Анализ полученных результатов

По окончании второго этапа исследования нами была проведена выходная диагно­стика для проверки того, насколько эффективно применение на уроках системы творческих заданий для развития творческой активности младших школьников. По тем же методикам была проведена повторная диагностика. Результаты диагностики представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты контрольного этапа эксперимента

Номера творческих характеристик

Сумма баллов

Уровень

креат.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 4 3 4 3 4 3 3 4 4 3 35 ОВ
2 1 2 4 1 3 2 2 2 2 4 23 С
3 1 2 2 1 3 2 1 1 2 2 17 Н
4 3 3 3 4 3 4 4 4 4 4 36 ОВ
5 4 4 3 3 3 2 2 2 3 4 30 В
6 2 2 3 2 2 3 2 2 3 2 23 С
7 2 3 2 3 4 4 2 1 2 2 25 С
8 4 3 4 4 4 4 4 4 4 4 39 ОВ
9 4 4 4 4 4 4 4 3 4 4 39 ОВ
10 1 1 4 3 2 2 3 1 2 3 22 С
11 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 21 С
12 2 1 1 2 2 2 2 1 2 2 17 Н
13 3 3 3 3 3 3 4 3 3 3 31 В
14 1 3 4 2 3 1 2 2 1 3 22 С
15 4 2 3 4 3 2 3 3 4 4 32 В
16 4 1 1 4 2 2 2 2 3 2 23 С
17 2 2 3 2 1 4 3 2 2 3 24 С
18 3 2 1 2 1 4 4 2 3 2 24 С
19 2 4 1 2 1 2 1 2 2 3 20 Н
20 2 2 2 3 3 4 3 3 2 4 28 В
21 4 3 3 4 3 2 2 4 3 4 32 В
22 3 4 2 3 4 2 3 2 3 3 29 В
23 4 1 1 4 2 2 2 2 3 2 23 С
24 2 2 3 2 2 3 2 2 3 2 23 С
25 2 2 2 3 3 4 3 3 2 4 28 В
26 4 2 3 4 3 2 3 3 4 4 32 В
27 4 3 4 4 4 4 4 4 4 4 39 ОВ
28 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 21 С

 

Из таблицы 2 следует, что показатели уровня креативности у детей повысились:

· по-прежнему большая часть учащихся – 12 человек, что составляет 42,8%, набрали от 21 до 26 баллов, что свидетельствует о среднем уровне креативности;

· у 8 испытуемых (28,5%) отмечен высокий уровень креативности (от 27 до 33 баллов);

· низкий уровень креативности зафиксирован у 3 детей (16-20 баллов);

· у 5 учеников (17,8%) – очень высокий уровень – они набрали от 34 до 40 баллов;

· низкого уровня креативности не зафиксировано ни одного ребенка.

Динамику изменения уровней креативности детей мы представили на диаграмме 1.     

Диаграмма 1

 

Итак, проанализировав результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, мы пришли к выводу о том, что уровень креативности детей вырос.

Таким образом, данные исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что применение в ходе урока системы творческих заданий оказывает положительное влияние на развитие творческой активности детей младшего школьного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Творчество – это стиль (качественная характеристика) деятельности, а креативность – это совокупность индивидуальных психологических характеристик творческой личности.

Младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческой активности, поскольку ребенок активен и любознателен по своей природе. Особенности младшего школьного возраста оказывают существенное влияние на познавательные возможности детей, обуславливают дальнейший ход общего развития и являются факторами становления креативности как общей универсальной способности к творчеству.

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Творческая деятельность на уроках в начальной школе должна быть подчинена единой системе творческих заданий, через которую и происходит освоение, осмысление конкретных деталей, понятий, формирование навыков. Под системой творческих заданий понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества и ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе.

Как показывает практика, предлагаемые сегодня в рамках учебных программ начального обучения упражнения развивающего характера нуждаются в обогащении специальными упражнениями творческого, нестандартного характера, заданиями, требующими применения знаний в новых условиях. Вместе с тем до настоящего времени недостаточно изучены возможности использования развивающих заданий в формировании творческой активности младших школьников.

Во второй части курсовой работы нами было проведено опытно-экспериментальное исследование с целью выявления эффективности применения системы творческих заданий на уроках в начальной школе с целью развития творческой активности детей.

Анализ результатов опытно-экспериментального исследования показал, что уровень креативности детей вырос. Это позволило нам сделать вывод о том, что система творческих заданий, применяемая на уроках с целью развития творческой активности младших школьников, достаточно эффективна.

Таким образом, цель исследования – изучить творчество как педагогическую категорию и выявить пути и средства развития творческой активности детей младшего школьного возраста – достигнута; задачи реализованы. Гипотеза – применение в ходе урока системы творческих заданий оказывает положительное влияние на развитие творческой активности детей младшего школьного возраста – подтверждена.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Поддъяков, Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Н. Н. Поддъяков. – М.: Просвещение, 1990. – 260 с.

2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 92 с.

3. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.

4. Сысун, О. И. Формирование и развитие способностей детей к творчеству / О. И. Сысун // Пачатковая школа. – 2006. - № 11. – С.12-15.

5. Занятия по интересам: развитие творческих способностей учащихся на занятиях риторики: Практическое пособие для учителей начальных классов / Сост. Т. Н. Ковальчук. – Мозырь: Белый Ветер, 2005. – 98 с.

6. Вишневая, Н. Э. Актуализация креативности младших школьников в процессе реализации специальной развивающей программы: автореф.дисс... канд. психол. наук / Н. Э. Вишневая. – Иркутск, 2006. – 34 с.

7. Вишнякова, Н. Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования / Н. Ф. Вишнякова. – Мн.: Народная асвета, 1996. – 300 с.

8. Козырев, А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А. Ю. Козырев. – Пенза: НМЦ ПГОО, 1994. – 344 с.

9. Самигуллина, Г. С. Развитие творческого потенциала личности: автореф. дисс... канд. пед. наук / Г. С. Самигуллина. – Казань, 2006. – 98 с.

10. Кухаронак, В. Г. Диагностика творческой активности младших школьников / В. Г. Кухаронак // Пазашкольнае выхаванне. – 2000. - № 6. – С.13-19.

11. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – М.-Воронеж, 1995. – 520 с.

12. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. – М.: Академия,1996. – 320 с.

13. Гуревич, К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К. М. Гуревич. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.

14. Алейников, А. Г. О креативной педагогике / А. Г. Алейников // Вестник высшей школы. – 1989. - № 12. – С.29-34.

15. Вяземский, Е. Е. Как сегодня преподавать в школе / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2000. – 160 с.

16. Терехова, Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: автореф. дис.... канд. пед. наук / Г. В. Терехова. – Екатеринбург, 2002. – 110 с.

17. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. – М.: Просвещение, 1990. – 260 с.

18. Овчарова, Т. Н. Нужна ли нам творческая личность / Т. Н. Овчарова // Педагогическое обозрение. – 1995. - № 3. – С.56-57.

19. Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е. Е. Туник. – СПб.: Дидактика Плюс, 2002. – 116 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

                                                                                Приложение 1

Список детей, участвовавших в эксперименте

1. Анисимова Ирина                                           15. Лесневич Анна

2. Большакова Ольга                                          16. Литвинчук Вероника

3. Буйкевич Антон                                               17. Литвинова Татьяна

4. Веркеев Андрей                                               18. Морозова Анна

5. Галюшик Дарья                                               19. Нелипович Николай

6. Годун Даниил                                                  20. Новик Виталий

7. Демчук Екатерина                                           21. Степура Ирина

8. Дробыш Инна                                                  22. Сахарчук Михаил

9. Ермохина Жанна                                             23. Сковорода Ирина

10. Козел Инна                                                      24. Хиль Александра

11. Кулинич Александр                                                  25. Хведченя Юлия

12. Корнелюк Максим                                           26. Хомичук Никита

13. Кулеш Егор                                                     27. Шумак Игорь

14. Кондратюк Сергей                                     28. Яцкевич Сергей

 

 

Приложение 2

Лист ответов
(Шкала креативности)

 

Дата___________            Класс_____________      Возраст___________

Респондент (Ф.И.О.)

(заполняющий анкету) ____________________________________________

В таблице под номерами от 1 до 10 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Пожалуйста, оцените, используя четырехбалльную систему, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками.
Возможные оценочные баллы: 4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.

                                                                                                                                       Таблица




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: