В условиях привлечения иностранного капитала

 

Китайское правительство никогда не стремилось добиться благосклонности со стороны международных деловых кругов за счет быстрого снятия тарифных и количественных барьеров на пути импортных товаров и услуг. Более того, накануне начала переговоров о вступлении в ГАТТ в 1986г. ставки импортных пошлин по большинству товарных групп были резко увеличены с тем, чтобы создать китайской стороне поле для последующих переговорных уступок. В дальнейшем, импортные тарифы многократно снижались, постепенно отменялись и многие количественные ограничения, но и по сей день внутренний рынок Китая остается сравнительно закрытым для поставок готовой продукции из-за рубежа. И это само по себе выступает как мощный стимул для прямых иностранных инвестиций в Китае: ведь если невозможно осваивать крупнейший в мире рынок за счет прямых экспортных продаж, то не остается ничего другого, как создавать предприятия в самом Китае и учитывать при этом объективные интересы принимающей стороны.

Но даже прямые инвестиции сами по себе вовсе не гарантируют свободного доступа на китайский рынок. Партнерами иностранных инвесторов по совместным предприятиям в абсолютном большинстве случаев выступают китайские предприятия госсобственности или территориальные и отраслевые органы управления. Поэтому завоевание новых сегментов рынка в значительной степени зависит от использования уже имеющихся сбытовых сетей китайского соучредителя СП или же от непосредственной административной поддержки органов власти.

Это обстоятельство активно используется китайскими властями: продвижение продукции предприятий с иностранным участием на внутренний рынок ставится в зависимость от уровня передаваемой технологии. Баланс интересов соблюдается за счет так называемых «органических контрактов», описывающих отношения партнеров в динамике. Например, китайский партнер обязуется создавать новые сбытовые сети в КНР в обмен на будущие усовершенствования передаваемой технологии. Или же в обмен на подготовку дополнительных контингентов местных специалистов, китайская сторона обязуется закупать у зарубежного партнера запчасти и комплектующие.

Вместе с тем уже на стадии подготовки инвестиционного соглашения принимающая сторона стремится обеспечить гарантии реального освоения технологии. Существует неформальное правило, по которому при внесении долей в уставной капитал СП инвестиции иностранного партнера в виде технологии не должны составлять более 15-20℅ его пая. Остальная часть должна вноситься другими факторами производства или денежными средствами. Это делается для того, чтобы избежать случаев, когда китайская сторона будет вынуждена в одиночку нести все финансовые расходы и, соответственно, брать на себя возможный риск и убытки в освоении технологии.

Для предприятий с иностранными инвестициями, использующих действительно современные технологические процессы, одна из главных проблем – это поиск китайских партнеров, способных поставить сырье и комплектующие нужной спецификации и должного качества. Чаще всего использование местных поставок становится возможным только после оказания технической помощи соответствующим китайским предприятиям. Во многих случаях требуются дополнительные капиталовложения и создание новых СП, теперь уже по производству не конечной, а промежуточной продукции.

 Китайская сторона обыгрывает эти обстоятельства еще на стадии подготовки инвестиционных соглашений. В КНР, в отличие от многих других развивающихся стран, не существует закрепленных законодательно требований к доле отечественных материалов в себестоимости конечной продукции СП. Но фактически такие требования устанавливаются на индивидуальной основе применительно к каждому сколь-нибудь значимому инвестиционному проекту: в инвестиционных соглашениях темпы продвижения продукции на внутренний рынок ставятся в зависимость от темпов перехода с импортных на местные источники снабжения. В последние годы локализация источников таких поставок стала все активнее поощряться и мерами макроэкономической политики. Изданный в 1995г. «Индустриальный каталог по иностранным инвестициям» предусматривает, что в рамках многих отраслей налоговые льготы должны в первую очередь предоставляться производителям промежуточной продукции, а не готовых изделий. По мере вступления в строй все большего числа предприятий с иностранным участием для ряда отраслей китайской экономики, особенно производящих потребительские товары длительного потребления, стала актуальной проблема перепроизводства и образования избыточных мощностей. С этим и было в первую очередь связано издание «Индустриального каталога», существенно затруднившее процесс утверждения проектов и получения налоговых льгот в «ограничиваемых» отраслях.

В конце 90-х гг. стала очевидной и другая проблема, связанная с крупномасштабным присутствием иностранных инвесторов в китайской экономике. Продукция предприятий с иностранным участием все активнее вытесняет с рынка изделия, реализуемые под традиционными китайскими торговыми марками. В последние годы в большинстве категорий товаров на «пятерку» ведущих китайских торговых марок приходилось менее 10℅ продаж. Реагируя на такого рода ситуации, китайские власти прибегают к мерам как экономического, так и административного характера. Например, ряду национальных производителей были предоставлены индивидуальные таможенные льготы. На рынках пива и ряда товаров бытовой техники были установлены прямые количественные ограничения для продаж продукции под иностранными торговыми марками. И, кроме того, во многих случаях уже на стадии подготовки инвестиционных соглашений зарубежных предпринимателей обязывают теперь продавать часть продукции под китайскими торговыми марками.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: