Стадии кризисной работы

Основная задача работника - это в первую очередь смягчение воздействия стрессового события путем оказания непосредственной эмоциональной помощи и мобилизации усилий клиентов на преодоление кризиса в процессе незамедлительного терапевтического воздействия.

Р. Рапопорт (1970) считает, что при "кризисном вмешательстве" должны быть реализованы, как минимум, следующие цели:
1) снятие симптомов;
2) восстановление докризисного уровня функционирования;
3) осознание тех событий, которые приводят к состоянию дисбаланса;
4) выявление внутренних ресурсов клиента, его семьи и различных форм помощи извне для преодоления кризиса.

Плюс к этому, отмечает Рапопорт, в случае наличия у клиента необходимых индивидуальных качеств и благоприятной социальной ситуации могут быть достигнуты две дополнительные цели: во-первых, осознание связи между стрессом и прежними жизненными переживаниями и проблемами, во-вторых, освоение новых моделей восприятия, мыслей и чувств, развитие новых адаптивных реакций и стратегии совладания со стрессом, которые могут быть полезны не только в период данного кризиса, но в будущем.

Три фазы:

Начальная фаза предполагает определение и оценку ситуации: установление контакта, выяснение, что происходит; определение, имеет ли место действительно острый кризис, и установление рабочего контакта для дальнейшей деятельности. Помня о составных элементах общей кризисной ситуации, социальный работник, ведущий прием, сосредоточивается вначале на факторе. событии или происшествии, которое вынудило клиента обратиться за помощью в данный момент, затем старается выявить первоначальное психотравмирующее событие, положившее начало стрессу и приведшее к состоянию психического дисбаланса, которое может включать в себя как субъективные реакции на событие, так и более ранние попытки справиться с ситуацией. Оценивается также настоящее кризисное состояние клиента и степень его неспособности к привычной жизнедеятельности. Наконец, ставится диагноз текущего состояния и определяется тот аспект, на котором следует сконцентрироваться. Клиенту представляют оценку ситуации и вместе с ним разрабатывают дальнейшие шаги совместной деятельности, включающей основные цели. задачи и график ближайших встреч.
Средняя фаза сосредоточена на решении специфических проблем кризисной ситуации. Клиенту оказывают помощь в осознании нижних неадекватных образцов поведения и предлагают попытаться использовать новые модели. По мере того как клиент становится все более активным в решении поставленных задач (и таким образом постепенно тepяeт ощущение, что находится под контролем), ведущий прием занимает более пассивную позицию, выступая но преимуществу в качестве слушающего и поддерживающего. Особое внимание уделяется построению новых взаимоотношений клиента с окружающими, а также поиску возможностей оказания поддержки со стороны людей со сходными проблемами или находящимися в аналогичных ситуациях.
Последняя фаза это обсуждение прогресса, который достигнут со времени первого посещения, повторение основных задач адаптации и анализ происшедших изменений в поведении. Если проблему можно считать решенной и клиент ощущает надежду и чувствует, что ситуация может быть улучшена им самостоятельно, составляется (при необходимости) план дальнейшей деятельности.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: