Система административного права

Нормы административного права можно разделить на две основные группы:

1. Общая часть, содержащая нормы общие для всех областей, отраслей государственного управления;

2. Особенная часть, содержащая нормы, действующие в масштабе отдельной области и отражающие ее специфику.

В некоторых источниках выделяют административно – процессуальное право.

                В правовой системе Республики Беларусь административное право занимает одно из ведущих мест: является самостоятельной отраслью и взаимодействует со многими отраслями права. Своеобразие административного права определяется широкой сферой регулируемых им управленческих отношений.

Административное право тесно взаимодействует с конституционным правом, которое закрепляет общие принципы организации и деятельности для всех государственных органов, место их в системе государства и взаимоотношение между собой. Административное право, руководствуясь этими принципам и детализирует их применительно к государственно – управленческим системам, устанавливает компетенцию различных звеньев управленческой системы.

           Административное право взаимодействует с финансовым правом, так как административно – правовые средства превалируют в установлении налогов, обеспечении налогопоступлений и т.д.

           Административное право взаимодействует с трудовым правом, т.к. определяет полномочия служащих, их ответственность; устанавливает правовой статус субъектов, призванных осуществлять контрольно – надзорную деятельность и т.д.

           Административное право связано с гражданским правом в области имущественных отношений.

 

Субъекты административного права.

                Субъектами административного права являются участники управленческих отношений, которых административно – правовые нормы наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно - правовые отношения.

                Всех субъектов можно разделить на 2 вида:

индивидуальные и коллективные.

           Первую группу индивидуальных субъектов составляют физические лица, которых по административно – правовому положению можно делить на граждан Республики Беларусь, иностранцев и апатридов. Правоспособность граждан возникает с момента рождения (частичная) и зависит от возраста (обязанность получить паспорт, право на поступление в вуз). Административная дееспособность возникает позднее. Законом не установлен возраст ее наступления, но совершеннолетние признаются в какой – то степени дееспособными, когда могут своими действиями реализовывать свои права, выполнять обязанности. Например, школьники несут дисциплинарную ответственность, с 16 лет наступает деликтоспособность граждан.

           Иностранцы делятся на 2 вида: постоянно и временно находящихся в Республике Беларусь.

           Вторую группу индивидуальных субъектов составляют государственные служащие, особенностью которых является то, что, проявляя себя индивидуально, они являются официальным представителем определенного органа государственного управления, что накладывает отпечаток на их правовой статус.

           Коллективные субъекты административного права – это организованные группы людей, выступающих неперсонифицированно. в их числе различают организации государственные (органы исполнительной власти, их структурные подразделения, наделенные собственной компетенцией, органы государственного управления предприятий, учреждений, организаций) и негосударственные (общественные объединения, органы местного самоуправления, частные предприятие, учреждения).

           Субъекты административного права становятся субъектами административно – правовых отношений тогда, когда они наделены административной дееспособностью. Для коллективных субъектов административная правоспособность и дееспособность наступает одновременно, а для индивидуальных субъектов - граждан – она не совпадает.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: