Раздел 6. Инновации в транспортном обслуживании туристов

В последние годы реализуется несколько амбициозных проектов в области авиастроения. Наиболее известные из них «Superjumbo» Airbus 380 и «Dreamliner» Boeing 787. Не исчезла идея создания пассажирского сверхзвукового самолёта: Япония разрабатывает машину, способную двигаться в два раза быстрее скорости звука и принимать на борт 300 пассажиров. Полет на нем из Токио до Лос-Анджелеса займет 4 часа. При этом самолет, носящий кодовое название NEXST, должен стать одним из наименее шумных.

Новая система расстановки пассажирских сидений может появиться в самолетах в ближайшие годы. Британской компанией Premium Aircraft Interiors Group разработан оригинальный вариант расположения кресел, который позволяет пассажирам получить больше пространства, а авиакомпаниям – перевозить в одном самолете больше пассажиров. Достигнуто это будет за счет того, что половине пассажиров придется сидеть спиной вперед. Разработка предусматривает, что кресла в одном ряду будут стоять в шахматном порядке - одно по направлению полета, другое - против. При этом пассажирам не придется воевать за контроль над подлокотниками, поскольку плечи одного пассажира окажутся на уровне колен соседа. С другой стороны, чуть повернув голову, каждый пассажир встретится взглядом с сидящим менее чем в полуметре соседом, а это понравится не всем. Экономия на месте для подлокотников позволит авиакомпаниям добавить по одному креслу в каждый ряд широкофюзеляжных самолетов: например, в Boeing 777 поместится десять пассажиров в ряд вместо нынешних девяти. Зато новая концепция предусматривает больше места для ног - расстояние до впередистоящего кресла увеличится на целых 10 сантиметров.

Авиакомпания Lufthansa и вовсе рассматривает возможность организации спальных мест для пассажиров экономкласса на дальнемагистральных рейсах (рис. 2). Предлагаемая схема предусматривает размещение трехъярусных коек диагональными рядами вдоль каждого из бортов. Кроме того, еще один ряд коек будет в центре салона. Эту схему, если авиакомпания решит продолжать разрабатывать проект, предполагается применить на двухпалубном самолете-гиганте Airbus A380. Первые исследования выявили положительную реакцию пассажиров на предполагаемое нововведение.

 

Рис. 2. Спальные места в салоне самолета

 

А швейцарская авиакомпания SWISS изобрела новую компоновку бизнес-класса в дальнемагистральных самолетах – кресла в нем будут расположены в шахматном порядке (рис. 3). Это позволит установить полностью раскладывающиеся кресла-кровати длиной два метра: ноги одного пассажира окажутся под подлокотниками следующего ряда. При этом число кресел в рядах будет неодинаковым – от 4 до 5. Новая компоновка предоставляет пассажиру возможность выбрать любую желаемую комбинацию – сидеть в одиночестве или вместе с кем-нибудь, а также у окна или в центре салона. Правда, в новой компоновке каждое девятое кресло не имеет прямого доступа к проходу. Предполагается, что такие места будут заняты теми, кто летит не один. Новые кресла имеют регулировку жесткости, а также функцию массажа. Экраны бортовой системы развлечений станут больше. Новые кресла начнут устанавливаться в дальнемагистральном флоте SWISS в 2009 году, а все самолеты Airbus A330 и A340 должны быть оборудованы ими к 2011 году.

 

Рис. 3. «Шахматная» компоновка салона бизнес-класса.

 

Нововведения на борту не исчерпываются только техническими решениями, они также предполагают новые услуги. Так, новозеландская авиакомпания Air New Zealand организует службу консьержей. Консьержи будут находиться как в аэропорту, так и в салоне самолета во время полета. Их задачей будет отвечать на любые вопросы пассажиров – о достопримечательностях пункта назначения, о программе для часто летающих пассажиров, выборе вин в салоне самолета, о сервисе в аэропорту, обмене валюты и так далее, а также помогать с покупкой дальнейших билетов, решать проблемы пассажиров в случае задержки рейсов и тому подобные вопросы. Идея создать такую службу возникла, когда бортпроводники дальнемагистральных рейсов пожаловались, что у них не хватает времени, чтобы ответить на все вопросы пассажиров.

Несмотря на высокую скорость собственно авиаперелёта, существенное время затрачивается, во-первых, на дорогу до и из аэропорта, во-вторых, на пред- и постполётное обслуживание пассажира в аэропорту (регистрация и оформление багажа, формальности, ожидание посадки на рейс и получение багажа по прибытии). В связи с этим аэропорты и авиаперевозчики во взаимодействии со своими партнёрами разрабатывают интермодальные программы. Ряд таких программ реализован в аэропорту Домодедово, в частности, «Из центра Москвы до Екатеринбурга за 225 минут» и «Из центра Москвы до Челябинска за 230 минут». Развиваются технологии предварительной регистрации на рейс, а также регистрации с помощью Интернета или SMS. Посадочный талон в этом случае пассажир может распечатать самостоятельно со своего принтера.

Серьёзной проблемой авиаперевозок является неявка на посадку зарегистрированных пассажиров. Они, потеряв контроль времени, оседают в барах аэропорта или увлекаются шопингом настолько, что забывают о времени посадки. Обычно их просто пытаются вызвать с помощью объявлений по громкой связи, однако этот метод часто не срабатывает, и самолет задерживается либо для ожидания пассажиров, либо для выгрузки их багажа, если принято решение о снятии их с рейса. Предложенная скандинавской авиакомпанией SAS технология подразумевает, что на регистрации пассажиры получат вместе с посадочным талоном микрочип-метку, который позволит отслеживать их местонахождение в здании аэропорта. В случае, если пассажир не пришел вовремя на посадку, то он получит сообщение или звонок на мобильный телефон. Еще одним вариантом будет обращение по громкой связи в том помещении, где он в данный момент находится.

Ищутся подходы для снижения дискомфорта пассажира и предоставления ему возможности эффективнее использовать время при ожидании стыковочного рейса. Например, в аэропорту Мюнхена появились кабины отдыха для трансферных пассажиров, ожидающих свой следующий рейс. Кабина напоминает небольшой киоск площадью 3,5 квадратных метра, внутри которого имеются кровать, телевизор, стол для размещения ноутбука, розетки и доступ в Интернет.

Авиакомпании борются за транзитного пассажира, предлагая ему дополнительный сервис. Так, Vietnam Airlines создала оригинальный способ привлечения на свои рейсы транзитных пассажиров, следующих в страны Юго-Восточной Азии и Австралию. Компания предлагает в случае долгой стыковки в аэропортах Ханоя или Хошимина бесплатные экскурсионные программы, а в случае надобности – и проживание в отеле. В программу входит посещение ряда достопримечательностей этих городов. Условием участия в бесплатной программе является отсутствие удобной стыковки в расписании, при этом время пересадки должно быть более 9 часов в Ханое и 7 часов в Хошимине. Услуга может быть предоставлена только на одной части маршрута (либо туда, либо обратно) и должна быть забронирована не менее чем за 36 часов до вылета. Авиакомпания берет на себя оформление транзитной визы по прибытии во Вьетнам.

Создают авиаперевозчики и целевые турпакеты. В частности, «Уральские авиалинии» совместно с Клубом Путешествий «Крылья» разработали уникальное предложение «Перелет плюс гостиница» для тех, кто летит по делам в Москву. Пакет состоит из перелета Екатеринбург – Москва – Екатеринбург и однодневного проживания в гостинице в одноместном номере. Также возможны варианты пакета, например, когда пассажир планирует поселиться в двухместном номере или проживать в гостинице два или три дня. При покупке любого варианта пакета «Перелет плюс гостиница» пассажир платит меньше, чем, если бы он приобретал авиабилеты и проживание в гостинице отдельно.

Для пассажиров-романтиков, путешествующих ради путешествия, немецкая авиакомпания Germanwings придумала оригинальное спецпредложение – покупку билетов вслепую. Пассажир сначала покупает билет и лишь затем узнает, куда именно. Выбрать можно лишь даты поездки и группу городов из десятка возможных направлений. В начале бронирования пассажир указывает город, из которого он хотел бы лететь (Кельн, Дортмунд, Гамбург, Берлин или Штутгарт), дату вылета и прилета обратно, а также группу городов назначения. В нее входит около десятка европейских городов, в один из которых пассажир в итоге и получит билет. При желании пассажир за небольшую доплату может исключить из группы один-два города. Сделав выбор группы и исключив из нее нежелательные цели, пассажир вводит данные кредитной карты и после оплаты узнает, в какой же город он летит и какими рейсами.

Развиваются рекламные технологии для авиапассажиров: вблизи аэропорта Дубая впервые в мире появится новый вид рекламы, предназначенный для пассажиров идущих на посадку самолетов. Рекламные экраны-щиты размером 20 тысяч квадратных метров располагаются рядом со взлетно-посадочной полосой аэропорта. Технология, разработанная британской компанией Ad-Air, позволяет начинать показ анимированных роликов каждый раз, когда подлетает самолет. Компания заявила, что потратила пять лет и $10 млн на резервирование земельных участков рядом с крупнейшими аэропортами мира. Всего компания намерена включить «в первую в мире сеть аэрорекламы» 30 аэропортов.

Получают развитие и железнодорожные перевозки. В России планируется строительство высокоскоростной железной дороги Москва – Ростов-на-Дону – Сочи. Обсуждается проект магистрали Москва – Минск с продлением до Берлина.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: