Влияние чувства времени и пространства на успешность занятий спортом. Система тренировок

 

Среди спортсменов индивидуально-психологические различия, связанные с временными характеристиками деятельности, особенно заметны, так как они существенно влияют на выбор спортивной специализации и успешность роста спортивного мастерства [Е.Б. Сологуб, В. А. Таймазов, 2000].

В результате постоянного воздействия многократно повторяемой двигательной спортивной деятельности высокое специализированное воздействие получают и многие психические функции человека, и личность спортсмена. Например, развитие различных «специализированных восприятий» или «специализированных чувств». Формирование этих чувств происходит при тесном взаимодействии человека и среды. Так, в плавании это будет «чувство воды»; в прыжках - «чувство планки»; в боксе – «чувство дистанции»; в борьбе – «чувство ковра»; в спортивных играх – «чувство мяча» и во всех видах спорта – «чувство времени».

Тренировка чувства времени не должна быть сведена только к сокращению длительности движения. Более 100 лет назад это уже осознавал П.Ф. Лесгафт, который считал совершенно необходимым тренировать не только двигательную активность, но, прежде всего восприятие пространства и времени, поскольку они неразделимы. «Легко убедится – писал он – в том, что в представлении движения содержится также представление пространства и времени» [5].

Поскольку в спорте временные интервалы исчисляются десятыми и сотыми долями секунд, а пространственные взаимосвязи носят очень точный характер, важную роль в системе спортивной подготовки должны занимать специальные упражнения в правильном восприятии и адекватном предвосхищении (антиципировании) времени и пространства. При успешных тренировках в чувственном опыте спортсмена создаётся… «особый мир субъективного времени»…, причём тренировки сделали этот мир… «адекватными субъективному времени» [Геллерштейн С. Г., 1969].

В основе всех методов тренировки чувства времени лежит принцип обратной связи – спортсмен в той или иной форме получает информацию об истинной длительности явлений (длительность его собственного движения, отмериваемого или оцениваемого интервала или длительности индивидуальной минуты).

Система тренировок предполагает несколько этапов:

1. Совершенствование скорости простой двигательной реакции (на зрительный раздражитель) при ежедневной 30-кратной её проверке на специальном стенде, когда испытуемый просто старался реагировать как можно быстрей.

2. Спортсмен должен научиться связывать свои действия с ощущением времени, то есть сознательно и оценивать скорость своих реакций.

3. Каждому спортсмену ставится задача овладеть скоростью своих реакций настолько, чтобы научиться управлять латентным временем, укорачивая и удлиняя его по заданию.

4. На завершающем этапе исследований экспериментатор представлял испытуемым инициативу в выборе очередного задания. После выполняя реакции, испытуемый производил самооценку (вслух), затем экспериментатор сообщал ему объективный результат. Далее следовал процесса и сравнения субъективного результата.

В.С. Фарфель (1975) считает такой подход к тренировке чувства времени у спортсменов очень плодотворным, полагая, что управлять временем движения можно до одной тысячной секунды (0,001с.). Автор дал подробную сводку данных разных исследователей, практически добивающихся увеличения спортивных результатов путём упражнения в субъективной оценке длительности собственных движений, подкрепляемых объективными сведениями. Тренировка чувства времени, представляющая как всякая тренировка физиологическую адаптацию к нагрузке, относится к числу тренировки очень сложной деятельности. В данном случае нагрузкой является необходимость всё более точно определить заданные временные отношения и (или) произвести те или иные действия в заданные сроки.

Индивидуальная минута увеличивается при смене впечатлений и при высоких (но не чрезмерных) физических нагрузках. При этом величина прироста длительности минуты прямо пропорциональна степени адаптоспособности и двигательной активности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: