разнообразной деятельности, получающей оценку воспитателя.

Важную роль в развитии личности ребёнка-дошкольника играет влияние, оказываемые на него общением со сверстниками. Симпатия к другим детям, возникающая в раннем детстве, переходит у дошкольника в потребность общения со сверстниками.

Потребность в общении развития на основе совместной деятельности в играх, при выполнений трудовых поручений и т.д.

В условиях общественного дошкольного воспитания, когда ребёнок постоянно находится с другими детьми, вступает сними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребёнок приобретает первые навыки поведения в коллективе, устанавливает взаимоотношения с окружающими, которые являются не наставниками, а равными ему участниками совместной жизни и деятельности.

Влияние группы сверстников на развитие личности ребёнка заключается прежде всего в том, что именно в условиях общения со сверстниками ребёнок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели.

Общение и совместная деятельность обеспечивают упражнение детей в правильных поступках, которые совершенно необходимы для того, чтобы ребенок не только знал нормы поведения, но и практически ими руководствовался.

Другим путем влияния детского общества на развитие личности детей, усвоения ими норм поведения служит складывающееся в группе общественное мнение.

В 4-5 лет дети начинают прислушиваться к мнению сверстников и подчиняются мнению большинства, даже если оно противоречит их собственным впечатлениям и знаниям. Такое подчинение мнению большинства носит название конформности.

В 6 лет конформность у детей значительно снижается. Конформность у дошкольников является переходным этапом в овладении умением согласовывать свои мнения. Но у некоторых детей она закрепляется и может стать отрицательным свойством личности.

Оценки, которые дети дают своим сверстникам, первоначально являются простым повторением оценки воспитателя. Но постепенно оценки становятся более содержательными. Положительно оцениваются дети, которые знают много игр, делятся игрушками с товарищами, защищают слабых и т.п.

Оценка со стороны группы особенно важна для детей, начиная с 4-5-летнего возраста. Они стараются воздерживаться от поступков, вызывающих неодобрение сверстников, заслужить их положительное отношение.

Каждый ребенок, как упоминалось выше, занимает в группе детского сада определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребенок зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности, физической силы и выносливости и т.п.

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то в дошкольном - она уже становится одной из главных. В 4-5 лет ребенок уже точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает общество сверстников.

Вопрос о специфической роли сверстника в развитии ребенка широко обсуждался в психологической литературе. Этот вопрос может решаться только при совпадении двух сфер общения ребенка – со взрослым и со сверстником. В зарубежной психологии выдвигается тезис о компенсаторных, т.е. взаимодополняющих отношениях между общением ребенка со взрослым и со сверстником. Компенсаторная роль контактов со сверстниками в социальном развитии ребенка, когда внимание и забота взрослых недостаточны (или вовсе отсутствуют), доказывается обычно ссылкой на результаты наблюдений за развитием детей-сирот, проведенных представителями психоанализа, а так же на исследованиях супругов Харлоу с обезьянами.

Результаты ряда исследований показывают, что общение ребенка со сверстниками может возникнуть и развиваться только на основе общения со взрослыми.

Между тем общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми. Первая и наиболее важная отличительная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Общаясь со сверстником, ребенок спорит с ним, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении со сверстником впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и т.п.

Второе яркое отличие общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослым. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния – от ясного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно более высокой аффективной направленностью. В среднем дошкольном возрасте чаще одобряют сверстника и в 9 раз чаще вступают с ними в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым.

Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников, по-видимому, связана с тем, что начиная с 4-летнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению.

Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и неригламентированности. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Если взрослый несет для ребенка культурно-нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений ребенка.

Еще одна отличительная особенность общения сверстников – преобладание инициативных действий над ответными.

Для ребенка значительно важнее его собственные действия или высказывания, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения со сверстниками, чем со взрослым.

Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста.

Отношения к другому в отличие от общения далеко не всегда имеет внешние проявления. Отношения можно рассматривать как мотивационную основу общения и взаимодействия людей.

Опыт первых отношений с другими равными ребенку людьми(со сверстниками) является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка.

Фундаментальная значимость проблемы взаимоотношений детей привлекала внимание многих психологов и педагогов. Этой теме посвящено огромное количество экспериментальных и теоретических исследований.

Среди всех форм взаимодействия детей особое внимание исследователей привлекло так называемое просоциативное поведение, которое проявляется в действиях ребенка в пользу другого. В дошкольном возрасте просоциальное поведение выражается в способности ребенка помочь товарищу, уступить ему, поделиться с ним важными для самого ребенка предметами (игрушками, вещами, сладостями). В качестве мотивации просоциального поведения в детской психологии выделяются три основных психологических механизма: 1)развитие моральных суждений, 2) усвоение моральных норм поведения, 3)вчувствование в другого, сопереживание или эмпатия.

Л.Кольберг выявил три уровня нравственных суждений, каждый из которых разделяется на две стадии.

На доусловном уровне дети дают положительную или отрицательную оценку, исходя прежде всего из последствий действия. На первой стадии они считают, что человеку следует подчиняться общепринятым правилам во избежание наказаний. На второй стадии возникает мысль о необходимости действий полезных для всех.

На уровне традиционной нравственности внимание сосредоточено на общественных нуждах и ценностях, превалирующих над личными интересами. На третьей стадии ребенок считает, что важно быть хорошим человеком, заботиться о других; чтобы помочь ближнему, можно пойти на нарушение запретов. На четвертой стадии главенствует социальная точка зрения: ребенок проявляет заботу об общественном порядке, подчеркивает, обосновывает и оправдывает этот порядок сам.

На посттрадиционном уровне (пятая, шестая стадия) люди описывают свои суждения на принципах, которые сами создали и приняли; они начинают понимать относительность моральных норм и склоняются к абстрактным нравственным признакам.

Ж.Пиаже и Л.Кольберг полагали, что смена стадий нравственного развития связано с общим когнитивным развитием ребенка. Развивается децентрация ребенка, т.е. его способность понимать и принимать чужую точку зрения, определяет нравственное развитие детей, которое выясняется через развитие моральных суждений, вне реального контекста детского взаимодействия.

Другое направление исследований рассматривает возможность ребенка опираться и реализовывать моральную норму в своем конкретном поведении. Ребенок стремится соответствовать образцам правильного социально одобряемого поведения.

Другие люди – это не просто внешняя среда, воспринимаемая человеком извне, но внутреннее содержание его жизни и главное условие его саморазвития. Именно поэтому отношения с близкими людьми переживаются столь остро.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: