И. Кононова считает, что процесс формирования и развития гуманных проявлений в сюжетно-ролевой игре очень сложен и многогранен. Он требует от воспитателей постоянного контроля и руководства. В своих исследованиях автор определяет задачи по достижению определенных результатов в работе по формированию гуманных отношений к окружающим:
1) развивать у детей способность понимать состояние, настроение окружающих по выражению лица, интонации речи, эмоциям;
2) стимулировать у дошкольников положительные эмоции, выражающие чувства доброжелательности и заботливого отношения к людям;
3) формировать способы эмоционального содействия, умение утешать, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
Для реализации этих задач, по нашему мнению, необходимо создание педагогических условий:
- организация предварительной работы (беседа с детьми, наблюдения, чтение художественной литературы);
- пример проявления гуманного отношения со стороны воспитателя при организации учебно-воспитательного процесса, через оценку деятельности детей;
- руководство сюжетно-ролевой игрой;
- использование социальных сюжетов в сюжетно-ролевой игре, способствующих формированию гуманных отношений дошкольников к окружающим.
В исследованиях И. Кононова раскрывает сущность предварительной работы: "Если не уделяется должного внимания созданию условий для игровой деятельности и если знания детей о мире не обогащаются представлениями о разного рода взаимоотношениях между людьми, то они не овладевают умением согласовывать свои действия.
В результате действия носят в основном стереотипный характер, чаще всего они кратковременны, сюжет игры не развивается и не усложняется, а взаимоотношения весьма обеднены". [13]
Г.И. Радвил считает: "Руководство сюжетно-ролевыми играми детей шести лет должно быть направлено на расширение тематики и углубление содержания детских игр, на развитие самостоятельности и самоорганизации играющих детей, на формирование положительных нравственных качеств детей и коллективистских отношений". [24]
Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей автор делит на две группы:
Приемы прямого и приемы косвенного воздействия.
Приемы косвенного воздействия на сюжетно-ролевые игры детей.
I. Обогащение представлений и знаний детей
- экскурсии;
- встречи с известными людьми;
- наглядное восприятие явлений и фактов, непосредственное участие в той или иной деятельности;
- чтение художественной литературы;
- рассказывание;
- беседы.
Этот прием позволит отвести игре должное место в педагогическом процессе.
II. Создание игровой обстановки
- наборы игрушек и атрибутов для игр на бытовые темы и на темы труда взрослых;
- материал для игр должен располагаться по темам и назначению в доступных детям шкафах;
- участие детей в изготовлении атрибутов развивает их интерес к содержанию игры.
Этот прием очень эффективен в развитии и поддержании интереса к игре, в обогащении и углублении ее содержания.
III. Предложение темы игры
- рассматривание иллюстраций, картин, детских рисунков;
- чтение книг;
- рассказы воспитателя, детей.
использование этого приема помогает сблизить учебный процесс и игру, использовать игру для уточнения и закрепления знаний, для развития некоторых умений и навыков.
IV. Беседа по ходу прошедшей игры
- продумать ход беседы;
- анализ содержания игры;
- оценка партнерских отношений;
- выяснить оценочную позицию самих детей.
V. Наблюдение за играми детей другой группы.
VI. Разговор с детьми о содержании предстоящей игры
- о возможном сюжете игры;
- о создании игровой обстановки;
- о распределении ролей;
- об использовании атрибутов.
Этот прием помогает выяснить уровень подготовленности игры и при необходимости наметить пути восполнения упущенного.