Общая характеристика теории семейных систем М. Боуэна

ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ

  ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ МИФОВ В РОДИТЕЛЬСКОЙ 

СЕМЬЕ НА ВЫБОР БУДУЩЕГО СУПРУГА.................................. 5

1.1. Общая характеристика теории семейных систем М. Боуэна.................... 5

1.2. Семейный миф как параметр теории семейных систем............................ 12

 

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ МИФОВ В 

    РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ НА ВЫБОР БУДУЩЕГО

  СУПРУГА..................................................................................................... 24

2.1. Описание хода эксперимента....................................................................... 24

2.2. Анализ полученных результатов................................................................. 27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................... 33

ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................... 35    

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях усиления экономического и политического кризисов, дальнейшего расслоения общества семья как динамическое образование претерпевает определенные изменения, отражающиеся, прежде всего, на структуре и характере супружеских отношений. Возникают нарушения во внутрисемейном общении, учащаются кризисы семьи, растет неудовлетворенность браком, изменяется стиль взаимодействия между родителями и детьми.

Повышенный интерес общества к разрешению кризиса семьи, отмечаемый многими авторами, связан с необходимостью обратить внимание на сложные внутрисемейные феномены, которые влияют на состояние как семьи в целом, так и на психологическое благополучие отдельных ее членов. Брачно-семейная жизнь стала приобретать более личностный характер. Снизилась роль внешних факторов в обеспечении устойчивости брака и, соответственно, возросло значение его внутреннего содержания.

Семейные отношения – это сложная психическая реальность, включающая в себя и индивидуальные, и коллективные, и онтогенетические, и социогенетические, и мифологические основания. Несмотря на активное развитие предметного поля психологии семьи, некоторые явления, порожденные семейным взаимодействием, так и остаются непознанными. К таковым относится и область семейного самосознания, в частности феномен семейного мифа.

    Актуальность исследования определяется важностью изучения проблемы существования семейного мифа, выступающим определенным «психологическим» наследованием, который может влиять на построение жизненного сценария человека.

Семейный миф в психологических исследованиях представлен достаточно немногочисленными исследованиями, но на сегодняшний день является важным источником рассмотрения системы внутрисемейных отношений, определяющих жизненный путь будущего поколения.

Проблема взаимосвязи семейного мифа и жизненного сценария человека представляется нам актуальной во все времена, так как личностные качества и опыт, полученный в семье, влияет на Я-концепцию и восприятие окружающего мира, что характеризует поведение человека, его взаимоотношения с людьми и построение своего образа будущего – сценария жизни.

Несмотря на огромную роль семейного мифа в жизни каждого человека, изучение этого феномена не имеет богатой и прочной традиции в истории психологии семьи, прежде всего из-за сложности изучения, неоднозначности в определении.

Среди ученых, в разное время и в разных обществах занимавшихся феноменом семейного мифа, можно назвать следующих: 3. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, О.А. Карабанова, А. Я. Варга, И. Ю. Хамитова, Г. Л. Будинайте, Т. М. Мишина, А. А. Нестерова, М. В. Лопатина.

Цель исследования: изучить семейный миф как параметр теории семейных систем и исследовать влияние семейных мифов в родительской семье на выбор будущего супруга.

Гипотеза исследования: семейные мифы в родительской семье влияют на выбор будущего супруга.

Объект: семейный миф.

Предмет исследования: влияние семейных мифов в родительской семье на выбор будущего супруга.

Задачи:

1. Изучить теорию семейных систем М. Боуэна.

2. На основе анализа литературы по проблеме выявить основные направления и подходы к семейному мифу в отечественной и зарубежной психологии; описать существующие семейные мифы.

3. Провести эмпирическое исследование и исследовать влияние семейных мифов в родительской семье на выбор будущего супруга.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анкетирование, эмпирическое исследование.

ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ МИФОВ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ НА ВЫБОР БУДУЩЕГО СУПРУГА

Общая характеристика теории семейных систем М. Боуэна

Один из самых ярких системных семейных психотерапевтов ХХ века – американский психиатр Мюррей Боуэн.

Он был первым, кто стал развивать теорию семейных систем в США. В статье «Теория семейных систем М. Боуэна» [1] представлены отдельные положения теории человеческих взаимоотношений, разработанной М. Боуэном, и описана попытка соединить исследования семьи с естественными науками. В статье также показано, как М. Боуэн применял свою теорию в практике семейной психотерапии.

Благодаря усилиям М. Боуэна и смелости, с которой он воспротивился господствующей в те годы тенденции рассматривать все аспекты человеческого поведения, опираясь только на теорию Фрейда, мир был вознагражден новой психологической теорией и радикально новым методом в психотерапии. Он разработал теорию семейных систем, которая отличается от классического системного подхода рядом существенных черт  [6, с.112].

Теоретическую основу системной семейной психотерапии составляет общая теория систем. Рассмотрим ее подробнее.

Под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов (или объектов), реализующих общую функцию (функции). Главный постулат этого психотерапевтического подхода гласит: семья является видом социальной системы, психологическая помощь ей невозможна без знания и учета законов функционирования систем, аналогично тому, как лечение человека невозможно без знания и учета его анатомии и физиологии.

Активность системы – это распространение гомеостатической регуляции на внешнюю среду, деятельность, направленная на изменение и организацию внешней среды в соответствии с требованиями своего внутреннего строения  [3, с.88].

Г. Л. Будинайте и А. Я. Варга приводят следующий пример. Для поддержания более-менее постоянной температуры тела человек как минимум одевается и строит дома. Допустим, строит из дерева. Значит, валит деревья. Значит, вмешивается в экосистему леса, изменяет свою внешнюю природную среду. Последние лет триста внешняя среда просто изнемогает от активности человека. Семейная система так же характеризуется определенной активностью. Обычно семейная система состоит из нескольких подсистем. Формальные подсистемы – супружеская пара или супружеская подсистема и дети, детская подсистема. Каждая является своего рода внешней средой для другой [3, с.90].

    Дисфункциональная супружеская подсистема обычно использует другие подсистемы – чаще всего детскую подсистему, если детей двое, или детский организм, если ребенок один, для своей стабилизации.

Существует некий обычный набор факторов, воздействующий на семейную систему. Все они так или иначе структурируют время и содержание жизнедеятельности семьи, могут увеличивать стресс и тревогу в семье или успокаивать и снижать напряжение. Понятно, что с ними нераздельно связаны реакции системы на них:

1. Родственники со стороны мужа и со стороны жены. Это воздействие может быть организационным – дают материальную помощь или берут материальную помощь, помогают по хозяйству и с детьми, или сами нуждаются в помощи, требуют регулярных посещений или нет, и т.п., а также это воздействие может быть психологическим, например, общение с родственниками увеличивает напряжение и тревогу в семье или уменьшает.

2. Работа, коллеги и начальники. Воздействие этого фактора разнообразно. Работа структурирует время пребывания всех членов семьи вместе (много работают и редко видятся), определяет материальный уровень жизни семьи, в некоторых случаях круг общения семьи. Все это сопровождается определенной динамикой тревоги и напряжения в семейной системе.

3. Воспитатели детских садов, школьные учителя, соседи, друзья. Воспитатели и учителя могут очень влиять на времяпрепровождение и самочувствие семьи. Ежедневные сообщения о плохом поведении, домашние задания, которые необходимо делать всей семьей – стрессоры для семьи  [3, с.91-92].

Применительно к открытым системам правильнее было бы говорить о воздействиях на систему и состояниях системы. Например, появление ребенка – воздействие на семейную систему, – неизбежно приведет к изменению состояния системы. Люди, которые выполняли функции супругов по отношению друг к другу, начинают вдобавок выполнять функции родителей по отношению и к новому элементу – ребенку, – и по отношению друг к другу.

Итак, базовая идея системной семейной психотерапии заключается в том, что семья – это социальная система, т.е. комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семья – это «живой организм, напоминающий скорее пламя, чем кристалл»  [15, с.7].

Семейная система – это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система – это самоорганизующаяся система, т.е. поведение системы целесообразно. Люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Элементы семейной системы находятся друг с другом в постоянном взаимодействии, между ними складываются топологические и динамические отношения. Топологические отношения – это отношения близости-отдаленности. Структура семьи, состав ее коалиций – мать и дети, а отец на периферии, или коалиция отец – дочь против коалиции мать-сын, или супружеская подсистема и детская подсистема – все это разные варианты топологических отношений элементов.

В любой из школ семейной психотерапии, идентифицирующих себя с системным подходом, утверждается, что семья – это социальная система, закономерности функционирования которой лежат в основе ее нормы и патологии, и, соответственно, нормы или патологии людей, входящих в эту семейную систему. Однако, если в классическом системном подходе выделяются прежде всего информационно-коммуникативные особенности функционирования семьи, то теория Мюррея Боуэна сосредотачивается на ее эмоциональном функционировании. Он вводит понятие эмоциональной системы, которую толкует как сложный чувственно-поведенческий комплекс, свойственный почти всему животному миру, по крайней мере, начиная с эволюционного уровня рептилий и птиц  [6, с.114].

Мюррей Боуэн считает, что у любого человека существуют две системы функционирования: интелектуальная и эмоциональная. Эмоциональная система включает в себя все автоматические или инстинктивные реакции человека на любые аспекты среды. Автоматические реакции человека сходны с теми, что регулируют инстинктивное поведение у других живых существ. Интеллектуальная система – это функция коры головного мозга, которая появилась на последнем этапе развития человека и является основным его отличием от всех более низших форм жизни. Кора позволяет думать рассуждать, рефлексировать, регулировать жизнь в определенных областях. Интеллектуальная, или когнитивная система человека дает ему способность наблюдать за функционированием и реакциями эмоциональной системы. И вот эта способность будет различной у различных людей. То есть, люди различаются по своей способности различать чувства (более субъективная вещь) и мысли (более объективная вещь). Эта способность никак не связана с интеллектом человека. Можно иметь очень высокий IQ, и при этом плохо различать чувства и мысли. Практически каждый человек сталкивался с ситуацией, когда он реагировал автоматически, не задумываясь, почему он сделал так, а не иначе. Вообще, эмоциональная система гораздо больше регулирует нашу жизнь, чем мы признаем  [14, с.67].

В теорию Мюррея Боуэна входит восемь концепций:

1. Дифференциация Я. Здесь дается описание эмоциональной и интеллектуальной системы человека, разрабатывается понятие дифференциации и составляется шкала дифференциации. Кроме того, здесь вводятся еще два чрезвычайно важных понятия: «псевдо Я» (или ложного Я, легко изменяемого, подверженного влияниям извне, конформного, не имеющего убеждений и принципов, содержание которого определяется либо стремлением соответствовать ожиданиям других, либо бессмысленным бунтом) и твердого, истинного Я (мало подверженного внешним влияниям, определяемого ценностями и внутренней этикой).

Дифференцированный член семьи – тот человек, который характеризуется высокой степенью самостоятельности, независимости, наличием более глубоких и всеобъемлющих межличностных отношений, чем другие. В. Сатир говорит о том, что люди с высокой самооценкой создают вокруг себя атмосферу любви, чистоты, честности, ответственности, сострадания, что, в свою очередь, выступает залогом успешной семьи, тогда как в неблагополучных семьях члены семьи обладают низкой самооценкой  [12, с.36].

2. Триангуляция. Имеется в виду эмоциональный процесс между двумя людьми или группами, который в ситуации повышенной тревоги имеет тенденцию вовлекать в отношения третьего. Цель, остающаяся неосознаваемой, – снижение тревоги в социальной системе.

3. Эмоциональные процессы ядерной семьи. Концепция описывает паттерны эмоционального взаимодействия в семье на уровне одного поколения. Человеческая семья может быть рассмотрена как эмоциональное целое, или целостная эмоциональная система. Человек, погруженный в это поле, живет по его законам, реагируя на тонкие изменения в балансе отношений. Эта эмоциональная реакция обычно совершается автоматически. Например, в ответ на отвержение автоматически следует реакция увеличения дистанции – от перехода на формальное общение вплоть до физического ухода.

4. Проективные процессы в семье. Рассматриваются механизмы «триангулирования», посредством которых родительская недифференцированность наносит вред и приводит к ухудшению состояния одного или более детей. «Триангулированный» ребенок – тот, на ком проективный процесс сфокусирован в наибольшей степени. Обычно такие дети бывают чрезмерно включены в родительские взаимоотношения, в ущерб решению стоящей перед ними важной задачи – построения собственной идентичности. В результате они плохо адаптируются к жизни и в итоге имеют более низкий, по сравнению с сиблингами, уровень дифференциации Я.

5. Наследование внутрисемейных паттернов отношений. Одна из важнейших концепций в теоретической системе Боуэна, описывающая проективные процессы, в результате которых различные уровни недифференцированности передаются не только от родителей к детям, но повторяясь в семье из поколения в поколение. Определенные базисные способы отношений между матерью, отцом и ребенком воспроизводят история отношений прошлых поколений и будут воспроизведены в последующих. Таким образом, все мы выносим из родительских семей определенный «багаж». Множество симптоматических паттернов, таких как алкоголизм, инцест, физические симптомы, насилие и суициды, повторяются из поколения в поколение. Зная о передаче определенных паттернов в предшествующей истории семьи, можно предугадать воспроизводство тех же самых процессов в жизни и отношениях будущих поколений. В свою очередь, учитывая детали жизни текущего поколения и тщательно изучая историю семьи, можно с большой точностью восстановить способы функционирования прошлых поколений. Узнавание и исследование таких паттернов дает возможность семье понять, какие способы адаптации она использует, и тем самым избежать повторения пагубных моделей в настоящем и их перехода в будущее, освоив другие, плодотворные способы совладания с ситуацией.

6. Эмоциональный разрыв. Концепция эмоционального разрыва создает представление о паттернах, определяющих, как люди обращаются со своими привязанностями. Мюррей Боуэн анализирует разные случаи эмоциональных разрывов в семьях и социальных группах.

7. Позиция сиблингов. Данный концепт описывает корреляцию между базисными характеристиками личности и сиблинговой позицией, то есть порядком рождения детей в семье. Эмоциональная система любой семьи порождает конкретные функции, которые выполняются конкретными людьми. Когда один член семьи берет на себя те или иные функции, другие уже не будут их выполнять. Появляясь на свет в определенной сиблинговой позиции, ребенок невольно принимает на себя и те функции, которые связаны с данной позицией. В определенной мере личность индивида формируется самой функциональной позицией, которую он занимает в семье. Характер и тип его функционирования формирует развитие его личности, в то же время личность – по мере своего развития – оказывает обратное влияние на смысл и содержание его функционирования.

8. Социальная регрессия. Согласно этой концепции, эмоциональные проблемы в обществе подобны эмоциональным проблемам в семье. В обществе, так же как и в семье, могут возникать периоды повышенной тревоги. И существуют те же механизмы снижения тревоги, что и в семье, например, с помощью слияния, объединения, конформизма и затем – тоталитаризма. Чем дольше и сильнее присутствует тревога в обществе, тем явственнее наблюдается социальный регресс - аналог низкого уровня дифференциации в семье  [6, с.119-121].

    Итак, основные положения теории семейных систем М. Боуэна: семья – это небольшая группа людей, живущих в общем доме. В то же время семья – это и эмоциональная система, в которую входят все члены семьи (и живые, и усопшие, и находящиеся вне семьи). Эта эмоциональная система существует в настоящем и в семье (даже в том случае, если членов семьи уже нет в данной реальности или они разъединены пространством). Эмоциональная система семьи являет собой трансгенерационный феномен, в нее включены представители всех предшествующих поколений.

Эмоциональная система семьи, которую, образно говоря, можно назвать общим Я семьи, ее эмоциональное, своеобразие, без сомнения, влияет на детей и формирует их личности, во множестве которых можно усмотреть два типа личности: обособленную, независимую, дифференцированную от семьи и подчиненную, зависимую, сплавленную с семьей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: