АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА
Предмет и метод административно – правового регулирования.
Административное право представляет собой отрасль правовой системы Республики Беларусь, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Эти отношения складываются главным образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности.
Для уяснения предмета правового регулирования, следует наметить круг наиболее типичных отношений управленческого характера, которые можно сгруппировать по различным основаниям:
1. В зависимости от субъектов:
-между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления;
-между различными органами государственного управления, не связанными отношениями подчинения (между министерствами);
-между органами государственного управления и подчиненными или не подчиненными им предприятиями, организациями, учреждениями;
-между органами государственного управления и гражданами.
2. По объему административной деятельности можно выделить управленческие отношения:
- в сфере общего управления (руководство комплексом отраслей государственного управления);
- в сфере специального управления (руководство по отдельным вопросам межотраслевого характера);
- в сфере отраслевого управления (руководство отдельной отраслью государственного управления).
3. В зависимости от конкретных целей возникновения:
- внутренние (внутриорганизационные отношения формирования управленческих структур);
- внешние (связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти – на граждан, коммерческие структуры).
4. По областям административной деятельности:
- в области управления экономикой,
- в области управления социально – культурным строительством,
- в области управления административно – политическим строительством.
Основными условиями отнесения общественных отношений к управленческим, т.е. составляющим предмет административного права, являются:
1) наличие в них, как правило, соответствующего органа государственного управления или его представителя;
2) связь с исполнительно – распорядительной деятельностью.
Существует и другой тип управленческих отношений, связанных с внутренней организационной деятельностью государственных органов (судебных, прокуратуры), и также с внешневластной управленческой деятельностью некоторых общественных организаций (профсоюзов).
Итак, административное право представляет собой отрасль права (систему юридических норм), призванную регулировать общественные отношения в сфере государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями внешневластных управленческих функций.
Любая отрасль права использует в качестве средств правового воздействия следующие юридические возможности: предписание, запрет, дозволение. Они в своей совокупности и составляют содержание средств правового воздействия на общественные отношения.
Если предмет правового регулирования определяет сферу правового регулирования, то метод – средства этого регулирования.
Административному праву свойственен в основном метод юридического властвования, или властных требований, исходящих от правомочного субъекта управления, Эти предписания носят односторонний характер и характеризуются неравенством сторон. Поэтому отношения, возникающие в рамках административного права часто называют властеотношениями, или отношениями власти и подчинения.
Следует уточнить, что преобладание данного метода вовсе не означает запрет использовать иные методы, такие как рекомендации, согласования.
Источники административного права.
Источник административного права – форма выражения норм административного права.
Нормы Административного права содержатся в различных по-своему характеру и значению юридических актах. Для этих юридических актов характерно то, что они выступают в роли источников только тогда, когда являются нормативными (т.е. содержат нормы права) и являются нормативными актами государственных органов, в которых проявляется властно – регулирующее воздействия права на общественные отношения.
Значение источника Административного права можно рассматривать в трех аспектах.
1. Он способствует зарождению правовых норм в соответствии с объективными условиями экономического и социального развития и ля отражения общественных интересов.
2. Источник административного права – это своего рода начало формирования правовых норм, процесс правообразования.
3. Выступает как форма выражения и структурирования административно – правовых норм.
Следует иметь в виду, что многообразие административно – правовых норм предполагает многообразие и источников. Одни из них являются источниками только административного права, создаются лишь его субъектами (Закон Республики Беларусь «О Совете Министров»), другие создаются субъектами конституционного и других отраслей права (Закон Республики Беларусь «О культуре», Закон Республики Беларусь «О здравоохранении»).
К источникам административного права относят:
1. Конституция Республики Беларусь,
2. Законы Республики Беларусь,
3. Декреты и указы Президента Республики Беларусь,
4. Правовые акты органов государственного управления – постановления Совмина, приказы, инструкции министерств, госкомитетов и др.
5. Нормативные акты местных Советов, органов государственного управления,
6. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры.
Систематизация норм административного права в настоящее время осуществляется 2 способами:
- путем инкорпорации (справочники, сборники нормативного материала);
- путем кодификации (новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП), проект Процессуально - исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
В силу того, что административное законодательство чрезвычайно объемно и регулирует широкий круг общественных отношений, наиболее приемлемый путь его систематизации – это кодификация применительно к правовым институтам (например, государственная служба, административная ответственность) и отдельным отраслям и сферам государственного управления. Такая кодификация частично осуществлена (КоАП Республики Беларусь, Таможенный кодекс Республики Беларусь, Воздушный кодекс Республики Беларусь).