Соотношение между различными средствами агрессии

Таблица № 3.

Время Количество    

Средства агрессии

Общее
наблюдения 30 дней детей в группе Мальчики Девочки физические вербальные мимическо-пантомические деструктив-ные действия количество
1.01.2000 г. по 1 гр. - 20 7 13 118 60 22 4 204
3.04.2000 г.       58,8% 29,4% 11,7% 2,9%  
5.04.2000 г по 2 гр. - 21 9 12 138 76 38 10 262
7.05.2000 г.       52,6% 29% 15,5% 4,8%  
8.05.2000 г. по 3 гр. - 15 8 7 54 30 20 6 110
10.06.2000 г.       50% 27,2% 18,1% 5,5%  
Сумма 56 24 32 310 166 80 20 576
        55% 29% 14% 3%  

 

 

Анализируя особенности агрессивных проявлений, их количество и интенсивность, я смогла выделить наиболее агрессивных детей. Основными критериями отбора этих испытуемых явились частота агрессивных проявлений, их продолжительность и интенсивность, а также инициативный характер агрессивных действий.

В дальнейшем с педагогами и родителями этих детей были проведены беседы, цель которых состояла в выяснении особенностей социальной ситуации развития ребенка в семье и группе детского сада, в уточнении характера дезадаптации этих детей.

Также выяснилось, что мальчики чаще используют физическую агрессию и деструктивные действия 81% против 65% у девочек. В тоже время можно отметить, что мальчики, практически, не используют мимические и пантомимические средства агрессии, и, по сравнению с девочками, реже пользуются средствами вербальной агрессии. Девочки же больше склонны к проявлению вербальной и мимико-пантомимической агрессии (23% против 9%).

Классифицируя зафиксированные средства агрессии можно отметить, что вступая в конфликт, дети пытаются использовать разнообразные приемы (табл. 4). К физическим, вербальным, мимическим и пантомимическим, а также к деструктивным действиям были отнесены следующие приемы: ударить руками или ногами, толкнуть, укусить, поцарапать, дернуть за волосы, ударить предметом, измазать лицо или одежду, плюнуть, обозвать или нагрубить, пригрозить физической расправой, натравить на обидчика другого ребенка, показать язык, фигу, “состроить рожу”, погрозить кулаком, сломать или бросить игрушку, порвать книгу, рисунок, испортить вещь принадлежащую другому и т.д. В таблице № 5 они идут под теми же номерами.

 


Таблица № 4.

Классификация использованных детьми средств агрессии

Физические Вербальные Мимические и пантомимическ. Деструктивные действия
1.Ударить руками 2. Ударить ногами 3. Толкнуть 4. Укусить 5 Поцарапать б. Дернуть за волосы 7.Ударить предметом 8. Измазать лицо, одежду 9. Плюнуть 1.Обозвать 2.Нагрубить 3.Погрозить физ.  расправой 4.Натравить на обидчика другого 5.Организовать “заговор” против сверстника 1.Показать язык 2.Фигу 3. “Состроить рожу” 4. Погрозить кулаком 1.Сломать, бросить игрушку 2.Порвать книгу, рисунок 3.Испортить вещь, принадлежащую другому

 

Таблица № 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: