Рынка с иностранным участием

Первые шаги по «открытию» фондового рынка воспринимались как еще одно подтверждение готовности руководства КНР развивать и дальше сотрудничество с иностранным капиталом. К тому же они совпали по времени с окончанием периода антиинфляционной политики «урегулирования» 1988-1991 гг. и вступлением китайской экономики в очередную фазу ускоренного роста. Интерес к акциям китайских предприятий укладывался в общую тенденцию, свойственную мировым рынкам капитала 1992-1993 гг.: вследствие снижения процентных ставок в США и других развитых государствах средства международных институциональных инвесторов устремились на «нарождающиеся рынки», в том числе и странах Восточной Азии.

Агрегатные индексы акций типа «В» в Шанхае и Шэньчжэне в 1992-1993 гг. переживали длительные периоды бурного роста, хотя и были подвержены значительным колебаниям. А прирост индекса акций типа «Н» во второй половине 1993г. опережал темпы увеличения индекса «Хан Сен», главного индикатора фондового рынка Гонконга, более чем на 80%-ных пунктов. Три предприятия – эмитента акций «Н» (Мааньшаньский сталелитейный комбинат, Шанхайский нефтехимический завод и пивной завод Циндао) вошли в 1993г. в «пятерку» компаний, аккумулировавших наибольшие суммы капитала на гонконгском рынке.

Предприятия – эмитенты, как правило, относились к числу лидеров в своих отраслях. Средства, мобилизованные на фондовых рынках, предполагалось использовать прежде всего для их технологической модернизации. Реорганизация предприятия в АО с иностранным участием должна была выступить средством повышения их эффективности – как за счет перестройки менеджмента, так и за счет изменений во взаимоотношениях с государством. К примеру, в результате акционирования доля иностранных инвесторов в уставных капиталах завода электронно-вакуумной аппаратуры и нефтехимического завода в Шанхае превысила 25%, и эти предприятия стали уплачивать подоходный налог по ставке для СП в 33% - вместо 55%, уплачивавшихся в то время госпредприятиями. В последствие штаб-квартиры обеих компаний переехали в преференциальную «зону развития» Пудун в восточной части Шанхая, в результате чего ставка налога снизилась еще больше – до 15%. Для некоторых предприятий, расположенных во внутренних провинциях, а не в приморских зонах с особо льготным инвестиционным режимом, налоговые обязательства были снижены в индивидуальном порядке – благодаря инициативам местных властей. В частности, такие привилегии были предоставлены Мааньшаньскому сталелитейному комбинату (пров. Аньхуэй) и Куньминскому машиностроительному заводу (пров. Юньнань).

В ряде случаев (Мааньшаньский комбинат, Шанхайский нефтехимический завод, Шаньдунский энергетический комплекс) акционирование сопровождалось разрешением реализовывать большую, чем раньше, долю продукции по свободным рыночным ценам, что особо важно для предприятий тяжелой промышленности и энергетики – отраслей, традиционно подверженных наиболее жесткому государственному регулированию. Превращение в АО в определенной мере способствовало также разгрузке балансов предприятий от многочисленных объектов социальной сферы. Например, при акционировании завода полиграфического машиностроения «Бэйжэнь» все такого рода объекты были переданы в ведение вышестоящей государственной организации.

Тем не менее, период эйфории инвесторов по поводу китайский акций был сравнительно недолгим. Общие предпосылки для изменения ситуации были созданы корректировкой макроэкономической политики китайского правительства. Увеличение темпов экономического роста, начавшееся в 1992г., сопровождалось резким ускорением инфляции, и в целях борьбы с наметившимся «перегревом» экономики власти были вынуждены уже в середине 1993г. перейти к сдерживанию роста методами жесткой кредитно-денежной политики. Непосредственное воздействие повысившихся процентных ставок на поведение иностранных инвесторов не могло быть значительным – как ввиду неразвитости механизмов перелива капитала между отдельными финансовыми рынками, так и из-за относительной изолированности рынков акций для зарубежных инвесторов. Гораздо более важным оказалось опосредованное влияние: меры по «связыванию» совокупного спроса повлекли за собой сокращение заказов на продукцию акционированных предприятий.

Речь шла не только об абсолютном сокращении спроса, но и о неплатежах покупателей за фактически поставленную продукцию. Уже к концу 1993г. у четырех из шести предприятий, разместивших акции в Гонконге, темпы увеличения кредитной задолженности намного перекрыли темпы прироста продаж. Например, у завода Циндао при увеличении продаж в течение 1993г. на 35% задолженность покупателей выросла на 230%.

Кредитные ограничения оставались в силе и два последующих года: успехи в борьбе с инфляцией были достигнуты только лишь к концу 1995г. в таких условиях стартовые преимущества акционированных предприятий как прибыльных объектов для вложений оказались под сомнением. Более того, у предприятий, впервые вышедших на фондовые рынки 1994-1995 гг., изменился характер мотивации к акционированию. Привлечение иностранных инвестиций стало восприниматься многими хозяйственниками как альтернативный слишком дорогому банковскому кредиту метод пополнения ликвидности для ведения текущих операций.

Существенные и сами по себе, трудности приспособления к жесткой финансовой политике выявили глубокие проблемы АО с иностранным участием, связанные с недостаточно четким разграничением прав собственности. В особенности это касается наиболее распространенного на практике случая, когда акции иностранных инвесторов реализует еще недавно полностью государственное предприятие. Обычно государство сохраняет за собой настолько значительную часть акций, что трудно говорить о реальных возможностях влияния на деятельность предприятия со стороны привлекаемых инвесторов. Да и само понятие «контрольного пакета» является достаточно эфемерным в условиях, когда и китайские и иностранные инвесторы не могут покупать акции, для них специально не предназначенные. В то же время, учитывая многочисленность административных ведомств, от которых обычно зависит китайское предприятие, трудно определить, какое из них и в какой мере форме должно представлять интересы государства и нести ответственность в пределах доли государства в акционерном капитале. На практике решение этого вопроса зависит от соотношения сил отдельных групп правящей демократии. В такой ситуации ни китайские, ни иностранные частные инвесторы не могут эффективно воздействовать на формирование управленческих структур компаний.

В итоге отсутствие действенного контроля со стороны собственника приводит к реализации акционированными предприятиями преимущественно краткосрочных интересов, часто не связанных с профилем деятельности. Например, администрации пивного завода Циндао и электротехнического предприятия «Дунфан» использовали привлеченные средства иностранных инвесторов для ведения кредитных операций, а руководство завода «Бэйжэнь» - на операции с недвижимостью. Госструктуры, выступающие учредителями компаний с китайской стороны, на деле рассматривают эти средства как возможность получения «быстрых денег», а не в плане интересов стратегического инвестирования. Именно этим можно объяснить тот факт, что, несмотря на финансовые трудности, многие предприятия выплачивали весьма щедрые дивиденды.

На ликвидности акций для иностранных инвесторов негативным образом сказывались и проблемы, связанные с недостаточной развитостью в КНР рынков факторов производства. При первичной эмиссии акций китайские специалисты исходили обычно из оценок балансовой стоимости, которые завышают реальный потенциал доходности и не подтверждаются рынком в ходе последующих биржевых котировок. Запрет на допуск иностранных инвесторов к срочным сделкам с валютой препятствовало страхованию валютных рисков, связанных с операциями на рынке акций типа «В». Держатели таких акций могут осуществлять операции на биржах только через иностранные брокерские фирмы. Те же из брокеров, кто не представлен на биржах непосредственно, вынуждены осуществлять сделки через своих китайских агентов. Это удлиняет сроки прохождения информации и, соответственно, увеличивает уязвимость операций от колебаний валютных курсов.

Низкая ликвидность акций и высокий риск операций с ними способствовали быстрому вымыванию с рынков сколь-нибудь крупных индивидуальных инвесторов из-за рубежа. В 90-е гг. иностранные инвестиции осуществлялись главным образом через специализированные инвестиционные фонды, позволяющие диверсифицировать риски вложений. Обычно сфера деятельности таких фондов не ограничивается сделками с акциями типов «В» или «Н», а включает широкий набор так называемых «китайских игр» - операций с акциями компаний, имеющих интересы в КНР. К их числу относятся гонконгские, тайваньские и южно-корейские формы, занимающиеся торговлей с КНР или разместившие там базы экспортного производства, а также «красные фишки» - гонконгские филиалы крупных государственных компаний КНР.

К середине 1994г. за пределами КНР было создано около 40 инвестиционных фондов, занимающихся операциями с китайскими акциями. Их организация активно поощрялась китайской стороной. В создании некоторых непосредственно участвовали государственные органы КНР, отвечающие за привлечение иностранных инвестиций.

Другим средством оживления рынков призваны были стать «американские депозитарные расписки» (АДР) – производные ценные бумаги, выпускаемые американскими банками, в которых депонируются акции иностранных компаний. АДР сами по себе являются объектом операций на фондовых рынках США и других стран. Соответствующие банковские гарантии должны повысить престиж акций китайских предприятий – эмитентов и одновременно – уменьшить риск операций с ними для иностранных инвесторов. Первый в Китае выпуск АДР был осуществлен в декабре 1993г. шанхайским предприятием – производителем оборудования для текстильной промышленности «Ерфанцзи», выпустившим ранее акции типа «В».

Также популярными стали непосредственные вложения в уставные капиталы действующих предприятий, не прошедших акционирования и листинга. Такой метод инвестирования часто называют «прямыми покупками». Это своего рода операции спекулятивного характера, собственно иностранные инвестиции при этом сводятся к краткосрочным денежным вливаниям. Ставится задача быстро повысить привлекательность активов предприятия и затем выгодно перепродать их. Такой метод также позволяет преодолевать некоторые ограничения, свойственные сложившейся структуре фондового рынка. Суммы активов не подвергаются искусственному делению на предназначенные для внутренних и внешних инвесторов, и это позволяет иностранным вкладчикам реально приобретать контрольные пакеты предприятий. Процедура оценки менее бюрократизирована, и цена активов в отношении к их доходности оказывается обычно в 3-4 раза дешевле, чем при покупках акций «В» и «Н».

 

 

Заключение.

Отличительной чертой китайской практики сотрудничества с иностранным капиталом является, в первую очередь, многообразие форм привлечения инвестиций, а также постепенный и долговременный процесс.  

Можно сделать вывод, что инвестиционному режиму КНР в различных сферах экономики свойственны те же тенденции, что и «политике открытости» в целом:

· Постепенность реализации.

· Возможность возвратных движений.

· Дифференцированность режимов в зависимости от конкретной ситуации в той или иной области.

· Широкое применение различных промежуточных и переходных форм инвестиционного сотрудничества.

Подходу китайского руководства к развитию акционерной формы совместного предпринимательства свойственны следующие тенденции:

· Многовариантность.

· Постепенность в сближении режимов хозяйствования для иностранных и национальных инвесторов.

· Экспериментальная обработка новых методов в рамках определенных территорий.

 

Список использованной литературы:

1. Манежев С.А. Иностранный капитал в экономике КНР. М., 1990.

 

2. Мозиас П.М. Перспективы инвестиционного сотрудничества с Китаем. –     

Финансовый бизнес, 1997, №10.

 

3. Мозиас П.М. Привлечение иностранного капитала в акционерной форме:

опыт КНР. – Проблемы Дальнего Востока, 1997, №1, №2.

 

4. Мозиас П.М. Либерализация инвестиционного режима: опыт Китая. –

Проблемы Дальнего Востока, 1999, №4. 

 

5. Портяков В.Я. Рынок акций в Китае. – Проблемы Дальнего Востока, 1998, №3.

 

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Бурятский Государственный Университет

Восточный Факультет

 

Реферат

на тему:

 «Иностранные инвестиции в экономике Китая».

                                                                         Выполнила: Шкедова Л. Проверил: Шохоев Э.К.

 

 

г. Улан-Удэ,

2009 

 

 

  

      

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: