Раздел 4. Инновации в туристской инфраструктуре

Необъятным полем для осуществления инноваций является сама среда, в которой находится и удовлетворяет свои потребности турист.

Ряд решений с использованием высоких технологий позволяют гостям сориентироваться в посещаемом городе и сделать свой визит максимально полезным. Например, в помощь туристам на улицах Токио появились уникальные автоматы, позволяющие приезжем, разработать свой собственный маршрут и даже скачать его на свой мобильный телефон. Для того чтобы узнать, как добраться из точки А в точку Б, нужно ввести ряд данных при помощи сенсорной панели, и на экране появится карта участка города с проложенным по ней маршрутом.

Чудо-ботинки, способные самостоятельно привести путешественника к месту назначения, создали студенты Берлинского университета Universitat der Kunste. Принцип действия устройства таков: электромеханические детали в подошвах ботинок CabBoots искусственно изменяют угол наклона, и таким образом обладатель ботинок как бы идет по виртуальной тропинке к месту назначения. Пока система состоит из трех частей - собственно ботинки, оснащенные набором датчиков и механическими приспособлениями; интерфейс, обеспечивающий возможность взаимодействия обуви с компьютерной системой, а также компьютер, на котором установлено программное обеспечение, позволяющее выполнять анализ данных, собранных датчиками. Однако в будущем планируется встраивать интерфейс и компьютер в ботинки. Для точно определения местоположения и ориентации ботинок в пространстве система оснащена встроенными акселерометром, электронным компасом и датчиками расстояния, помогающими определить дистанцию до ближайшего препятствия. Со временем разработчики намереваются добавить сюда и GPS-приемник. Такая обувь должна стать надежным спутником путешественников, помогая обойти препятствия в условиях ограниченной видимости и привлекая внимание к достопримечательностям.

Недавно компания O'Neill Europe представила новую модель своей коллекции - NavJacket - первую в истории куртку со встроенным GPS-навигатором. Предполагается, что основными потребителями этой куртки станут любители пеших прогулок в горах: гибкий цветной дисплей, вмонтированный в рукав, покажет текущее местоположение и направление, а через встроенные в капюшон наушники будут транслироваться необходимые аудиоинструкции. Путешественнику достаточно просто прибыть в интересующую его местность, а дальнейший путь ему опишет NavJacket, действуя в качестве автоматического гида. Куртка продемонстрирует также текущую скорость движения и прогноз погоды, автоматически рассчитает маршрут и время, оставшееся на его преодоление, а по ходу движения сможет давать комментарии.

В Италии работает спутниковый мобильный сервис HappySun Mobile, который позволяет загорающим на пляжах туристам легко и быстро получать важную информацию об уровне ультрафиолетового излучения на побережье Версилия. Ответив на девять простых вопросов, можно легко определить свой фототип, то есть чувствительность кожи к солнечному излучению. Затем на вебсайте сервиса или по SMS можно узнать всю интересующую информацию о защите от солнца и для правильного загорания: необходимый индекс защиты, время загорания и так далее. Можно также узнать и температуру воды Средиземного моря на данной момент.

Активно разрабатываются новинки, облегчающие передвижение туристов по крупным транспортным терминалам. Так, в лондонском аэропорту Heathrow появятся автоматические такси без водителей, которые будут перевозить пассажиров по его территории. Такси будут представлять собой кабины для четырех человек и багажа, передвигаться они станут по специальным бетонным дорожкам со скоростью до 40 км/ч. Пассажиры смогут задавать пункт назначения с помощью сенсорных экранов. Предполагается, что «маршрутная сеть» охватит не только сам аэропорт, но и близлежащие отели. Ждать такое такси придется не более 15 секунд, и оно не будет попадать в пробки.

Заботясь о пассажирах, которым нередко приходится проводить долгие часы ожидания в аэропортах в малокомфортных условиях, многие фирмы стали выпускать чемоданы-трансформеры (рис. 1). Так, российские дизайнеры создали «чемодан для Джеймса Бонда», преобразующийся в стул, книжный шкафчик с лампой и сейф. Новый чемодан от Henk’s также раскладывается в удобное кресло, а произведение британской компании Live Luggage стоимостью $1300 оснащено управляемым мотором, благодаря которому чемодан может передвигаться автоматически. Изобретение под названием Electric suitcase оборудовано мощной системой охраны: похитителя ожидает громкий сигнал сирены и, при включении соответствующего режима, удар величиной 80 тысяч вольт. Еще более необычен багаж под названием Fido: его можно запрограммировать на распознавание голоса владельца и соответствующие команды, а чемодан, недавно представленный в Китае, трансформируется… в велосипед (от $399). Henk’s также создали кейс нового поколения – с титановым покрытием, чувствительной поверхностью и трансформируемыми отделами.

 

Рис. 1. Трансформируемый чемодан.

 

Предлагаются решения, делающие возможным путешествия и отдых лицам с ограниченными физическими возможностями. Среди прочего, для такой категории создаются специальные пляжи (например, в Крымском городе-курорте Саки). А на пражской станции метро «Влтавска» был установлен необычный наклонный лифт, шахта которого располагается не вертикально, как обычно, а под наклоном. Такие лифты особенно удобны для граждан с заболеваниями опорно-двигательной системы. Прозрачная кабина, способная вместить до 10 человек, движется с той же скоростью, как и соседние эскалаторы.

Одним из важнейших направлений развития привлекательности дестинаций является реализация экологически ориентированных решений. Многие европейские города (Амстердам, Париж, Прага, Хельсинки и др.) развивают сеть велопроката для туристов. Причём, в ряде случаев прокат велосипедов является бесплатным. Совокупная протяжённость велодорожек в ряде столиц достигает нескольких сотен километров. Например, мэрия Праги планирует до 2010 года удлинить дороги для велотуристов до 450 километров.

Развивается использование возобновляемых источников энергии для работы туристских объектов. Француский горнолыжный курорт Ле Же в Порт дю Солей заменил дизельные генераторы на подъемниках солнечными панелями. Также объявлено, что системы искусственного заснеживания будут работать без добавок, а техника по подготовке трасс - на биоразрушающемся дизельном топливе.

В Нью-Йорке началась продажа кислорода, заключенного в многоразовые бутылочки. Это - следующий шаг после кислородных коктейлей, давно продающихся в оздоровительных центрах и фитнес-клубах. Теперь каждый горожанин может купить персональную бутылочку с кислородом Oxia за $70, а когда она опустеет, ее снова наполнят за $15. Одной бутылочки хватит примерно на 40 вдохов. Специалисты считают, что бутылочный кислород поможет жителям мегаполиса от стрессов, а туристам - справиться с нарушением суточного ритма. Продажа кислорода в индивидуальных баллончиках ведётся также и в Японии. Содержимого баллончика, крышка которого плавно превращается в маску, хватает на 35 вдохов.

А на улицах Шанхая появляются специальные пункты тишины. За небольшую плату жители и гости мегаполиса смогут отдохнуть от городской суеты и шума в звуконепроницаемых павильонах, которые будут установлены на центральных улицах Шанхая. Павильоны будут органично вписаны в архитектуру центральной части города. Шанхай был выбран в качестве экспериментальной площадки как один из самых шумных городов мира. На протяжении многих лет город испытывает серьезные проблемы с экологической ситуацией, к числу которых относится и чрезмерный шум на улицах.

Большой проблемой для туристов порой является забота о питомцах, оставляемых дома или забираемых с собой в путешествие. Турбизнес и здесь предлагает массу новых решений. В частности, в Анталье открылось кафе для туристов, путешествующих с собаками. Пока хозяева обедают, их питомцев не только накормят, но и выпустят погулять на специально оборудованной игровой площадке. Здесь же можно получить консультацию специалиста-дрессировщика, найти телефон инструктора и даже по картотеке подобрать четвероногому другу подходящую пару.

Первый на средиземноморском побережье пляж для собак появится на Кипре. Людям категорически запрещается купать собак в Средиземном море, но власти Кипра решили выделить «друзьям человека» кусочек солнечного побережья. Думать о пляжном отдыхе собак чиновники начали по рекомендации местного уполномоченного по правам человека.

Многие города, в том числе и Петербург, имеют гостиницы для домашних животных, где можно оставить своих любимцев на время отпуска или командировки. Следующим шагом развития индустрии гостеприимства могут стать гостиницы для комнатных растений. Открытие гостиницы для цветов – малозатратный бизнес. Реальные инвестиции потребуются только в помещение, причем можно использовать отдельную квартиру или комнату в собственной квартире. Из обстановки нужна мебель – полочки, столы, тумбочки. Формировать цену следует, ориентируясь на людей среднего достатка. В гостинице стоимость «номера» для одного цветка может быть 30-80 рублей в день в зависимости от его размера и набора услуг (поливка, опрыскивание, лечение и т.д.). При наличии помещения первоначальные вложения составят не больше $300. Параллельно можно оказывать услуги по профессиональному лечению цветов, пересадке, реабилитации, также можно продавать растения, инвентарь, удобрения.

Борьба дестинаций за туриста разворачивается и на столь специфичном, но жизненно важном для каждого направлении, как туалетный сервис. Причём, здесь внедряются как эксклюзивные, так и массовые решения. Недавно в Лондоне открылась первая дамская комната класса люкс. Вход в заведение стоит 5 фунтов, то есть $9,84. Туалет оборудован современной сантехникой, украшен цветами и ароматизированными свечами. Просторный холл, ненавязчивая музыка, играющая в каждой из 19 кабинок, продуманно расположенные светильники с неяркими лампочками делают его непохожим ни на какой другой. Кроме того, посетительницы найдут здесь фены и утюжки для выпрямления волос, а также смогут купить любую необходимую мелочь – от колготок и зубных щеток до наборов для макияжа и масел для ароматерапии. В перечень услуг входит даже небольшой сеанс у визажиста или массаж рук или ног.

Другое решение, внедрённое в этой сфере англичанами, связано с облегчением поиска туалета в популярных местах: в лондонском районе Вестминстер начала действовать новая услуга, которую уже окрестили «туалетом по вызову». Теперь туристам не обязательно заниматься поисками общественной уборной: достаточно просто отправить со своего мобильного телефона SMS со словом «toilet» на определённый номер, чтобы получить подробное описание пути до ближайшего заведения. Стоимость услуги составляет 25 пенсов за сообщение.

Власти Малайзии в рамках программы по привлечению в страну туристов начали установку на улицах столицы туалетов нового поколения, не имеющих аналогов на азиатском континенте. Кабинка нового туалета достаточно просторна и способна вместить взрослого посетителя с ребенком в возрасте до шести лет либо инвалидную коляску. Все пачкающиеся элементы проходят химическую обработку с последующей сушкой после каждого посетителя. Помещение автоматически дезинфицируется и заполняется ароматизатором. При создании новых кабинок были учтены пожелания туристов, путешествующих с маленькими детьми. Поэтому каждое помещение в обязательном порядке оборудовано столиком для переодевания малышей, а также специальным креслом с эластичными ремнями безопасности, куда на время можно посадить ребенка. Около каждой из кабинок дежурит специально обученный сотрудник коммунальных служб, владеющий как минимум двумя иностранными языками и всегда готовый оказать помощь посетителям в обращении с уникальными туалетами. При этом стоимость визита в малазийский туалет составляет менее $0,3.

Уличный туалет, скрытый под землёй, пока в нём нет нужды, заработал в китайском городе Цзинань провинции Шаньдун. Туалет «вырастает» из-под земли после того, как желающий воспользоваться этим чудо-устройством кидает монетку в щель аппарата, стоящего перед установкой. Таким образом, не заплатив за посещение этого «домика», воспользоваться им не удастся, и никаких контролёров-кассиров не нужно. Заодно пустующая кабинка оказывается защищённой от вандалов.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: