№ п/п | Ф.И.О. | Номера творческих характеристик | Сумма | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Приложение 3
Примерный конспект урока чтения
Тема: Сочиним загадку
Цель: познакомить учащихся с приемами конструирования загадки; учить детей замечать существенные, основные признаки предмета; обратить внимание учащихся на рифму при сочинении загадки; развивать творческое воображение, мышление, внимательность.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- На занятии мы будем учиться сочинять загадки. Но перед этим проведем работу со стихотворением.
II. Работа со стихотворением.
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной...
- Продолжите эти строки. Кто их написал? Что вы знаете об авторе?
- Каких еще писателей вы знаете? Назовите их книги.
- Если бы кто-то из вас, нынешних учеников, в будущем стал писателем, какую книгу и о чем вы бы написали?
|
|
III. Отгадывание загадок, наблюдение за их описательными признаками.
- Любите ли вы загадки? Умеете ли их отгадывать?
Из пшеницы, из овса
Смотрят синие глаза. (Васильки).
- Почему вы решили, что это васильки? (эти синие цветы обычно растут в поле среди пшеницы или овса. На желтом фоне они ярко выделяются, напоминают синие глаза).
- В этой загадке сам цветок называется? (Нет, в загадке говорится о синих глазах, которые напоминают васильки).
- В этом и заключается секрет загадки: сам предмет, который нужно отгадать, не называется, а говорится о похожем предмете, имеющем такие же признаки.
- Какие признаки василька названы в загадке? (Цвет василька и место, где он обычно растет).
- Попробуйте отгадать еще одну загадку:
По асфальту едет дом,
Ребятишек много в нем,
А над крышей дома вожжи,
Он ходить без них не может. (Троллейбус).
- Как вы догадались, что загадка о троллейбусе? (Троллейбус немного напоминает дом – у него есть двери, окна. Люди ездят в нем, а он ходит только вдоль проводов).
- Отгадайте:
Серебряные нити
Соединяют небо и землю. (Дождь).
Желтый Антошка
Вертится на ножке.
Где солнце стоит,
Туда он и глядит. (Подсолнух).
|
|
Серый маленький Денис
На веревочке повис. (Паук).
- Как построены загадки? (Описан предмет, указаны его признаки, но не прямо, а с намеком, иносказательно).
IV. Загадывание загадок детям. (Класс делится на 3 команды).
- Вы хорошо отгадываете, а вот как вы умеете загадывать загадки?
(Команды учащихся загадывают друг другу по 5-6 загадок).
V. Сочинение загадок.
- Да, интересно отгадывать и загадывать загадки. А кто-нибудь пробовал сам составлять загадки? Это еще интереснее.
- Посмотрите на предмет. Что это? (Чайник).
- А теперь внимательно рассмотрите чайник и назовите его внешние признаки. Какой он? (Чайник круглый, с носиком, есть ручка, крышка).
- На что похож чайник? Кого напоминает? (На слона в берете; паровоз).
- Для чего нужен чайник? (Воду кипятить, чай пить).
- Где обычно находится чайник? (На столе спит; на огне сидит; на плите сидит).
- Что в чайнике? (Вода кипит; пар шумит; водица бурлит).
- Давайте придумаем загадку. Отгадкой должно быть слово «чайник». Назовем чайник «слоном в беретке». Итак, первая строчка:
Слон в беретке (где находится?)
На огне сидит (что делает?)
Воду кипятит.
VI. Самостоятельная работа.
Конкурс «Лучшая загадка».
- Какие еще загадки можно придумать, чтобы отгадкой было слово «чайник»?
VII. Чтение и обсуждение загадок, придуманных учащимися. Поощрение их работ.
VIII. Итог занятия.
- Чему вы научились на занятии?
- Что вам понравилось? Что было интересно?
- Что не получалось, было трудно?
IX. Домашнее задание.
- Рассмотрите настольную лампу. Назовите ее отличительные признаки: как она выглядит, для чего нужна, на что похожа (кого напоминает) и т.д.
Придумайте (составьте) дома загадку о настольной лампе.