Использование механизмов распределения для повышения конкурентоспособности предприятия ООО «Полянский пивоваренный завод»

Для формирования наиболее оптимальной стратегии предприятия необходимо использовать матричные стратегические модели, из которых мы выделяем матрицу И. Ансоффа, наиболее соответствующую типу деятельности нашего предприятия.

Экономист И. Ансофф еще в 50-е годы ХХ в. разработал матрицу роста компании с учетом корпоративных возможностей с включением совокупных характеристик рынка и товара на нем.

 

Рис.18 Матрица И. Ансоффа

 

Согласно данной матрице для ООО «Полянского пивзавода» наиболее оптимальной является стратегия проникновения, так как пиво является уже разработанным товаром, а рынок пива – одним из развитых рынков.

Как уже рассматривалось во второй главе рынок пива в России и в частности в Омске представлен большим количеством игроков с высоким ассортиментом предлагаемого товара, рассчитанного на различные целевые группы.

Пиво в Омске представлено в широком ассортименте и различных ценовых категориях, от дешевого пива массового производства, но известных брендов до дорогостоящего, «живого» пива, представленного лишь в специализированных торговых точках.

Таким образом, для повышения конкурентоспособности необходимо использовать наиболее сложную теорию роста – стратегию проникновения на рынок, которая предполагает использование всех возможных ресурсов для привлечения потенциальных потребителей, расширения рынка сбыта, увеличения ассортимента и активную политику продвижения.

Стратегия предполагает следующие подвиды стратегий:

Стратегия «удержания периметра обороны»

Предполагает определенный уровень интернационализации экономических отношений фирмы с другими странами и расширение оборонительных действий за пределы рынка собственной страны до границ так называемых нейтральных рынков, которые представляют для данной фирмы своеобразный санитарный кордон, не позволяющий проникать на свои отечественные рынки.

Стратегия «бой в арьергарде»

Предполагает завоевание рынков в ближайших тылах основных своих конкурентов, когда оборонительная война выходит на ближайшие к ним рынки.

Стратегия «партизанской войны»

Предполагает осуществление торговых вылазок и спланированное беспокойство конкурентов на их собственных рынках, с тем, чтобы заявить о своей, конкурентной силе, не допустить у них желания проникнуть на позиции фирмы на нейтральных и внутренних рынках и побудить конкурентов идти на договоренности с ними по разделу рынков, на рыночные компромиссы и координацию торговых действий.

Стратегия диверсификации или распыления зарубежных рынков

Предполагает проникновение на значительное число зарубежных рынков с целью обезопасить себя от возможных рисков и зависимости от характера и состояния рыночного спроса отдельных стран и узких сегментов.

Из данных стратегий наиболее выгодной является стратегия «партизанской войны», так как доля рынка «Полянского пивзавода» невысокая и в условиях конкуренции нельзя проводить открытую конкурентную борьбу из-за рыночной силы конкурентов.

Из стратегии лидерства наиболее выгодной является стратегия нишера, потому что пиво нашего предприятия является качественным и недорогим, оно ориентировано на средний класс. Однако мы вступаем в борьбу с конкурентами, продающих живое пиво в специализированных киосках и их довольно много.

Согласно рассмотренным матрицам и сделанному Swot-анализу, в работе «Полянского пивзавода» главным является распределение. Пиво данных марок представлено в небольшом количестве торговых точек, поэтому одной из главных задач продвижения является увеличения системы распределения путем распространения продвижения в наибольшее количество торговых точек.

В ООО «Полянский завод пива и кондитерских изделий используется одноуровневый канал, т. е. производитель (ООО «ЛПЗ») – посредник (магазины) – конечный потребитель).

Для улучшения конкурентоспособности предприятия предлагается ввести дополнительный канал распределения – торговых агентов. Это будет наименее затратный способ повышения конкурентоспособности. Для того, чтобы в этом убедиться, сделаем расчет экономической эффективности, используя маржинальный метод учета затрат.

Для планирования, учета и анализа производственные затраты предприятия объединяются в однородные группы по многим признакам.

1. По видам расходов. Группировка по видам расходов является в экономике общепринятой и включает в себя две классификации: по экономическим элементам затрат и по калькуляционным статьям расходов.

Первая из них (по экономическим элементам) применяется при формировании себестоимости на предприятии в целом и включает в себя пять основных групп расходов: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты.

Вторая группа затрат (по калькуляционным статьям) используется при составлении калькуляций (расчет себестоимости единицы продукции), позволяющих определить, во что обходится предприятию единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов работ и услуг. Необходимость данной классификации вызвана тем, что расчет себестоимости по вышеприведенным элементам затрат не позволяет учесть, где и в связи с чем произведены затраты, а также их характер.

 

Таблица 11 Классификация затрат по экономическим элементам и калькуляционным статьям.

Группировка затрат на производство по экономическим элементам Группировка затрат на производство по калькуляционным статьям расходов
1. Сырьё и основные материалы (за вычетом возвратных отходов). 2. Покупные комплектующие изделия и материалы. 3. Вспомогательные материалы 4. Топливо со стороны 5. Электроэнергия со стороны 6. Заработная плата основная и дополнительная 7. Отчисления на социальное страхование 8. Амортизация основных фондов 9. Прочие денежные расходы. 1. Сырье и материалы 2.Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий. 3. Возвратные отходы (вычитаются) 4. Топливо для технологических целей. 5. Энергия для технологических целей. 6. Основная заработная плата производственных рабочих. 7. Дополнительна заработная плата производственных рабочих. 8. Отчисления на социальное страхование. 9. Расходы на подготовку и освоение производства. 10. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования. 11. Цеховые расходы. 12. Общезаводские расходы. 13. Потери от брака (только производства, где потери разрешены в пределах установленных норм) 14. Прочие производственные расходы. 15. Итого производственная себестоимость. 16. Внепроизводственные расходы. 17. Итого полная себестоимость.

 

Анализ безубыточности.

Исходные данные для анализа

Пример для расчета пиво «Крепкое, 16%», пэт бутылка, объем 1,5 литра

Количество производимой продукции в месяц 20000 бутылок (бут)

Себестоимость продукции – 23,32 руб.

Отпускная цена – 35,33 руб.

 

Таблица 12

Затраты Стоимость
Амортизация 78800,00
Постоянные затраты: -общепроизводственные -заработная плата -общезаводские 75550,00 16800,00 35600,00 23150,00
Итого: 154350,00

 

Текущая ситуация приведена в отчете о прибыли по маржинальному методу:

 

Таблица 13

  На одну бут. Кол-во Итого, руб.
Выручка 35,33 20000 706600,00
Переменные затраты 23,32 20000 466400,00
Маржинальная прибыль 12,01 20000 240200,00

Постоянные затраты

154350,00

Чистая прибыль

85850,00

 

Точка безубыточности (1) по количеству бутылок рассчитывается по формуле:

Постоянные затраты/удельная маржинальная прибыль = количество бутылок при нулевой прибыли (точка безубыточности)

и будет составлять 154350,00/12,01 = 12 852 бут. Абсолютное отклонение при этом составляет 20 000-12 852 = 7 148 бут.

Для повышения уровня конкурентоспособности предприятия примем торговых агентов, 8 человек, и будем выплачивать им денежное вознаграждение от валовой прибыли в размере 0,3%. Предполагается, что объем продаж пива агентами будет не менее 10000 бут. в месяц. Таким образом к переменным затратам добавиться заработная плата агентов, которая составит 5652800*0,3% = 169584 руб и на 1 бутылку: 169584/160000 = 1,06. Тогда сложится следующая ситуация.

 

Таблица 14

  На одну бут. Кол-во Итого, руб.
Выручка 35,33 80000 2826400,00
Переменные затраты 24,38 80000 1950400,00
Маржинальная прибыль 10,95 80000 876000,00

Постоянные затраты

154350,00

Чистая прибыль

721650,00

 

Точка безубыточности (2) будет равна

154350,00/10,95 = 14096 бут.

А абсолютное отклонение составит 160 000 – 14 096 = 145 904 бут.

На графике представлена сложившаяся ситуация


Рис.18

 

Теперь сделаем прогноз ситуации, когда в организации учтена существующая система распределения с предложенной нами стратегии использования агентов.

 

Таблица 15

  На одну бут. Кол-во Итого, руб.
Выручка 35,33 90000 3179700,00
Переменные затраты 24,38 90000 2194200,00
Маржинальная прибыль 10,95 90000 985500,00

Постоянные затраты

154350,00

Чистая прибыль

831150,00

 

Точка безубыточности (3) будет равна

154350,00/10,95 = 14096 бут.

А абсолютное отклонение составит 160000 – 14096 = 145904 бут.

Изменение размера чистой прибыли

 

Рис. 19

 

Изменение абсолютного отклонения

Рис. 20

 

Анализ показал, что в результате привлечения торговых агентов, улучшаются финансовые показатели по чистой прибыли и абсолютному отклонению. Таким образом, появление нового канала распределении – торговых агентов – является целесообразным и экономически выгодным.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: