Физиологические и психологические возрастные особенности баскетболистов 16-17 лет

 

Спортивные игры, в том числе баскетбол, являются прекрасным средством развития физических качеств человека, формирования его осанки, укрепления здоровья. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать имеющиеся резервы двигательного аппарата.

Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка.

Разнообразные воздействия во время игры стимулируют созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствуют проявлению наследственных (генетических) возможностей нервной системы.

Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность - мгновенная оценка ситуации, решение тактической задачи, выбор ответных действий. Игрок, находящийся на площадке, должен оценивать расположение игроков своей команды и соперника, анализировать особенности возникающих комбинаций, предвидеть направления передач мяча и т. п.

В условиях недостатка времени успешность его действий определяется не только правильностью выбранных решений, но и скоростью осуществления нервных процессов.

К 14-16 годам мозг по своему развитию приближается к уровню мозга взрослых, что позволяет переходить к этапу углубленной тренировки. В этом возрасте юные спортсмены уже могут не только управлять своими движениями в самых разнообразных условиях, но и осваивать тонкости тактического мышления.

Программирование предстоящих движений должно отличаться у юных баскетболистов большой точностью, несмотря на недостаток времени. Многие действия в баскетболе (броски, передачи) весьма кратковременны. В такие промежутки времени невозможно вносить поправки при выполнении движения.

При разучивании новых движений очень важно приучать ребят к переменной мощности работы, разнообразным интервалам передвижений и отдыха, к выполнению точных действий в разных условиях и при различной скорости перемещений. Даже при разучивании стандартных движений, например штрафных бросков, изменение высоты корзины, её размеры, веса и объема мяча, расстояния до корзины, угла броска приводило к резкому улучшению точности бросков у юных баскетболистов по сравнению со спортсменами, которые разучивали эти броски в стандартных условиях.

На эффективность игровой деятельности баскетболиста оказывают влияние его интеллектуальные качества, особенности типа нервной системы, способность к тактическому мышлению. В спортивных играх необходимы специальные интеллектуальные качества: быстрота и объем зрительного восприятия, скорость переработки информации, развитое оперативное мышление, хорошая кратковременная память, устойчивость внимания, помехоустойчивость и др. Способность к решению простых зрительно – моторных задач улучшается уже в 12 лет и продолжает развиваться до 16 лет. Задачи, требующие восприятия более сложных ситуаций, переработки большего количества информации и выбора действий, решаются лучше с 14 летнего возраста. Следовательно, в этом возрасте необходимо выявлять и развивать способности к оперативному мышлению.

В баскетболе, где спортсмену постоянно нужно зорко следить за передвижениями игроков и мяча, роль зрения особенно велика. В процессе многолетней тренировки именно в зрительной функции происходят наибольшие изменения. Глаз игрока видит значительно большую часть пространства, чем глаз нетренированного человека. Это облегчает ориентировку игроков на поле, улучшает их взаимодействия, повышает эффективность технических действий.

У баскетболистов 13-16 лет уже достаточно повысилась устойчивость вестибулярного аппарата – даже после вращений на специальном кресле у них не нарушается деятельность скелетных мышц. Высокого развития чувства равновесия и устойчивости вестибулярного аппарата они достигают на 2-3 года раньше, чем сверстники, не занимающиеся систематической тренировкой.

Для совершенного управления движениями большое значение имеют сигналы от мышц и кожи человека, которые информируют мозг о скорости движения и напряжения различных мышц, о положении рук и ног, о контакте с опорой и мячом.

Мышечное чувство у наибольшей степени повышается у баскетболистов к 13-14 годам. Особенно оно развивается для тех суставов, которые имеют основное значение для игры.

На протяжении всего периода школьного обучения продолжается окостенение различных частей скелета. К 13 годам завершается окостенение запястных и пястных отделов рук; окостенение фаланг пальцев ног происходит у юношей – к 15-21 году, пальцев рук – на 1-2 года позже. Окончательно этот процесс завершается лишь к 25 годам. Недостаточная зрелость опорного аппарата требует особого внимания при организации физического воспитания и спортивной тренировки в подростковом возрасте.

В возрасте 7-18 лет происходят значительные изменения состава, длины и толщины мышечных волокон. Вес мышц к 17-18 годам составляет 44% и более от массы тела. Это обусловлено соответственно рост мышечной силы. У спортсменов вес мышц может достигать 50% веса тела. У юных спортсменов в мышечных волокнах больше воды и меньше плотного остатка. Они более эластичны, чем мышцы взрослого. Мышцы легче растягиваются и при большой подвижности в суставах обеспечивают большую амплитуду движений (проявление качеств гибкости).

К.И. Чуковский писал [14], что чувство времени – для человечества новое, что животные совершенно не знают его и что вследствие биологической своей половины оно не успешно прочно закрепиться в человеческой психике. С этим можно согласиться, если учесть, что человеческое осмысление времени неотделимо от установления общепринятых и повсеместно распространенных способов отсчета и измерения времени. Может быть, именно потому на протяжении тысячелетий вопрос “ что такое время? ” не перестает волновать поколения мыслителей, что заново и заново каждому из поколений приходиться искать свой смысл жизни, а вместе с ним и свое понимание времени? Но если все это так и обстоит, то нынешние поколения людей располагают исключительно благоприятными возможностями для осмысления времени по сравнению со всеми предыдущими поколениями.

В реальном времени любой конкретный процесс имеет свое начало и конец, свою меру продолжительности. И свою хроноструктуру, то есть закономерное строение из последовательных состояний и фаз, стадий и этапов. Ну и, само собой разумеется: всякий процесс развертывается не иначе как на фоне процессов более широких и более продолжительных. Для планеты в целом это процессы космического и геологического масштаба, процессы эволюции живого на Земле.

Общие правила определения продолжительности какого-либо процесса несложны – надо отметить на шкале времени моменты начала и конца процесса, измерить величину интервала между ними, это и будет продолжительность процесса. Величины продолжительности разнообразных реальных процессов, составляющих наш мир и наше существование в нем, распределяются в чрезвычайно широком диапазоне интервалов времени – от долей секунды до многих миллиардов лет. Сила мысли и знания – беспредельна, а воображение и фантазия – непобедимы.

Психологическое восприятие времени сводится к тому, что время медленнее всего течет в начале жизни, когда происходит максимальное число событий. Наконец, по мнению многих исследователей, длительности отсчитываемых организмом интервалов времени зависит от интенсивности обмена веществ. На различных этапах развития превалирует различные типы регулирования: от регуляции в самой клетке до сложнейших отношений в высшей нервной деятельности.

Старший школьный возраст, или ранняя юность, охватывает период с 15 до 17-18 лет. В эти годы продолжается переход от детства к взрослости, к физической и духовной зрелости. Физическое развитие юношей и девушек протекает относительно спокойно. У них замедляется рост тела в длину, увеличивается и стабилизируется вес, быстро растет мышечная сила, развивается выносливость, повышается работоспособность. Постепенно сглаживаются характерные для подростков несоответствия в росте костей и мышц, сердца и сосудов, уравновешивается кровяное давление, устанавливается ритмичная работа желез внутренней секреции. В этом возрасте заканчивается половое созревание.

Наступающая физическая зрелость расширяет возможности старшеклассников: им становятся доступны все виды силовых упражнений на выносливость. За счет развития этих качеств у них заметно повышаются спортивные результаты. В некоторых видах спорта ранняя юность является периодом максимальных достижений.

Ведущей деятельностью старшеклассников является учебное - профессиональная деятельность. В процессе этой деятельности у них развиваются познавательные и профессиональные интересы, способность строить жизненные планы, вырабатывать нравственные идеалы.

Всему этому способствует целый ряд факторов: введение новых предметов и усложнение содержания обучения в старших классах школы; использование более активных форм учебных занятий (уроков типа лекций, лабораторных работ, написания рефератов); участие в олимпиадах по различным предметам; установление связей с промышленностными, сельскохозяйственными и другими предприятиями, с вузами. К будущей профессиональной деятельности готовят старшеклассников и занятия физической культурой и спортом. Они обеспечивают физическую закалку, воспитывают трудолюбие, выдержку и другие ценные психические и физические качества.

К профессиональной деятельности старшеклассников побуждает и их новое положение в системе общественных отношений, связанное с получением паспорта в 14 лет, а в 18 лет – избирательного права и возможности вступить в брак. Перед ними встают новые, всё более сложные и ответственные задачи.

Учебно-профессиональная деятельность старших школьников определяет развитие их личности, познавательной деятельности, возникновение новых психических образований.

Устремлённость в будущее - внутренняя позиция старших школьников. Если подросток живёт главным образом настоящим, то старший школьник устремлён в будущее. Он задумывается над своим призванием, стремится выбрать профессию. Это устремлённость существенно влияет на упрочнение связи между учебными и профессиональными интересами. Вступление во взрослую жизнь обычно сопровождается «ролевым экспериментированием». Старшеклассники как бы примеряют к себе различные социальные роли, на собственном опыте пытаются познать каждую из них. В смене этих, нередко противоположных ролей выражается внутренняя противоречивость процесса самоопределения.

Познавательная деятельность учащихся старших классов характеризуется дальнейшим развитием теоретического мышления. Оно приобретает личностный и творческий характер. Совершенствуется наблюдательность, произвольная память, произвольное внимание.

Развитие теоретического мышления обуславливается переходом от усвоения сравнительно конкретных начальных научных знаний к изучению всё более общих закономерностей.

Личностный характер мышления проявляется в стремлении иметь обо всём собственную точку зрения. Если подростку, встретившемуся с новым явлением, достаточно понять его, то старшему школьнику, кроме этого, интересно узнать, что известно о нём в науке и практике. Если имеются разные точки зрения, то он старается разобраться в них и составить собственное мнение.

Творческий характер мышления проявляется в способности личности выходить за рамки обыденных представлений, искать непроторенные пути. Как показали беседы с тренерами; многие юные спортсмены критически относятся к тому, чему и как их учат. Они пытаются более целесообразно использовать свои индивидуальные достоинства или компенсировать недостатки. Однако под влиянием порыва чувств и юношеской увлечённости их действия не всегда оказываются рациональными.

Значительные изменения происходят у старших школьников в эмоциональной сфере. У юношей и девушек заметно расширяется круг личностно-значимых отношений к различным сторонам жизни. Поэтому их эмоциональный мир значительно богаче, чем у подростков, отличается разнообразием и более высокой дифференцированностью переживаемых чувств. Всё это проявляется в расширении и углублении сферы моральных, эстетических и интеллектуальных чувств. Настроение старшеклассников характеризуется большей устойчивостью и осознанностью. У них повышается способность контролировать и регулировать свои эмоциональные состояния. Это связано и с более высоким уровнем развития воли по сравнению с подростками. Он характеризуется, преобладаем в волевой активности процессов сознательной саморегуляции: самоприказания, самоубеждения, самоободрения.

Изменения в познавательной деятельности, эмоциональной и волевой активности у старших школьников сопровождается ростом их самосознания.

Самосознание в старшем школьном возрасте приобретает качественно новые черты.

К познанию своего внутреннего мира стремятся и подростки, но у старшеклассника как бы раскрываются глаза на самого себя. Он внезапно обнаруживает у себя целый мир новых чувств, связанных с красотой природы, восприятием музыки, ощущением собственного тела и др. юноша стремится к размышлению о самом себе, о своей непохожести на других, о своей зрелости.

Повышенный интерес к своему внутреннему миру обуславливается позицией самоопределения старшего школьника. Конкретно это выражается в осознании к самооценке своих способностей, моральных, волевых и других качеств. Самооценка старшего школьника становится обобщённой (у подростка она сравнительно односторонняя и неустойчивая). Он способен полнее и глубже разобраться в своих мыслях и переживаниях, действиях и поступках, может составить о своём «Я» более устойчивое и полное представление. На основе самооценки качеств и свойств личности, а также успехов в деятельности и взаимоотношениях с людьми у старших школьников формируется самоуважение.

Самоуважение – обобщённое отношение школьника к самому себе, отражающее степень принятия или непринятия себя как личности. У юных спортсменов с высоким самоуважением преобладает очень действенный мотив – стремление к успеху, однако они не редко переоценивают себя, проявляют самоуверенность, а иногда высокомерие, тщеславие, зазнайство. В старшем школьном возрасте происходят качественные сдвиги в нравственном сознании и поведении учащихся. У них вырабатываются собственные моральные взгляды и убеждения, основанные на уяснении очень сложных понятий о долге и чести, о чувствах личной гордости и собственного достоинства. Старшие школьники способны чувствовать тончайшие оттенки многих нравственных понятий и поэтому довольно точно отличают упорство от упрямства, гордость от кичливости. Они предают большое значение развитию у себя тех нравственных качеств, которые особенно важны для установления дружеских отношений и взаимопонимания. Такими считают чуткость и верность, умение ценить дружбу и товарищество, умение прислушиваться к мнению других, уважать чувства и убеждения другого человека. Однако раннюю юность не следует переоценивать. Наблюдение и практика показывают, что некоторые учащиеся ко времени окончания средней школы проявляют ошибочные и незримые нравственные взгляды и поступки. Они не всегда могут разобраться в отдельных жизненных фактах, литературных произведениях, кинофильмах особенно зарубежных, не всегда оказываются противостоять взглядам чуждым нашему обществу. Всё это диктует необходимость усилению идейно-воспитательной работы с учащимися. У старших школьников интенсивно формируется мировоззрение. В его формировании особенно большая роль принадлежит обществознанию – предмету, который объединяет научные знания о развитии природы и общества в целостную систему, позволяет понять место человека в природе и обществе, пояснить характер его отношения к окружающей среде и к самому себе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: